Стиль — это я!
- Рубрика: Занимательные истории
- Виды творчества: Разные виды творчества, Декорирование
Вот только что, вот прямо сейчас, в Москве закончилась выставка Романа Петровича Тыртова, или ЭРТЕ (1892 — 1990 гг.).
Именно под этим именем выезжал он когда-то из России. Задолго до революции. И нам всем повезло, что у Романа Петровича была такая интуиция. Иначе, с его то дворянским происхождением и его пристрастием к стилю Ар-деко, его, наверное, поставили бы к стенке одним из первых.
Чудесная выставка, я бы даже сказала — волшебная. Совсем небольшая. Пять десятков восхитительных полотен в технике шелкография. Несколько иллюстраций из журналов и календарей. Несколько изумительных по исполнению скульптур...... И маса волшебства. Искроментный юмор, немного иронии. И, я уверена, Роман Петрович всегда улыбался, когда создавал свои работы.
А вообще наследие Мастера обширно. Он и сам был трудоголиком. Да еще и ему повезло быть востребованным на протяжении всей его долгой творческой жизни. И клиенты и музеи были рады любой иллюстрации, подписанной Эрте.
Известный дворянский род Тыртовых был возмущен подобным поступком. Еще бы — несколько поколений блестящих офицеров за плечами. Отец его, адмирал Петр Иванович Тытртов служил начальником Морского инженерного училища. И конечно все надеялись, что и Роман продолжит славную карьеру своих прадедов, и будет верно служить Империи на флоте. Ну или хотя бы на суше. Как же все были шокированы выбором маленького Романа.
Юный Роман все сделал так, как считал нужными, так как считал лучшим для себя. Он начал рисовать в три года, и уже к шести годам точно знал, чем именно он хотел бы заниматься всю свою жизнь. Еще бы. По эскизу шестилетнего мальчика матушка его сшила себе вечерний туалет. Который вызывал неизменное восхищение и завистливые взгляды в обществе.
Посещение Эрмитажа, оперы и привычка много читать — благо библиотека в отцовском доме была богата, в том числе и альбомами с репродукциями китайских и японских миниатюр — вот что было любимым времяпрепровождением мальчика. Рисунок и танцы привлекали его больше, чем шпага и эполеты! Он брал уроки живописи у Репина Ильи Ефимовича, а балету его обучала Мария Петипа, дочь Мариуса Петипа . И отточенная балетными уроками пластика собственного тела помогала в последствии создавать ему невыносимо жеманные, утонченные образы, прославившие стиль ар-деко.
Огромным событием в жизни мальчика стало посещение Всемирной выставки в Париже в 1900 году, где он побывал вместе с мамой и сестрой. Всемирная выставка — место фантастических преобразований, произвела на мальчика сильнейшее впечатление. Но и сам город очаровал юного дворянина.
Париж в те годы был признанным центром моды и стиля. Он хранил традиции и изобретал новые направления в искусстве. Город бурлил и жил новыми идеями. Ярко и радостно. Сумасшедший, элегантный, немного снобистский Париж покорил Романа. И тогда-то он и понял, что его место тут. Но Париж, ах, Париж — место приключений и вдохновения.
И вот российский аристократ, едва успев закончить гимназию, .. бросил все! и укатил в Париж :) У него были другие интересы. Его равно интересовали театр, рисование и мода. И спасибо семье. Хоть и не вызывал восторга его выбор у папы, но сына своего он не стал удерживать и принуждать к военной службе, как сам мечтал.
Да, гений гениален во всем, в том числе и в предвидении… много лет спустя, в 1923 году, когда Эрте с помощью благотворительных организаций с трудом вызволил семью Тыртовых из СССР, отец признал: «Ты был прав, что уехал»…
Ну а пока — вперед, к покорению Парижа! Поначалу Роман Петрович служил парижским корреспондентом петербуржского журнала «Дамский мир». Ну и чтобы не позорить семью, он взял псевдоним ЭРТЕ — акроним имени и фамилии. Позже появился еще один псевдоним — Роман де Тыртов. Вроде как и французский аристократ :) хотя это кончено невозможно — Франция уже лет 40 как была республикой, когда Роман Тыртов впервые посетил Париж.
