Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Часть 1: Куклы Дружбы: короткий эпизод японо-американских отношений начала 20-го века.

Часть 1: Куклы Дружбы: короткий эпизод японо-американских отношений начала 20-го века.

Виды творчества:   Куклы и игрушки > Куклы
Куклы и игрушки > Народные куклы
Часть 1: Куклы Дружбы: короткий эпизод японо-американских отношений начала 20-го века. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В 1888 году в Японию приехал американский христианский миссионер Сидней Льюис Гулик (Sidney Lewis Gulick). Вероятно, поначалу (как и большинство европейцев в этой стране) Гулик видел свою миссию в просвещении диких японцев. "Бремя белого человека" и все прочее в том же духе.

Но сразу или постепенно, работая с людьми, обучая их английскому и учась самому, он проникся уважением и любовью к японцам. Настолько, что проработал в этой стране 25 лет, блестяще выучил японский язык, получил звание профессора теологии Университета Дошишя в Киото и читал лекции в Императорском Университете Киото.

куклы

С.Л.Гулик.

В 1913 году Гулик возвратился в Америку. И был неприятно поражен тем, как американцы относятся к живущим в Штатах азиатам и японцам в том числе. Толерантностью в Америке начала 20го века не то, чтоб "не пахло", даже слова, похоже, не существовало пока. И остаток своей жизни (а прожил он до 1945 года) пастор Гулик посвятил установлению дружеских неформальных, внеправительственных связей между двумя странами, которые он любил.

Когда в 1924 году был принят Закон об Иммиграции, устанавливавший квоты на количество приезжающих из некоторых "нежелательных" стран (в первую очередь закон касался иммигрантов из Азии - Китая и Японии), отношения между Японией и США, мягко говоря, испортились. Гулик поставил себе задачу сгладить насколько возможно в его положении эту напряженность. Рассудив, что с упертыми взрослыми сделать что-то вряд ли получится, он начал работать с детьми, объясняя им, что "нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного..." (с). Было организовано общество "The Committee on World Friendship Among Children", работу в котором пастор Гулик считал приоритеной для себя.

Зная, как японцы относятся к куклам и какое значение придают им, пастор Гулик попросил американских детей собрать кукол в подарок японским детям. Призыв распространился по всей Америке и за короткое время было собрано совершенно невероятное количество кукол. Каждая кукла получила имя и к ней прилагалось письмо, собственноручно написанное дарителем, с выражением всяческих дружеских чувств.

1го марта 1927 года 12 739 американских кукол прибыли в Йокогаму специальным пароходом. Светловолосые голубоглазые новомодные целлулоидные куклы были встречены со всем возможным почетом. Поскольку куклы прибыли как раз к празднику Хина Матсури, этот жест доброй воли оказался удивительно уместным и своевременным. Всех прибывших кукол аккуратно распределили по школам и прочим детским учебным заведениям всей Японии.

история

Японские девочки с американскими "куклами дружбы", которых в Японии называли "аои-мэ-но нингё" - "голубоглазые куклы".

Японский бизнесмен и банкир, один из "отцов японского капитализма" Шибусава Эйичи  взял на себя организацию ответного жеста дружбы.

япония

Шибусава Эйичи с "голубоглазыми куклами".

Учредив специальный Фонд для финансирования мероприятия, Шибусава Эйичи обратился к детям Японии с предложением пожертвовать каждому всего один сэн в этот фонд (один сэн - одна сотая часть йены, японская "копейка"). На собранные деньги лучшим мастерам были заказаны куклы "ичиматсу-нингё".
Ичиматсу-нингё (в Кансае их называют также "ичима-сан") появились в Японии в 18м веке. Названы они так были в честь артиста онна-гата театра Кабуки, Саногава Ичиматсу , который был необыкновенно популярен в том числе и за свою любовь к модным нарядам. Эти куклы представляют собой натуралистично выполненные фигурки детей примерно 5-6 лет (чаще всего девочек, но и мальчики не редкость), у которых ручки сгибаются в локтях, а ножки - в коленях и бедрах.

