Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Кошениль - кошенильный червец, красный и розовый краситель.

Кошениль - кошенильный червец, красный и розовый краситель.

Виды творчества:   Do It Yourself / Сделай сам

Уважаемые любители всяких интересностей!

Хочу немного рассказать о необычном красителе, известном человеку с древности - кошенили (из нее делают краситель кармин E 120).

Вот так выглядят цельные сухие кошенильки:

кошениль

растительные красители

А так они живут, в жарком климате на кактусах в Мексике и Перу.

розовыйкрасный

Кошениль используется:

- как свето-стойкий и щелочестойкий краситель ярко-красного цвета для ткани и ниток натурального состава,

- краситель для косметики,

- краситель для фресок и иконописи.

 - пищевой краситель для напитков, кондитерских  изделий и мясных продуктов.

перу

 Кошениль, кошенильный червец (лат. Dactylopius coccus, фр. cochenille, от исп. cochinilla) — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов 10–12 мм), из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина.

Самка кошенили в молодости присасывается хоботком к растению, сосёт сок и никогда не двигается с места; здесь же она оплодотворяется и кладет яйца; этим резюмируется вся история её жизни.

В XX веке с развитием производства синтетических красителей разведение кошенили резко сократилось, однако натуральный кармин ещё используется в некоторых отраслях промышленности: пищевой, парфюмерной и других, а также для окраски гистологических препаратов. Краска добывается путём умерщвления самок насекомого в уксусной кислоте, либо от воздействия высокой температуры.

 Кроме мексиканской кошенили, существуют родственные европейские кошенили (тоже из семейства кокцид):

Кошениль араратская. Встречается только по левому берегу реки Араке в Армении и в ряде районов Азербайджана. Обитает в солончаковых полупустынях на площади около 4 тысяч гектаров.
Самка кошенили бескрылая, а самец с одной парой крыльев. На всех стадиях развития насекомое красного цвета. Кошениль дает в год одно поколение. Ведет преимущественно подземный образ жизни на корневищах двух видов злаков: прибрежницы и тростника. Издавна это насекомое использовали для получения ярко-красной краски – кармина. Для охраны этого вида организован заказник. Ученые Армении работают также над разведением кошенили в искусственных условиях. Разработана технология, позволяющая получать значительно больше насекомых (в 5-6 раз), чем их образуется в природных условиях, и использовать как для воспроизводства, так и в качестве сырья для получения натурального кармина.

Кошениль польская. Ранее обитала в нашей стране (в Крыму, Белоруссии, на Украине, в Тамбовской области), а также в Западной Европе. Современная область ее распространения изучена недостаточно, Известно, что селится этот вид кошенили на корнях земляники, марьянника и некоторых других растений. Сохранились древние рисунки, сделанные красками, добытыми из этого вида кошенили.  Согласно этнографическим исследованиям  в некоторых областях Украины в красный цвет льняную и конопляную домоткань красили именно местной кошенилью. Местная кошениль была  доступна даже крестьянам, в отличии от ультра-дорогой перуанской кошенили.

Душистый карминоносный червец. До последнего времени был известен только из находок у села Агалык близ Самарканда и окрестностей Ферганы. Совсем недавно был обнаружен на плантациях солодки голой в Голодной Степи. Встречается в основном на стволах и ветвях деревянистых растений из семейства гвоздичных, может обитать на корнях солодки голой. В настоящее время этот вид активно изучают.

Горчаковый карминоносный червец. Встречается только в Средней Азии в долинах и предгорьях, в настоящее время интенсивно осваивающихся. Точных сведений о количестве и состоянии мест обитания нет.

Пальчатникозый карминоносный червец. Был обнаружен в окрестностях Самарканда на стеблях и побегах пальчатника из семейства злаковых. Обитатель долин и предгорий Средней Азии.

Интересный пример пазырыкского текстиля, окрашеного араратской кошенилью (IV-III вв. до н.э.):

мексика

Почерпнуть интересную информацию о кошенили и крашение ею пазырыкского текстиля можно прочитать тут и тут.

История красителя из кошенили, он же кармин (Е120), древняя. В библейских легендах упоминается пурпурная краска, полученная из красного червя, которую употребляли потомки Ноя. И действительно, кармин получали из насекомых кошенили, известных также как дубовые червецы, или кермесы. Обитали они в странах Средиземноморья, встречались в Польше и на Украине, однако наибольшую известность получила араратская кошениль. 

    Хранилище древнеармянских рукописей – Матенадаран -  раскрашен неувядаемыми красками: синими, зелеными, фиолетовыми, красными. Кармин, оттеняемый золотом, казался подновленным вчера. В качестве красного красителя использовалась кошениль.
   В музее кафедрального собора в Эчмиадзине гравюры в древних евангелиях, отмеченные пронзительным кармином, так же надолго удерживаэт взгляд посетителя.

Развитие Араратской кошенили достаточно интересно. ...В конце апреля – начале мая из яиц, благополучно перезимовавших в почве, вылупляются "бродяжки" – крохотные темно-красные личинки араратской кошенили. Свое название они оправдывают полностью: бродят по солончаку, пока не наткнутся на кормовое растение, а таких здесь два – тростник и прибрежница.
Теперь бродяжничество кончается: личинки зарываются в землю, присасываются к корневищам и начинают "нагуливать вес". К августу они увеличиваются в размерах во много раз: это уже круглые "черепашки" с сегментированной спинкой, немного похожие на маленьких мокриц, но только светло-фиолетового, а затем и темно-красного цвета.