Совсем юным, в 19 лет, обосновался Роман в Париже и стал заметным представителем знаменитой «парижской школы», одним из многих юных гениальных шалопаев.
В 1913 году молодой Тыртов поступил на работу в модный дом Поля Пуаре. Пуаре Великолепный (как его называли) — первый кутюрье, кто стал рассматривать моду как одну из форм художественной выразительности в ряду произведений высокого искусства.
Увы, уверовав в свою гениальность, юный Эрте решил отделиться от своего покровителя и создать собственный дом моды. Пуаре это, конечно, не понравилось. И через суд он закрыл новое предприятие, да еще и получил немалую компенсацию, оставив бывшего партнера без средств к существованию… Хоть для кого-то это стало бы крахом. А Романа лишь подтолкнуло к поиску новых сфер приложения своего таланта. И он повернулся к теме сценических костюмов. А заодно и к оформлению всего театрального действа. Он стал работать для Тетра «Ренессанс», где в то время блистала Мата Хари.
Мата Хари открыла парад одетых им для сцены звезд, среди которых не последнюю роль играли Анна Павлова и Сара Бернар.
В 1925-м началось его сотрудничество с голливудской киностудией «Метро Голдвин Майер» — сначала он одевал актрис «великого немого», в том числе Лилиан Гиш и Мей Мюррей, позже «обрабатывал» костюмами такие блокбастеры, как «Бен Гур»).
В то же время Эрте подписал контракт с журналом мод Harper's Bazaar, американским ежемесячным журналом, для которого уже в 1915 году создал более 200 рисунков и оформил несколько обложек. Именно это сотрудничество принесло ему мировую славу и позволило прийти в Голливуд.
До 1937 года публиковал на страницах этого журнала свои модели. Если поверить главному редактору, что «сочетание американской организации и французского вкуса — лучшая комбинация в мире», то ясно и какое место занимал Эрте в иерархии моды. Позже его пригласили такие знаменитые журналы мод и стиля как «Vogue», «The Illustrated London News», «Cosmopoliten», «Ladies'Houm Journal».
Он разрабатывал модели одежды и обуви, рисунки для тканей, аксессуары — во Франции (!), стране, где индустрия моды сделалась национальным достоянием. Он создавал рисунки для тканей и эскизы интерьеров, мебели и ландшафтных дизайнов. и даже немного инженерии :). Гений его и интересы были всеобъемлющие.
На его собственную виллу, построенную в окрестностях Монте Карло, приезжали самые признанные художники и эстеты. И просто любопытсвующая публика.
Так описывал посещение Эрте в 1918 году Говард Грир, голливудский художник по костюмам: «Вилла Эрте находилась на вершине холма, над казино «Монте-Карло» и прилегающими садами. На вокзале меня ждал фиакр. Лакей, одетый в сюртук в зеленую и белую полоску, с черными атласными рукавами, открыл мне двери виллы. Меня провели в огромную, светлую комнату, где единственной мебелью были большое бюро и стул, поставленный в самом центре на черно-белом шахматном мраморном полу. Стены были завешены серо-белыми полосатыми занавесами, висевшими очень высоко. Вошел Эрте. Он был одет в широкую пижаму, отделанную горностаем. Огромный персидский кот, выгибая спину, скользил между ног вошедшего... «Хотите видеть мои эскизы?» — спросил Эрте и, подойдя к стене, потянул шнур, раздвинув серо-белые шторы; открылись сотни рисунков в рамках, развешанных строгими рядами. Мне показалось, что никогда не существовало более плодовитого и более утонченного художника, чем этот маленький русский, рисовавший дни и ночи экзотических женщин с удлиненными глазами, извивающихся под тяжестью меха, перьев райских птиц и жемчуга…»
Знакомство с Сергеем Дягилевым привело Эрте на балетную сцену., но, увы, получив более выгодное, щедрое предложение, Эрте укатил в Америку. :) Может и к лучшему. Дягилев был скуп и нещадно эксплуатировал своих друзей. :) Например Бакста.
