«Щелкунчик» — сказка, наполненная тайной и ожиданием Чуда. Она нашла воплощение на бумаге, в музыке, танце и на большом экране. И всё это — самостоятельные произведения. У каждого есть преданные поклонники.
Первоисточник
Впервые повесть «Щелкунчик и Мышиный король» опубликована в 1-м томе «Детских сказок Карла-Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха де ла Мотт-Фуке и Э. Т. А. Гофмана». Это первое собрание детских романтических сказок в Германии. Три года спустя история о Щелкунчике и Мышином короле была напечатана в сборнике «Серапионовы братья».
«Серапионовы братья — четырехтомное собрание рассказов Гофмана. Это самый объемный памятник немецкой новеллистки эпохи романтизма. Он оформлен по примеру «Декамерона». Каждый рассказ в нём — история одного из членов литературного клуба. Этот принцип позволил собрать под одной обложкой и новые рассказы и уже изданные ранее, но не одобрительно встреченные критиками.
Сказку отметили не только критики и юные читатели. Говорят, прусского военачальника Августа Гнейзенау впечатлили батальные сцены с участием мышиного войска и армии кукол. Он признал в одном из писем, что Гофман «очень хорошо изобразил грандиозное сражение, убедительно обусловив поражение Щелкунчика завоеванием батареи, неудачно расположенной у матушкиной скамеечки для ног».
«Щелкунчик и Мышиный король» рассказывает историю о приключениях Мари Штальбаум. На Рождество девочке и её брату Фрицу крёстный Дроссельмейер преподносит волшебный замок с куклами. Среди них — щелкунчик, который на самом деле оказывается заколдованным племянником Дроссельмейера.
Почему щелкунчик?
Щелкунчик — не только кукла, но и приспособление для разделки орехов. Дроссельмейер выбрал в подарок щелкунчика неспроста. Согласно немецкому фольклору, щелкунчики приносят удачу и защищают дом от злых духов. Они также воплощают круговорот жизни. Когда орех попадает в землю, он вырастает в крепкое дерево. Существовал праздник, который отмечали непосредственно перед сбором бревен со старых деревьев. В этот день ели фрукты и орехи, которые воплощали в себе таинство вечного круга жизни.
Родина щелкунчиков — небольшой немецкий городок Зайфен. Его жители вырезали деревянных кукол — карикатур на князей и баронов. Однажды веселья ради кто-то из решил сделать деревянную игрушку механической и «заставить» ее щелкать орехи. Приспособление в таком оформлении обрело популярность и быстро разошлось по местным ярмаркам.
Балет Чайковского
Но знаменитый балет Чайковского основан вовсе не на произведении Гофмана, а на пересказе Александра Дюма-старшего. В центре этого сюжета — превращение куклы в прекрасного принца. По мнению Александра Всеволжского — директора Императорских театров — эта версия сказки идеально соответствовала будущему новогоднему шедевру.
«Щелкунчика» поставил на пуанты Мариус Петипа — французский балетмейстер и педагог. За большой вклад в театральное искусство Империи, Петипа даже получил российское подданство в 1894 году.
Музыку было поручено написать Чайковскому. Работа над балетом ему давалось тяжело. Легкомысленность сюжета Петипа плохо вязались с сильной и даже драматической музыкой. И балетмейстер, и Всеволжский регулярно давали советы и наставления композитору, отчего тот не раз пытался отказаться от проекта. В марте 1891 года он даже пишет брату: «Главное — отделаться от балета».
Но после исполнения сюиты к балету на концерте Русского музыкального общества мнение Чайковского о своей работе всё же несколько поменялось. Успех был оглушающим: из шести номеров пять по требованию публики были повторены.
Премьера балета состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. На его сцене впервые было задействовано так много детей. Все — юные ученики театральной школы императорской труппы. Но для масштабных сцен детей из школы не хватало, и роли солдатиков исполняли воспитанники лейб-гвардии Финляндского полка.
После представления дети получили по коробке конфет от Петра Чайковского. Как знать, возможно, именно после этого жеста благодарности конфеты на Новогодней ёлке стали традицией.
Вместе с премьерой балета состоялась и премьера нового для российского оркестра музыкального инструмента — челесты. Он похож на небольшое фортепиано с металлическими пластинами вместо струн. Под его хрустальные «тающие» звуки танцует Фея Драже в исполнении итальянской примы Антониетты Дель-Эра. Челесту Чайковский лично привез из Парижа и хранил в тайне до самого балета.
В 1919 году «Щелкунчик» появился на сцене Большого театра в Москве. Балет полностью был переработан хореографом Александром Горским и художником Константином Коровиным.
Сцена оформлена в виде сервированного стола с кофейным сервизом. Знаменитый вальс снежинок в конце первого акта заменили на танец Дедов Морозов и Снегурочек. Хореограф также убрал из сюжета фею Драже и принца Коклюша, которые в постановке Петипа танцевали адажио. Их роли он отдал главным героям — Мари и принцу Щелкунчику. Эта идея оказалась настолько хороша, что прижилась в России и в последующих постановках.
Вместе со временем и постановщиками изменялся не только сюжет, но и имя главной героини. Так Марихен Гофмана в балете предстает и как Мари, и как Клара. В 1920-х годах в постановке Федора Лопухова главная героиня и вовсе превращается в Машу, не оставляя намека на немецкое происхождение. А вот Фриц как отрицательный персонаж - остался при своём имени. Впрочем, со временем и мальчика стали называть Мишей.
Современная жизнь сюжета
И сказка Гофмана, и балет Чайковского — классика, которую стремятся переосмыслить.
Эксцентричная и неожиданная постановка балета увидела мир в 2001 году в Мариинском театре. Переделаны были не только костюмы с декорациями, но и либретто и мизансцены. Зрители увидели гротескный мир из огромных окороков и бутылей вина. Праздник в этом мещанском доме Штальбаумов — лишь повод развлечься и поесть. Маша в этой семье — одинокий и непонятый ребенок. Дроссельмейер дарит ей щелкунчика из жалости, а он становится её долгожданным другом.
Одна из последних масштабных воплощений истории Гофмана — фильм «Щелкунчик и четыре королевства», вышедший в декабре 2018 года. Главные роли исполнили Маккензи Фой, Кира Найтли, Хелен Миррен, Морган Фримен. Это красочная сказка, в которой есть немного и от «Алисы в Стране Чудес», и от «Хроник Нарнии». В сюжете особое место уделено размышлениям о взаимоотношениях отцов и детей, а также о том, как справляться с утратой близких.