Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Долой творческий кризис, или как вернуть музу

Долой творческий кризис, или как вернуть музу

Виды творчества:   Разные виды творчества
Долой творческий кризис, или как вернуть музу | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, уважаемые мастера и мастерицы.

У каждого из нас, наверное, бывают в жизни периоды, когда уходит вдохновение – и не работается, и не творится, вот хоть ты тресни.

И куда-то пропадает творческий зуд, и собственные идеи кажутся скучными и банальными, и даже нитка запутывается после двух стежков – не иначе, нарочно, чтоб только досадить.

В такие моменты в голову невольно начинают лезть унылые мысли: что я делаю? Зачем я это делаю? Для кого я это делаю? А может, лучше вообще ничего не делать?

Стоит им только поддаться – и вот она, хандра во всей ее черно-белой красе. Недолго и руки опустить.

К примеру, на одном широко известном бисерном сайте полно подобных тем - стоит только зайти в блоги, как тут же наткнешься на очередной крик о помощи: «Пропало вдохновение! Что делать?» А то увидишь и совсем пессимистичное: «Завязываю с творчеством, распродаю все свои материалы».

Причины для побега у музы могут быть самыми разными, но все же есть некоторые общие тенденции.

Попробуем в них разобраться.

1)  Одна из самых распространенных причин - банальная усталость.

Мы все стараемся успеть как можно больше и вечно жалуемся, что в сутках всего 24 часа. Мы выгадываем время на творчество у семьи, детей, работы, друзей, до утра засиживаясь над очередным шедевром. Мы едим на бегу, спим несколько часов в сутки и утверждаем, что самые лучшие идеи приходят в голову далеко за полночь. Мы радуемся, что наше тело спокойно переносит подобный образ жизни, и даже гордимся своей выносливостью, при случае хвастаясь: «А я вчера вообще до пяти утра сидел, зато успел вовремя!».

Но наш организм, который мы так нещадно эксплуатируем – существо капризное и крайне злопамятное. Нам может до последнего казаться, что мы превосходно себя чувствуем, и «свободный» образ жизни – это именно то, что идеально подходит «свободному» художнику. А потом наступает предел, когда в одно мгновение куда-то исчезают мысли, силы, вдохновение, и из пышущего энтузиазмом творца человек превращает в жалкую тряпочку. «Доигрался?» - сурово говорит организм – и наотрез отказывается работать.

Самые выносливые могут существовать в подобном режиме не один год, считая, что «был бы настрой – а силы возьмутся» или «я сова, мне раньше четырех утра в принципе не заснуть, лучше поработаю».

Но расплата за небрежность по отношению к себе неизбежна. И рано или поздно организм даст сбой – морально ли, физически ли, духовно ли – но от нее не уйти.

Очень ярким и показательным примером стал для меня один замечательный художник, талантище и звезда рунета. Несколько лет бесперебойной работы по ночам, несколько лет сумасшедшего вдохновения, несколько лет утверждений, что творить можно только в темноте – а потом жесткий график и случайно оброненная фраза: «я больше не сижу по ночам».

Причина оказалась проста - нервные срывы, депрессия, бессонница.

Потому, как бы ни хотелось успеть как можно больше, лучше не насиловать себя в попытке сделать работу одним махом, а работать систематически – понемногу, но каждый день. Даже ежедневные два часа, зато семь раз в неделю, отведенные на работу, в итоге дадут больше, чем три бессонные ночи за работой и четыре ушедших в никуда дня под девизом «я отсыпаюсь».

2)  Еще одна возможная причина – сужение кругозора.

Вливаясь в тот или иной вид творчества, мы зачастую погружаемся в него с головой. Читаем тематические блоги, смотрим тематические сайты, следим за творчеством коллег по цеху – и постепенно забываем, что в мире, кроме нашей обожаемой работы, существует много других интересных вещей. А между тем, наш мозг, не получая новой и главное – разноплановой информации генерирует идеи все более медленно и вяло. Интернет приучает скакать нас по верхам новостей, статей и блогов, не вникая в содержание слишком глубоко, и вот у нас уже пропадает привычка читать книги, смотреть фильмы, исследовать заинтересовавшие темы, посещать совершенно различные мероприятия – словом, расширять свой кругозор. А ведь идеи могут приходить из самых неожиданных источников, совершенно не связанных с творчеством!