Далее развитие следует двумя очень непохожими путями.
Кошениль – удивительное насекомое. Самки и самцы столь различны, что, сопоставив супругов, человек, незнакомый с кокцидами, никогда и не предположит, что между ними возможен брачный союз. В середине августа, когда самки – они так и останутся навсегда "черепашками" – все еще сосут соки из корневищ, на поверхность почвы выбираются будущие самцы, тоже красные червячки, только намного меньше своих прожорливых подруг, да еще в придачу лишенные рта. Эту стадию биологи называют преднимфой.
Преднимфы ползают по своей надобности по солончаку – кстати, в чем заключается эта надобность, до сих пор досконально неизвестно, – а затем опять-таки зарываются в землю, чтобы образовать кокон и стать полноценной "нимфой", иначе – куколкой. Однако на этом метаморфозы не заканчиваются.
В сентябре из коконов... выпархивают самцы. Именно выпархивают. Ибо в отличие от нелетающих упитанных самок-червячков самцы кошенили, достигшие стадии "имаго", – это крылатые мушки с длинными восковыми хвостовыми нитями.
Итак, сентябрь. Солончаки усеяны красными точками – вылезшими на свет самками, готовыми к оплодотворению. В воздухе порхают их эфемерные супруги. Месяц-полтора длится этот важнейший период жизни кошенили.
После спаривания самки окончательно удаляются в землю, чтобы опушиться, сотворить из восковидных нитей пуховые яйцевые мешочки, отложить яйца и... спокойно умереть. Цикл завершен, и да здравствует новый цикл!
В лаборатории хранятся образцы высушенной кошенили, самок кошенили в формалине. В микроскоп можно наблюдать нимфу – крохотное созданьице уже с усиками и глазами, с зачатками крыльев или рождение "бродяжек": из красных яичек, опутанных тончайшими нитями пухового мешочка, в момент вылупления красных же, меньше макового зернышка личинок.

Кошениль илиИз-за проводимых в Советской Армении крупных мелиоративных работ, солончаки постепенно исчезают, а вместе с ними может исчезнуть и кошениль – насекомое-эндемик. Ареал обитания у него очень маленький – три тысячи гектаров. Без тростника и прибрежницы кошениль не проживет, а солончаки еще тем хороши, что там у нее меньше всего врагов. Любая иная почва не годится.

Выходов из положения всего два: искусственное разведение "кармир вортана" и   заказные двести гектаров солончака.

"Живая краска" известна с незапамятных времен. В библейских легендах упоминается красная краска, полученная из "красного червя", которая "ранее всех употреблялась потомками Ноя". В III веке персидский царь подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет. Ткань стала достопримечательностью Капитолия, Рим полнился слухами о потрясающем цвете материи, источником же краски, как оказалось, был некий червяк, культивировавшийся в далекой Армении, – "кармир вортан".

В V веке появились и письменные свидетельства об араратской кошенили. "Корни тростниковых растений не бесполезно выращивает вожделенная равнина Арарата, – писал армянский историк Лазарь Парбеци. – Ими порождаются черви на украшение в красный цвет, который приносит пользу любителям доходов и роскоши". И дальше след кошенили не теряется. Он приводит к средневековым арабским хроникам, где упоминается получаемая из червя краска под названием "кирмиз" – она использовалась в Армении для окраски пуховых и шерстяных изделий и вывозилась в различные страны.

К сожалению, в более поздние времена судьба отвернулась от араратской кошенили. С XVI века промысел ее пошел на убыль. На мировом рынке появилась мексиканская кошениль. Насекомые из Нового Света были мельче араратских, но обладали рядом неоспоримых достоинств. Во-первых, краска получалась более яркая, более, что ли, "карминная". Во-вторых, в Мексике цикл жизни насекомых короче: там получают не одно, а до пяти поколений кошенили в год, и, следовательно, "урожай" не в пример обильнее. Наконец, видимо, и кормовые растения – кактусы нопал и опунция – играют определенную роль: в мексиканской кошенили практически не было жира, который так мешает при обработке кошенили араратской.

Насекомых собирали на кактусах, умерщвляли, сушили и в виде сморщенных "зернышек" пускали в торговый оборот: получить из них краску на месте не составляло труда. Продукт так и назывался: grana – зерна. А в России он еще именовался "канцелярным семенем".

Однако в XVI веке на мировом рынке появился новый тип кошенили — мексиканская. Привез ее из Нового Света знаменитый конкистадор Эрнан Кортес в качестве дара своему королю. Мексиканская кошениль была мельче араратской, зато размножалась пять раз в год, в ее худеньких тельцах практически отсутствовал жир, что упрощало процесс производства краски, да и красящий пигмент был ярче. В считанные годы новый тип кармина завоевал всю Европу, об араратской же кошенили просто забыли на долгие годы. Восстановить рецепты прошлого удалось только в начале XIX века архимандриту Эчмиадзинского монастыря Исааку Тер-Григоряну, он же миниатюрист Саак Цахкарар. В 30-е годы XIX века его открытием заинтересовался академик Российской Императорской академии наук Иосиф Гамель, посвятивший «живым красителям» целую монографию. Кошениль даже попытались разводить в промышленных масштабах. Однако появление в конце XIX века дешевых анилиновых красителей отбило у отечественных предпринимателей охоту возиться с «червяками».

Сама я пока нахожусь в предвкушении крашения этим необычным красителем) Поэтому поделиться результатами крашения пока не готова )))

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email