Русский художник, Владимир Третчиков, которого мало знают в России
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Живопись и рисование

Года три-четыре назад на одном из еженедельных аукционов Barn в Канберре мы с дочкой встретили необычный портрет. В комментарии прочли, что автор — Vladimir Tretchikoff, русский художник. Мы ничего не знали о нём, но необычный портрет завораживал и «не отпускал», хотя впечатление было противоречивым, озадачивала пестрота и непривычная, чрезмерная, намеренная экзотичность. Холст, масло, тонкая живопись, интересная рама и то, что художник — русский всё же увлекло нас... Ставки росли, росли и наши сомнения. Наконец, мы остановились, уступили... А зря! Через несколько дней этот портрет мы встретили в антикварном магазине Канберры. Цена была в три раза выше, чем та, на которой остановился торг.
Я не делала фото именно того портрета, о котором речь, но совсем недавно на ТВ Культура прошел интереснейший сюжет, посвящённый русскому художнику, Владимиру Григорьевичу Третчикову. Поиски в Интернете были не долгими, оказалось, портрет популярен, широко растиражирован на постерах. Более того, попался вот такой комментарий к портрету: monalisa, «Китайская девушка» Третчикова — это Мона Лиза из искусства массового рынка»!
Знаменитый портрет в 1953-м году был продан художником за 2000 $. А это фото с аукциона 70-х гг. в Лондоне, где портрет был выставлен фондом Третчикова, а приобрёл его ювелир Лоуренс Графф по цене около 1 млн. фунтов ст. (Авторская копия в Канберре стоила почти, как та, в 53-м году). Попытаюсь пересказать то, что написал о портрете и его авторе искусствовед Уильям Февер: самая неприятная работа, появившаяся в ХХ веке; плоская форма, волосы, которые вообще не волосы, а просто непрозрачный слой тусклой и безвкусной краски; плечи, которые не имеют плоти, нечеткая линейная работа... Ну и так далее.
Художника считали изгоем серьёзного мира искусства, о его работах говорили: «шоколадный китч». А между тем, Владимир Третчиков стал самым богатым в мире художником (после Пикассо). И случилось так во многом благодаря постерам с портретами «Китайской девушки», «Зеленой леди» и др.
Постеры и принты были откровенно популистскими, но такими интригующими, экзотичными, загадочными, так нетрадиционно использовал художник цвет, дальневосточный и африканский колорит, предметы быта, что с 60-х гг. прошлого века искусство Третчикова вошло в коллективное сознание. Выставка 1962-го года собрала за 5 недель 205 тыс. посетителей! Конечно, несопоставимо с числом посетителей выставки В.Серова, но это — наш феномен!
Портреты китайских девушек появились в английских домах, в фильмах «Альфи» (с Майклом Кейном), в «Безумии» А.Хичкока. В доме семьи Дэвида Боуи над каминной полкой тоже висела репродукция Китаянки и он даже включил репродукцию в свой клип «Звёзды».
На фото Тильда Суинтон, фото Флории Сигизмонди.
Интерьер Хоттинг Хилл бара.
И просто диванная подушка с принтом.
Еще одно из мнений искусствоведов: притягательность Третчи не всегда на пике, но она никогда не исчезнет! Насколько я поняла, возник такой термин «Третчи» и означал он массовую культуру ХХ века на грани китча. Причем, поклонником стиля третчи был и гуру дизайна — Уэйн Хемингуэй, выросший в доме своей бабушки, где царило искусство массового рынка. У.Хемингуэй — автор книги «Только над каминной полкой. Шедевры массового рынка». Парадокс, однако: массовый рынок — шедевр! Итак, прощаясь с «Китаянкой» и переходя к непростой судьбе художника, стоит отметить, что во всём мире это один из самых растиражированных женских образов, отсюда и параллель с Моной Лизой.
Правда, интересный коллаж: черты лица, линия губ — схожи! Двойной портрет из журнала Super-hip Nova, 1972 г., фото Криса Петерса. О Владимире Григорьевиче Третчикове увлекательную книгу к 100-летию со дня рождения написал Борис Горелик: «Невероятный Третчиков. Жизнь художника и авантюриста».
