Года полтора назад я написала публикацию на тему: Когда тебе 50 лет. Как сберечь силы для творчества? Она неожиданно для меня получила широкий отклик здесь, на Ярмарке Мастеров. Я поняла, что вопросы «экологии творчества» волнуют не только меня... Освежить в памяти её можно тут
Начнём с того, что кризис сам по себе — это не плохо и не хорошо. Это просто переломный момент развития болезни, отношений, творчества... И, возможно, он даже полезен. Какая-то часть тебя либо гибнет, либо выздоравливает :) Всё дело в том, как к таким вещам относиться. Мне думается, кризис — это вызов, который надо научиться принимать. И ключевое слово здесь «научиться».
Вспоминаю давнюю историю, которая случилась со мной ещё во время работы в театре. Однажды у меня произошёл конфликт на производственной почве. Одна очень заслуженная дама, вся увешанная дипломами и медалями, словно породистая кошка, в качестве последнего аргумента в споре заявила:
- И вообще! Ты — дилетантка!
Это был момент истины. Я замолчала. Нет, я не обиделась. Я улыбнулась. Конечно, дилетантка! Несмотря на свои 40+, я молодая и открыта всему новому. Я готова учиться, и у таких заслуженных дам в том числе. Потому что совершенству, как известно, нет предела. Да и так ли уж мы совершенны?
Важно понимать, находясь в самой мрачной, глухой точке, что не всё влохо, а плохо, например, с планированием режима труда и отдыха. Или не хватает каких-то знаний. Или свежих впечатлений. И именно эти факторы привели к перенапряжению и усталости. К той ситуации, когда кажется, что всё надоело, и ничего не хочется. Да, надо уметь правильно организовать свою жизнь, чтобы в ней было место полноценному отдыху и получению новых знаний. Конечно, важно осознавать себя профессионалом, быть экспертом в своём деле. Но по ощущениям лучше оставаться вечным студентом. Кризис чаще всего настигает на пике развития, но мы-то до пика ещё не добрались!
Итак, речь пойдет, скорее, о предкризисном состоянии :) Вот некоторые полезные привычки творческого человека, которые помогают оставаться всё время на подъёме.
1. Копилка наблюдений.
Каждый, кто учился живописи хотя бы в детской художественной школе, помнит совет старых педагогов: всегда носите с собой карандаш и блокнот. Отличный совет, помогающий развить связь мозг/рука, что особенно важно для мастера ручной работы. А для тех, кто не умеет или не очень любит рисовать, есть работа полегче: фотографируйте! Телефон у нас всегда теперь под рукой. Камера даже недорогого смартфона позволяет без труда делать хорошие снимки. Для этого не надо ехать в экзотические места за красотами. Я выхожу из дома в сад и за несколько минут делаю 10-15 фотографий практически каждый день. Необычные сочетания цветов, состояние погоды, ракурс — природа всё время меняется. Когда жила в городе и каждый день ходила на работу, фотографировала утром во дворе. В обеденный перерыв, пробегая в кафе по заснеженной улице. Из окна троллейбуса даже. Вечером скинула на компьютер в особую папочку, из 15 фото отобрала 2-3 удачных, остальные в корзину. 10 минут времени. Что это даёт? Развивает чувство цвета, композиции, пропорций, свежесть восприятия.
2. Книжки с картинками.
У многих из нас в детстве была любимая книжка с картинками, которые мы знали наизусть, но продолжали подолгу рассматривать. У меня таких книг было несколько. Среди них «Оле-Лукойе» с чудесными иллюстрациями В. Пивоварова. А позднее — альбомы с репродукциями М.Нестерова и И.Билибина. Особенно увлекали немного мрачноватые, но почему-то очень понятные и узнаваемые сказочные пейзажи Билибина. Только позже я узнала, что он ездил в экспедиции на речку Егна. Этот дремучий лесной край расположен на стыке ярославской и тверской областей, совсем рядом с родным моим Рыбинском. Это ещё раз подтверждает мысль о том, насколько впечатления от увиденного, даже какие-то едва уловимые нюансы пейзажа, влияют на творческий почерк художника и мастера.
Поэтому другим важным упражнением я считаю детское рассматривание картинок, качественных репродукций и, конечно, если предоставляется возможность — посещение выставок. Что это даёт? Насмотренность, углубляет знания законов композиции, развивает ассоциативное мышление. Да разве перечислишь всю пользу от соприкосновения с творчеством выдающихся художников?
3. Старые добрые фильмы.
Вот это вопрос спорный. Раньше я, как многие мастера моего возраста, любила работать под привычный шелест «старых добрых фильмов» или сериалов. Конечно, это ведь так привычно и уютно! Но постепенно отказалась от этого. Почему? Как бы это объяснить... Может я и не вполне права, но у них свой дизайн, своя эстетика, далеко не совершенная, которую вы когда-то уже усвоили. И теперь многократное повторение, всё так ожидаемо и предсказуемо... Вряд ли это полезно для развития вашего творческого потенциала, исключение — если фильм действительно шедевр мирового кино :) Мне важно, чтобы глаза ничем другим, кроме работы не были заняты. А вот уши — пожалуйста. Аудиокнига, музыка — нечто такое, что не отвлекает и не сбивает с ритма.
Фильмы я предпочитаю смотреть вечером, когда все дневные запланированные дела выполнены. Кстати, это мне посоветовала одна умная дама-маркетолог как средство от профессионального выгорания. Должен быть хотя бы час в день, когда человек, не смотря на всю любовь к своему делу, не занимается и не думает об этом деле совсем.
Какие именно фильмы? Это дело вкуса. Я предпочитаю художественные. А ещё я предпочитаю фильмы иностранных режиссёров. Почему? У меня нет возможности посещать другие страны, общаться с людьми других национальностей. Но качественные, талантливые фильмы позволяют соприкоснуться с культурой других народов, избавиться от стереотипов. Что это даёт? Прежде всего расширяет кругозор, позволяет увидеть мир немного под другим ракурсом :)
4. Народное искусство.
На мой взгляд, хорошему мастеру просто необходимо изучать народные ремёсла, даже если его вид творчества не является традиционным. Почему? Да потому, что в подлинных произведениях прикладного народного искусства нет ничего случайного, каждая деталь продумана. Нет никакой красоты ради красоты. Вот эта осмысленность и подкупает при всём несовершенстве форм. И ещё. По сути дела, то, чем большинство из нас, мастеров занимается, — это и есть современное народное искусство. А в нём наряду с красотой всегда ценились польза, прочность, функциональность. Это же огромное неизведанное пространство для творческого роста! Причём знакомиться можно не только с материалами по своему направлению или искусству своего народа. Опять же, здесь вопрос расширения кругозора, способности переносить полученные знания из одной сферы применения в другую. Например, если я делаю куклы, это не значит, что старинные технологии приготовления пищи для меня бесполезны :) Я уж не говорю о секретах красильщиков ткани из Индонезии или лоскутного шитья из Японии. Вряд ли хватит жизни, чтобы всё это изучить основательно — так, чтобы сравняться с мастерами. Но этого и не требуется. Хотя бы иметь представление, это уже неплохо.
5. Общение с корифеями.
И в заключение, ещё одна полезная и очень приятная привычка. Давайте больше общаться с умными, одарёнными людьми,умеющими достигать поставленные цели. Неважно, кто они — художники, бизнесмены, учителя или преуспевающие бабушки-огородницы,вырастившие на своих 6-ти сотках целый ботанический сад. Главное, чтобы у такого человека было чему научиться. И тогда на мысли о творческом кризисе просто не останется времени.