Мексиканские украшения. Самобытность и верность традициям
- Рубрика: История рукоделия
- Виды творчества: Работа с металлом
Таско — «серебряная столица» Мексики. Пока Европа восхищалась Лаликом и Фаберже, жизнь маленького городка шла своим чередом. Эта обособленность помогла сохранить и развить самобытность ювелирных украшений.
Что отличает мексиканские украшения?
Камни, которые чаще всего встречаются в этих украшениях: оникс, аметист, красная яшма. Также попадаются обсидиан, вулканическое стекло и нефрит.
Особенное место занимает бирюза. Украшения с этим камнем создавали аборигены ещё за 200 лет до н.э.
Также выделяют три основных направления в ювелирных жанрах:
Религия — важный аспект жизни мексиканцев. Со времен древних майя и до сегодняшних дней мастера используют религиозные мотивы украшениях, подчеркивая присутствие духовности в своей повседневности.
Природа. Ювелиры мексики черпают вдохновение в природе — как и многие другие в мире. Но в отличие от знакомых нам работ, в мексиканских гораздо чаще встречаются местные птицы, змеи, рыбы и звери.
Художественные движения, среди которых выделяют сюрреализм и кубизм. Именно отсюда так много необычных форм и смелых решений в дизайне.
Испанские конкистадоры и американские архитекторы
В начале 16 века в мексиканские земли пришли конкистадоры. Их привели слухи о месторождениях серебра и минералов. Эти слухи не врали и в окрестностях Таско основали Королевскую шахту — главный поставщик серебра для Испанской короны.
Несмотря на малочисленность аборигенов, жизнь в Таско была насыщенной и до прихода испанцев. В деревне жил вождь, собиравший дань в ближайшей округе, а местные жители добывали камни для ритуальных и декоративных изделий. После прихода Кортеса городок разросся и приобрел знакомые черты колониального города.
Испанские ювелиры привезли с собой новые техники работы с металлом — филигрань, барельеф и гравировку. Также мастера научились инкрустировать изделия небольшими гранеными камнями. Это дало новый виток развития ремесла — в ранних изделиях были преимущественно крупные вырезанные минералы или кабошоны.
В мексиканских украшениях того времени много испанского влияния. Большинство украшений шли на экспорт, но ценились не слишком высоко — сравняться с уровнем европейских ювелиров было сложно.
После начала торговли с Азией в 17 веке ценность серебряных изделий возросла. Активизировались чеканка монет, создание ритуальных украшений — крестов, медальонов и литургической атрибутики. Из востока в Мексику привозились жемчуг, черепаший панцирь и цветное стекло. Так эти материалы также стали использоваться местными мастерами.
В начале 19 века страна переживала многочисленные революции и реформы не способствовали интересу к ювелирному делу. Тем временем запасы шахт истощались и почти на сто лет “серебряная столица” потеряла свой статус.
Новая эра для Таско началась с приходом молодого ювелира и профессора архитектуры Уильяма Спратлинг.
Уильям Спратлинг
В 1930-е года Уильям Спратлинг приехал в Таско с амбициозным планом возродить ювелирное дело города. Он наладил поставку серебра из недавно открытых шахт неподалеку и открыл мастерскую — Taller de las Delicias.
В работах Спратлинга доминировали традиционные мотивы доколумбовой Америки, которые сильно отличались от европейского стиля. Этнические элементы, богатые образами животных и растений, преображались в сочетании с формами ар-деко.
Спратлинг поставил на смелость и самобытность и не прогадал. В Америке, куда он экспортировал серебро, их оценили по достоинству. Вторая мировая война также сыграла роль в интересе к мексиканским изделиям. Европа перестала быть поставщиком предметов роскоши, поэтому американцы обратили внимание на необычные изделия Мексики. Это дало ещё один толчок в развитии ювелирного ремесла Таско.
Спратлинг настаивал на высоком качестве материалов и технологий, чтобы держать конкуренцию.
За возрождение и преобразование ювелирного дела, Уильма Спратлинга называют «Отцом серебра Мексики». Но он — не единственное громкое имя среди ювелиров Таско 20 века.
Маркировки автора: фигурные инициалы «WS», фамилий «Spratling» рядом с пробой серебра.
Коренной мексиканский ювелир, сильно повлиявший на развитие индустрии — Антонио Пинеда. В 14 лет он присоединился к подмастерьям в Taller de las Delicias Спратлинга. Антонио был талантливым учеником, но желание творить независимо сподвигло на открытие собственного магазина.
В 1941 году его работы попали на выставку в Сан-Франциско наряду с Георгом Йенсеном (Дания) и Маргарет де Патта (Америка). Там он нашел дистрибьютора, который открыл Пинеду Западному побережью.
Успех помог ювелиру не только развивать своё дело, но и помогать другим мастерам родного Таско. Он поддержал местный музей и помог организовать первые «ярмарки серебра» — Ferias de la Plata.
Отличительные черты украшений Антонио Пинеды — цельность и массивность. В широких браслетах и колье встречаются кабошоны лунного камня, аметисты и оникса. А вот граненые минералы — редкость.
Маркировки автора: инициалы «АР» в кругу, «jewels by Antonio» и самая распространенная «Antonio, Taxco» с короной.
Гектор Агилар
Как и Антонио Пинеда, Гектор Агилар начинал в Taller de las Delicias и продолжил путь как самостоятельный мастер и предприниматель.
С 1943 по 1950-й год Гектор Агилар работал с известным американским ювелирным брендом Coro. Компания специализировалась на создании costume jewelry (бижутерии), но в качестве эксперимента открыло ещё одно направление серебряных украшений.
Благодаря этому сотрудничеству он вложился в открытие собственного магазина Taller Borda. В нём продавались серебряные изделия самого высокого качества. Это были не только украшения, но декор для дома.
В отличие от большинства ювелиров, Агилар предпочитал 925 пробе серебра 940, 980 и 990. Мастер вдохновлялся архитектурой и ацтекской культурой. В его украшениях много изображений животных и простых форм.
Маркировки автора: фигурные инициалы «HA», «Taller Borda», украшения Coro с пометкой «Made in Mexico».
Марго ван Вурис
После брака с мексиканским ювелиром Антонио Кастилло, американка Марго ван Вурис переехала в Таско. Марго не была ювелиром — она была художницей, чьи эскизы порой использовала мастерская мужа.
Но Марго хотела независимо воплощать свои идеи. После развода с Антонио Кастилло, она открыла собственное дело — Margot de Taxco.
Стиль Марго ван Вурис интернационален — читается влияние восточного искусства, сказочных мотивов и сюрреализма.
Отличительная черта работ — яркая эмаль, которая сильно выделялась на фоне более модернистских и сдержанных в цветовом воплощении украшений мексиканских ювелиров.