Голова, руки и ноги вырезаются из дерева и покрываются специальной пастой "гофун" из толченых раковин с клеевой основой. После затвердевания первого слоя пасты, фигурка полируется до ровного матового блеска. И покрывается следующим слоем. Опять полируется. И так - несколько раз. Пока поверхность не приобретет мягкую "фарфоровую" гладкость. По сравнению с фарфором, однако, гофун выглядит более теплым и живым. Туловище куклы делается из ткани, набитой ватой. Ичиматсу-нингё, в принципе, предназначены для игры. Их можно одевать-раздевать, усаживать, нянчить... Но реально редко кто действительно играет с такими куклами: очень уж дорогое удовольствие.
Всего было сделано 58 кукол: 47 - по числу тогдашних японских префектур, 6 - по числу крупнейших городов, 4 - японские колонии того времени (Корея, Тайвань, Сахалин и Маньчжурия) и одна от японского Императорского Дома.

51 одна кукла (префектуры и колонии) были заказаны токийской кукольной компании "Йошитоку" , известной с 1711 года. Куклы, представляющие крупнейшие города и Императорский Дом, были заказаны в Киото компании "Оки Хэйзо (Марухэй)" , также существующей со времен Эдо.
Куклы были около 81-83 см в высоту с натуральными человеческими волосами и стеклянными глазками. Каждая кукла стоила по ценам 20х годов около 150 йен. К ней были пошит полный набор парадного кимоно-фурисодэ со всеми полагающимися аксессуарами из настоящего высококачественного шелка. Это обошлось еще в 150 йен. И набор кукольных предметов обихода (сундучки для одежды и косметики, кукольная посуда, обувь, зонтик и т.п.) за 50 йен. Стало быть, полный набор вместе с куклой стоил около 350 йен. В пересчете на сегодняшние цены они могли бы стоить (без учета исторической значимости) 2 600 000 - 2 800 000 йен.
Кукол назвали по именам префектур, городов и колоний (например, Мисс Вакаяма, Мисс Киото, Мисс Корея). Кукла, представляющая Императорский Дом, была названа Мисс Дайнихон, но больше известна под именем "Мисс Япония".

Каждой кукле был выписан индивидуальный паспорт и билет первого класса на параход "Тэнё мару".

америка

Образец паспорта куклы с фотографией.

куклы дружбы

Билет 1го класса до Сан-Франциско.

Перед отъездом каждая кукла посетила свой "родной" город или столицу префектуры, название которого она носила. Японские дети торжественно прощались с каждой, передавая пожелания дружбы своим заокеанским сверстникам. Иногда после таких встреч кукла дополнительно к официальному имени приобретала менее формальное имя, подаренное ей детьми.

Торжественное собрание в одной из японских начальных школ, посвященное отъезду куклы. Сама виновница события стоит в центре на верхней ступеньке. Остальных кукол принесли дети. Справа около фонарика можно видеть коробку, в которой сидит одна из американских "голубоглазых кукол".
Куклы "торэй-нингё" (или "юджё-нингё") - "куклы дружбы" - прибыли в США в начале декабря 1927 года. Тогдашний мэр Сан-Франциско Джеймс Рольф, принимая кукол, сказал: "Вы не должны думать об этих куклах как об обычных игрушках. Это выражение доброй воли и связные между двумя великими странами по обе стороны Тихого Океана. Они являются послами дружбы и им предстоит сделать многое...".

В течение нескольких месяцев куклы объехали всю Америку. После чего были распределены между музеями и библиотеками разных штатов и городов.

Продолжение тут: http://www.livemaster.ru/topic/302837-chast-2-kukly-druzhby-korotkij-epizod-yapono-amerikanskih-otnoshenij-nachala-20-go-veka?inside=1&wf=&vr=1

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email