В 1929 году он произвел реформу мужской моды, отстаивая права мужчины носить парчу и шелк, как это они делали в XVIII веке. Позже он стал создателем моды унисекс, вырисовав модели спортивных костюмов, одинаковых для мужчин и женщин. Унисекс — понятие шестидесятых. Но приоритет авторства — за Эрте. Да, не Шанель, а именно ЭРТЕ придумал стиль унисекс. Шанель же ввела в женский гардероб мужские брюки и рубашки.
С 1927 года проходят его персональные выставки. Одной из них, 1967-го, Эрте очень гордился: "«Думаю, еще не было прецедента, когда музей купил бы полную коллекцию здравствующего художника». И действительно, Музей Метрополитен приобрел все 170 экспонатов. В Музее готовилась выставка «Эрте и современники».
Вертинский по поводу вечера, устроенного в 1931 году Эрте в одном из парижских ресторанчиков, гвоздем которого стала кулинарная «инсталляция» — десерт, «скомпонованный» из экзотических плодов, увенчанный голубой клубникой (не красной же!): «Я потом два дня ходил, словно затерявшись в зеркальной вселенной, где сквозь туман проявляются причудливые города, воздушные шары качаются как привязанные, а неизбыточность мига разлита в бесконечности воображения…»
В 60 годы Эрте увлекся скульптурой — малые формы, изысканность и четкость линий — стиль ар-деко снова вошел в моду. В это время началось возрождение интереса к искусству и стилю начала века. И в это время, в 60-е 20-го века, Эрте был единственным художником, кто стоял у основ стиля ар-деко. Его карьера вновь вспыхнула ярким светом на гребне новой волны интереса.
Ему было под восемьдесят, когда на волне нового интереса к ар-деко, чему не мало способствовал фильм «Кабаре» с Лайзой Минелли, он превратился в мегазвезду. Ежегодно его работы продавались на сто миллионов долларов.
Он продолжает разрабатывать дизайн ламп и ювелирных изделий, мебели и афиш, плакатов и маек, игральных карт и аксессуаров, делает графику (в том числе прославленные шелкографии и литографии), скульптуру, пишет маслом, гуашью и темперой. Написал и издал (1975) книгу воспоминаний — «Вещи, которые помню». А в возрасте 97 лет сделал афишу, эскизы декораций и костюмов к мюзиклу «Звездная пыль».
Смерть его была неожиданна и случайна — заболел он на острове Маврикий в Индийском океане, умер спустя три недели в Париже.
«Воображение — главное в моем творчестве, — любил повторять Эрте. — Все, что я делал в искусстве — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель — движение танца». ЭРТЕ
К моему глубокому сожалению и стыду, я ничего не знала об этом человеке. Кроме платков с принтом «эрте». Да именно так, с маленькой буквы. Потому что полагала, что это всего лишь стиль принта. ДА, посыпаю голову пеплом. Лишь прочитав об открытии этой выставки, я полезла в всемогущий Гугл,.. и сделала для себя ОТКРЫТИЕ….
Так я узнала о человеке, который с полным правом говорил о себе: «Стиль — это я»
Побывав на это маленькой выставке, вы с ним согласитесь!
Три десятка работ — в основном шелкография. И несколько статуэток — бронза, фарфор…. И бездна стиля . И невероятное трудолюбие и творческая мысль, не прекращавшая работать ни на мгновенье! Не зависимо от того, был ли Роман Тартов в моде, или о нем забывали. Он сам себе стиль. Мода. И закон творчества.
Выставка заканчилась 10 января 2020 года.
Но надеюсь — теперь уже не навсегда. И, как только будет организована новая — я буду в первых рядах. Удивительный Мастер, удивительная жизнь.