Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Виды и классификация натуральной кожи

Виды и классификация натуральной кожи

Виды творчества:   Работа с кожей
Сумки своими руками

кожа

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность.  Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

 натуральная кожа

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

чепрак

 На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

 а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны. 

 Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

 юфть

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

 А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы. 

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

http://www.livemaster.ru/gallery/247431-moi-kozhanye-mechty 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email