О бирюзе...

О бирюзе... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня я хочу поговорить о бирюзе. Вернее, о "бирюзе", которой так много, в том числе и на Ярмарке.

Я не претендую на натуральную не прессованную бирюзу, она и правда дорогая, редкая  и практически не встречается в современных реалиях. Цена изделия даже с небольшой вставкой из природной бирюзы начинается в среднем от 200 долларов, и вряд ли кто-то будет делать из нее бусы.

Но прессованная бирюза - это вполне доступно. Что такое прессованная бирюза? Это измельчённые в порошок частицы низкосортной и некондиционной  бирюзы, либо отходы высокосортной природной бирюзы, скрепленные между собой органическими или синтетическими цементами и спресованные в брикеты для дальнейшей обработки и огранки.

Я таковую не считаю подделкой и с удовольствием использую. Вот так он выглядит при увеличении:

 бирюза

Обратите внимание, что материал состоит из отдельных фрагментов, различных по цвету и размеру, границы которых мы видим.

Но, к сожалению, очень часто под видом прессованной бирюзы продается то, что к бирюзе не имеет никакого отношения. И вообще к камням тоже.

Итак, какие же бывают подделки?

  • прокрашенные в массе природные минералы

  • искусственные материалы, которые имитируют цвет природной бирюзы.

Из первых чаще всего встречается гоулит, окрашенный в бирюзовый цвет. В принципе, я ничего не имею против гоулита, это природный минерал. И хотя и не люблю крашенные камни, он имеет право на существование. Конечно, с оговоркой, что продавец не забыл мне сообщить, что я покупаю гоулит прессованная бирюза

И наконец, есть то, чего я не переношу органически - пластмасса, синтетика.

Как ее отличить:

Попробуйте поцарапать камень. Если бирюза царапается слишком легко, стружкой или белым порошком - это пластик.

имитация бирюзы

Если мы говорим о бусинах, то все еще проще - там есть дырочка. И если в нее заглянуть, можно увидеть много интересного!

как отличить бирюзу

Видите, какая "пушистенькая" дырочка?! А можете предствить, чтобы тончайшие фрагменты камня не крошились, а стали такими волокнами? Нет? Вот в том-то и дело! Это я снимала под микроскопом, но если знаешь, что можешь увидеть, можно увидеть и в лупу. Это пластмасса, полимерный материал.

 Есть еще способ: накалите иголку и коснитесь камня. Пластиковые имитации начнут плавится с характерным запахом горелой пластмассы. Можно подержать бирюзу над спичкой: если будет чернеть и плавиться, если появится характерный пластмассовый запах - значит, это пластик .Этот способ я показывать не буду, так как "подопытные" бусины я верну продавцу в целости и сохранности.

Обратите внимание: наша "подопытная" бусинка "рябая", со множеством светлых участков.

Это тоже признак подделки. Бирюза бывает или однотонная, если она натуральная, или из отдельных кусочков, если она прессованная (см. фото выше).

За помощь в подготовке этого  материала благодарю эксперта-геммолога НП "Федерация судебных экспертов" Урусова Ивана Валерьевича.  

Комментарии (6)
SimSim-1 07.06.2013

Большое спасибо Юля!, Это ценная информация, пошла пытать свои бусинки!

ГАЛИНА 07.06.2013

Невероятно ценная статья{#}К сожалению, бОльшая часть мастеров, торгующих камнями, действительно продаёт синтетику или в лучшем случае гоулит/говлит.

Большое спасибо, Юля{#}!

Юлия Зимина 07.06.2013

Добрый день, Галина, рада видеть!

Да, я не смогла показать бусину из бирюзы, хотя бы прессованной, по одной простой причине - не могу купить {#} На картинке - мой очень старый кулон. А на ярмарке три раза пробовала купить - и возвращаю в магазин.

Рада, если эта заметка кому-то поможет. А я решила - ну ее нафик, эту бирюзу, не буду больше покупать. По фото не поймешь, а возвращать ее это все равно лишние телодвижения.

ГАЛИНА 07.06.2013

А я вот так купила серьги типа серебряные и типа с лазуритом... Тоже иголкой поцарапала, дешевый пластик оказался, и уж явно не в серебре, проба серебра только на швензах, которые здесь на ЯМ 30 р стоят, вот такие тут честные мастера... Просто ужас...{#}

спасибо!!! отправилась портить хорошие бирюзовые бусы{#}

С удовольствием прочитала Вашу статью. Как раз то, что мне нужно знать про прессованную бирюзу, спасибо)))