3) Следующая причина, по которой в минуту творческого кризиса все может начать валиться из рук – отсутствие привычки фиксировать свои мысли и идеи на бумаге. Наверняка почти у каждого есть на рабочем компьютере папка с «вдохновлялками», куда добросовестно и старательно копируются все понравившиеся фотографии. Предполагается, что в свободную минутку мы открываем эту папку и проникаемся новыми идеями, но вот беда – чаще всего эти прекрасные картинки существуют в нашем сознании всего один миг – пока изображение копируется в папку - а потом мы навсегда про них забываем!

Именно поэтому так полезно иметь свой скетчбук – блокнот, тетрадь или альбом, куда записываются пришедшие в голову идеи и зарисовываются эскизы и наброски будущих шедевров. То, что мы отметили на бумаге, наше сознание помнит дольше, чем то, на что мы посмотрели несколько секунд и дали зарок «потом вернуться и лучше рассмотреть». К тому же в минуты «кризиса» нет ничего проще, чем нырнуть в скетчбук, выбрать эскиз и приняться за работу.

4) Еще одна важная причина, по которой муза может быть не в духе – отсутствие реакции со стороны окружающих.

Одно дело, когда отзывы негативны – да, печально, но ясно, что нужно над собой работать. И другое – когда мастер в ответ слышит лишь молчание. Творческому человеку необходимо удовлетворение от своей деятельности, и складывается оно в том числе и из похвал других людей. Мало быть самому довольным своей работой – всегда хочется услышать подтверждение. Похвала стимулирует на новые свершения, заряжает энергией, не говоря уже о том, что повышает самооценку и придает уверенность в себе.  

Из достаточно обширного круга «творческих» знакомств я знаю только одну мастерицу, которая творит совершенно невероятные, потрясающие вещи – и никуда их не выставляет и практически никому не показывает. Увидеть их можно только на редких местных выставках да у нее в гостях. На вопрос: «Неужели тебе не хочется услышать реакцию на свои вещи, показать их миру?» мастерица только недоуменно пожимает плечами и говорит: «Зачем мне чья-то реакция, я и так знаю, что они классные, а больше мне ничего не надо».

Но большинству творцов реакция все-таки необходима.

Что же делать, если наступает период, когда отдачи по какой-либо причине не следует?

На этот случай полезно сохранять странички своих работ с положительными отзывами, чтобы в минуту уныния открыть, прочесть, вспомнить, улыбнуться – и приняться за работу с новыми силами!

5) Вспоним еще один важный пункт, который может тянуть на дно. Имя ему - незавершенные проекты.

Наверняка у многих есть заветная коробочка, в которую складываются «недоделки». Надоело, возникла трудность, кончились материалы – и вот «недоделка» может поселиться в коробочке на недели, а то и месяцы. А может и вовсе не дождаться завершения, пойдя под ножницы.

Между тем, каждое незавершенное дело оседает на нас тяжким грузом, даже если мы этого не замечаем. Чем больше незавершенных дел, тем меньше хочется начинать что-то новое. И получается та ситуация, когда и к старому руки не тянутся, и к новому нет охоты. А там недалеко и до нашей полосатой хандры.

Выход здесь один – стиснуть зубы и начать завершать проекты, через «лень» и «не хочу». Либо окончательно с ними распрощаться, оставив мысли в духе «Когда-нибудь потом доделаю».

6) И напоследок – причина, которая, пожалуй, свойственна творческому человеку как никому другому. А именно – однообразность работы.

Необязательно речь идет о бесконечном повторении похожих изделий. Ощущение однообразия может наступить и из-за эксплуатируемой тематики, и из-за одинаковых цветовых сочетаний, кочующих из работы в работу, и из-за используемых раз от раза материалов.

Выход – позволить себе что-то принципиально новое: незнакомую технику, иную подачу, наконец, купить тот дорогущий материал, разориться на который не позволяет любимая жаба, но при виде которого так горят глаза! И очень скоро муза вновь вернется бодрым шагом.

Так что, если вдруг наваливается «беспричинная» тоска и отсутствие вдохновения, стоит заглянуть внутрь себя и подумать: «А в чем же все-таки причина?» Уверена, ответ быстро отыщется.

Хорошего настроения вам и деятельной музы!

Надеюсь, была полезна :)

С уважением, Евгения.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email