Обновление пароля

 >  >  >  > Прекрасный клавесин: история музыкального инструмента

Прекрасный клавесин: история музыкального инструмента

Виды творчества:   Разные виды творчества

 музыка

Клавесин     -      (франц. clavecin) -  это щипковый клавишный муз. инструмент.

Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. работы датируется 1521. К. произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).

Первоначально клавесин был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм.

декор мебели

Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр).

декорирование мебели

Звук клавесина - блестящий, но мало певучий (отрывистый), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала сама по себе, без малейшего участия человека.

музыкальные инструменты

С целью усиления звучности К. применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. интервалы.

С нач. 17 в. вместо жильных использовались металлич. струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

творческий процесс

В 17-18 вв. для придания К. динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой. Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями.

творчество

Внешне К. обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. антверпенских мастеров Руккерсов.

 Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти.

Среди франц. клавесинистов кон. 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. клавесинная музыка - иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества.

У франц. клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра - характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич. картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки - обилие мелодич. украшений.

 Как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина - его однообразное по громкости звучание. Сила звука зависела не от того, с какой энергией музыкант ударял пальцем по клавише, а от упругости перышка, защипывающего струну. Искусные музыканты могли взять звук чуть-чуть громче или чуть-чуть тише, но для исполнения многих произведений такой небольшой разницы в силе звучания уже не хватало.

Были скованы и композиторы. В нотах музыкальных пьес, предназначенных для клавесина, они не могли указать «фортиссимо», то есть «очень громко», так как знали, что громче какого-то среднего уровня клавесин звучать не может. Не могли указать «пиано» и тем более «пианиссимо», то есть «тихо» и «очень тихо», ибо знали, что на такие нюансы этот инструмент тоже неспособен. Клавесины с двумя и тремя клавиатурами и комплектами струн делались так, чтобы эти комплекты были разными не только по тембру, но и по громкости. Музыкант мог хоть как-то варьировать силу звука, но и этого было уже недостаточно. Два разных музыкальных предложения можно было сыграть с различной громкостью, но внутри предложения звуки были однообразными по силе.

Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, вообще клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен то энергичным, то мягким движениям пальцев музыканта. Иначе говоря, мог как угодно гибко звучать и «форте», и «пиано». Стоит ли удивляться, что новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться — фортепиано?

Примерно со 2-й половины 20 века просыпается интерес к историческим инструментам, то есть к таким копиям старинных клавесинов,  изготавление которых производилось  бы в полном соответствии  со старинной технологией производства . Сегодня такие инструменты называются "Аутентичные клавесины".

А в наши дни обучение игре на клавесине в России возможно  в Санкт-Петербурге, Казани  и Москве.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email