Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Такая необыкновенная орская яшма

Такая необыкновенная орская яшма

Такая необыкновенная орская яшма | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я живу на Южном Урале, до границы с Казахстаном 20км, степи, ковыль, холмы...Природа бедна внешне, но в недрах нашей земли зарыты сокровища. Про одно такое сокровище хочу вам поведать. Текст и фото взяты из Интернета.

Небольшая гора Полковник на окраине города Орска принесла в свое время настоящую славу этому южноуральскому городу. Это одна из главных достопримечательностей Оренбургской области.

По сути это даже не гора, а небольшой холм, возвышающийся над уровнем текущей рядом реки Орь всего на 40-60 метров. Максимальная высота горы над уровнем моря – 240 метров. Холм вытянут с юга на север почти на три километра.

Хотя эту гору приметили еще в середине XVIII века, свое современное название она получила лишь чуть более века назад. В 1886 году на западном склоне горы открылся казенный Тургайский конный завод. Его управляющим был полковник Н.В. Балк. Отправляясь туда, местные жители говорили: «Пошел к полковнику». Постепенно это закрепилось в народной памяти. Так от звания управляющего конным заводом и произошло название горы.

Прославило на весь мир эту совершенно не примечательную с виду гору уникальное месторождение яшм удивительной красоты. Это самое известное уральское месторождение яшмы. Пестроцветные орские яшмы вообще считаются самыми красивыми в мире!.. Их отличает от других месторождений разнообразие окраски и рисунка. Тут встречаются практически все известные тона расцветок, среди которых преобладают красно-бурые оттенки.

Гора Полковник сложена из лавы и туфов базальтов, в которых-то и встречаются прослойки яшмы. На 90 процентов яшма состоит из кварца, а окраску ей придают примеси: эпидот, хлорит, гранат, пирит, магнетит, гематит и другие.

Это месторождение разрабатывалось более двух веков. Да и сейчас здесь без труда можно насобирать отличные образцы для домашней коллекции. Яшма здесь буквально повсюду!

О масштабах былых разработок орской яшмы свидетельствует оставшийся на вершине холма огромный глинистый котлован. Его диаметр около 300 метров, а глубина – 10-15 метров. Вокруг на склонах холма также немало ям – следов добычи.

Первые каменоломни на выходе яшм на реке Ори возникли в 1750-х годах, вскоре после появления здесь первых русских. В 1755 году в столицу отправили 14 повозок, нагруженных лучшими образцами орской яшмы. В те же годы уральские камнерезы начали изготовлять первые изделия из красочных орских пестроцветных яшм.

Яшму отсюда возили для изготовления искусных поделок в Екатеринбург на гранильную фабрику. Вплоть до революции орская яшма широко использовалась камнерезами.

В советское время с 1930-х годов о яшме вспомнили вновь. Из нее изготовляли яшмовую плитку, чернильницы, пепельницы, брошки, различные сувениры и украшения. До Великой Отечественной войны на горе Полковник добывали до 300 тонн яшмы в год. Затем масштабы производства снизились.

Изделия из орской яшмы горы Полковник можно увидеть в крупнейших музеях, в том числе в Лувре, Эрмитаже, Русском музее, музее ювелирного и камнерезного искусства Екатеринбурга. Особого мастерства в прежние времена требовало изготовление из монолитного камня огромных яшмовых ваз.

На горе Полковник бывал знаменитый советский минералог А.Е. Ферсман. О яшме он писал: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы  более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину».

Сейчас месторождение горы Полковник не разрабатывается, хотя запасы яшмы остались приличными. Заниматься добычей когда-то одного из самых известных уральских камней ныне оказалось невыгодно. О считавшейся ранее полудрагоценным камнем яшме в наши дни здесь совсем позабыли.

 Пестроцветные яшмы горы Полковник представлены тремя главными разновидностями.

Одну из них составляют яшмы с концентрическим рисунком типа разрезанной свеклы. Чередующиеся правильные или волокнистые кольца окрашены окислами железа и марганца в розовые, красновато-бурые и черные тона, соединениями хрома и никеля — в зеленовато-серые тона. Такие рисунки яшм возникают, по-видимому, в результате диффузии водных растворов и медленного перемещения растворенных в них компонентов.

Другая разновидность — это брекчиевидные яшмы, в которых наблюдаются обломочные фрагменты яшм, сцементированные тонко-зернистым кварц-гематитовым агрегатом.

Третья разновидность представлена яшмами с флюидальным рисунком, образованным светлыми и темными красными и фиолетовыми струйками, причудливо изгибающимися и сливающимися вместе. Во всех пестроцветных яшмах встречаются кварцевые прожилки, иногда содержащие магнетит и кубики пирита.

Академик А. Е. Ферсман писал об орских яшмах: «Самое замечательное в мире месторождение пестроцветной яшмы, гора Полковник, расположено в 6–7 км от города. Вот мои впечатления от осмотра этой горы. За рекой Орь... начинаются полосы яшм, а далее разработки камня - мелкие копушки. Каменистая, слабохолмистая степь покрыта волнующимся ковылем, усеяна бесформенными глыбами и осколками разноцветных яшм. Трудно дать характеристику этой яшмы, настолько разнообразны ее рисунок и окраска; свыше 200 разновидностей знаем мы в этом районе, и лучшие рисунки и расцветки, о которых мы говорили выше, относятся именно к яшмам этого месторождения».

Главным компонентом орской яшмы является тонкозернистый кварц, содержание которого достигает 90% Характерные примеси: эпидот, хлорит, актинолит, гранат, карбонаты, пирит, магненит, гематит, водные окислы железа и марганца, иногда — углистое органическое вещество

Происхождение орских яшм очень сложное: сначала они возникли как вулканогенно-осадочные породы на дне глубокого морского бассейна, а затем подверглись метасоматическим процессам в ходе метаморфизма заключающих их вулканогенных толщ.

Яшмы встречаются и в самом Орске. Еще в 1769 г. академик П. С. Паллас, посетивший город, обратил внимание на то, что Преображенская гора, на склоне которой были построены крепость и город, а в настоящее время восстановлен храм, состоит из разнообразных яшм различных оттенков. В окрестностях Орской крепости уже тогда были каменоломни, в которых добывались яшмы исключительной красоты. В описаниях Палласа называется Аспидная гора (от «яспис» — яшма).

 Специалисты утверждают, что удивительный камень имеет до 360 разнообразных цветов, тонов и оттенков.

камни

яшма

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email