Автопортрет 1944-50-х гг. метафоричен, жизнь и судьба художника, который ребёнком покинул Россию. Семья эмигрировала после революции в Японию, позже и поселилась в Харбине.
Мальчик с раннего детства хорошо рисовал, но учиться ему не пришлось — осиротел в 10 лет. И, хотя семья была многодетной, о нём некому было позаботиться. В какой-то мере можно считать удачей то, что мальчик смог пригодиться в местном театре, помогая художникам писать декорации. Наверное, был при театре и «на посылках». Талантливого мальчика советские сотрудники КВЖД звали в СССР и даже выделили довольно крупную сумму для учебы на родине. Но деньги обманом выманил старший брат... Непостижимо: ребёнок самостоятельно зарабатывал и выжил, рисовать учился, очевидно, как подмастерье. А в 1933-м году русский художник-эмигрант Кичигин (ученик Коровина) организовал первую выставку Владимира Третчикова. Мальчик вырос, стал художником, счастливо женился... родилась дочь...
Портрета жены и дочери я не встретила, но, может быть, она была такой?
Живопись стала профессией, портреты местных дам позволяли жить довольно благополучно. Но это благополучие длилось недолго: пришла война. Третчиков отправил жену с дочерью в эвакуацию на пароходе в Сингапур, сам должен был последовать за ними, но не пришлось. Случилось так, что иной возможности, кроме как пробраться «зайцем» на другой пароход, не представилось. Третчиков спрятался в шлюпке и когда японцы обстреляли пароход, шлюпку успели спустить на воду с другими пассажирами. И опять невероятное: 3 недели в океане, в шлюпке... мозоли от вёсел сошли спустя десяток лет, а тонущий, пылающий корабль остался в ночных кошмарах.
Портрет военнопленного.
Далее — тяжелый плен в лагере военнопленных на Яве. Но и тут повезло, отпустили, как русского. Художник добрался до Джакарты, там зарабатывал карикатурами, живописью. Тогда рядом с ним была Леонора Молтемо, Ленка, дочь голландского пилота и его «восточной любовницы».
Портрет Ленки 1943-го года. Наверное, в годы войны Ленка была его ангелом-хранителем.
Портрет Ленки — легендарный! Она, героиня портрета, посоветовала искать семью через Красный крест, она говорила: береги портрет, не продавай, этот портрет — твой оберег. Она уговорила пойти на спиритический сеанс, где он услышал пророчество: семья найдётся, художник будет счастлив и богат!
На этом портрете — тоже Ленка.
Семья нашлась в Кейптауне. Ленка его отпустила.
В 1946-м году Владимир Третчиков встретился с родными в Кейптауне. С собой привез 40 картин и вскоре в Кейптауне прошла с большим успехом его выставка. Успех, семья, благополучие длились до того момента, когда местные англичане уговорили его продать им портрет Ленки. После продажи начались неурядицы, безденежье, случились две автомобильных катастрофы! Жена и дочь уговорили выкупить портрет. Он так и поступил. И всё наладилось.
Восточная Мадонна.
Дождливый день. Портрет певицы Франсуазы Хади. 1968 г.
Борьба зебр.
Голубое платье. Девушка танцует твист в платье из голубой тафты.
Потерянная орхидея.
Горящее поле.
А это полотно, наверное, воспоминание о театре.
Художник Владимир Григоревич Третчимков никогда не возвращался в Россию. Выставки, признание, успех, коммерческий успех — всё это там: в Лондоне, Нью-Йорке, Канаде, на Востоке.
Есть несколько портретов русской балерины, Алисии Марковой, (одной из «бэби балерин» Дягилева?). Сюжет хрестоматийный: умирающий лебедь.
Портрет 1948 года. Хочется отметить «восточные мотивы» этого лебедя.
Портрет 1950-х гг.
Принты-лебеди тоже украшали чей-то быт.
На фото: Кристела Бернардо позирует для «Обнаженной в норке». Воспроизведено в Scope, 25 марта 1977 года, фотография Джона Рубитона.
Кажется, это впервые в России.
Автопортрет 1948-го года.
«Хризантемы» — для вас, на память о русском художнике, который прожил свою насыщенную трагическими событиями жизнь вдали от Родины и по прошествии десятилетий возвращается к нам.
Спасибо за ваше внимание!
С неизменным уважением, Жанна (gvasi).