Старинные картины маслом на холсте «Нюрнберг. Живописный уголок на реке Пегнитц» и «Нюрнберг. Императорский замок Кайзербург»
Германия, предположительно 30-е годы ХХ века. Картины неизвестного художника маслом по холсту на твердой основе. Багетные рамы из дуба покрыты черным лаком. Габаритные размеры, см: ШхГхВ = 35,5х26х3,5; размер полотен, см: ШхВ =25х15,5.
Нюрнберг — самый немецкий из всех немецких городов. Его старинные, живописные пейзажи — подлинная находка и отрада для художников, фотографов, романтиков и простых туристов.
На картине «НЮРНБЕРГ. ЖИВОПИСНЫЙ УГОЛОК НА РЕКЕ ПЕГНИТЦ» изображен один из самых привлекательных, загадочных и романтичных уголков средневекового Нюрнберга — место, где островок Трёдельмаркт разделяет реку Пегнитц на 2 рукава. В архитектурный ансамбль этой окраины старого города входит огромное фахверковое здание Вейнштадль, водонапорная башня и 2-харочный, крытый мост Малсбрюке. Сегодня здесь проходит самый живописный променад города, а когда-то один из красивейших фахверковых домов Нюрнберга был предназначен для совершенно прозаических целей. Вейнштадль — самое большое из сохранившихся фахверковых зданий Германии (длина 48 м), был построен в период с 1446 по 1448 год . Изначально в нем располагался лепрозорий, а с 1571 года — винный склад и приют для бедных семей. С 50-х годов ХХ века этот фахверковый красавец является общежитием для студентов Университета Эрланген-Нюрнберг. Обновленный и реставрированный Вейнштадль сейчас внешне выглядит почти также, как во времена средневековья.
Башня справа в старые времена служило местом пребывания городского палача. К ней ведет единственный в Нюрнберге деревянный крытый мост — Хенкерштег, переброшенный через другой рукав реки Пегниц. Мост был построен в 1457 году и в XVI-XIX веках использовался для скрытого прохода палачей, которые жили обособленно вне города. Городские палачи населяли башню и прилежащий к ней дом до 1806 года. Палач хорошо знал анатомию, поэтому к нему приходили горожане и договаривались по поводу эвтаназии безнадежно больных людей, а еще палач умел вправлять вывихи.
В довоенные годы на мысе восточной оконечности островка Трёдельмаркт прижились молодые деревца. Они выросли и превратились в высокие, большие деревья, которые вместе с раскидистой ивой (во время написания картины ее еще не было) украшают этот неповторимый по красоте пейзаж.
На фотографии, датированной 1937 годом, живописный уголок нюрнбергского променада на Пегнице выглядит также. Но и сейчас мало что изменилось за исключением небольших деталей, разве что деревья подросли и стало еще краше.
И наконец - картина одного малоизвестного художника родом из соседней Австрии, который впоследствии стал немецким фюрером и главным мировым преступником ХХ века (в правом нижнем углу личная подпись зловещего автора). В 70-х годах прошлого века выставлялась на художественном аукционе в Нюрнберге и была продана в частную коллекцию за 200000 DM.
Кайзербург города Нюрнберг - это великолепный памятник средневековой европейской истории. В ней он занимает более важное место, чем какой-либо другой замок. Возможно, это самый старый замок Германии, переживший все войны за второе тысячелетие нашей эры и сохранившийся до новых времен немецкой истории. Все признанные кайзеры Священной Римской империи и короли германских народов с 1050 по 1571 годы по традиции проводили часть своей жизни в замке. Не менее 32 властителей, от Залиров и Штауфенов до Виттельсбахов, Люксембургов и Габсбургов, и большинство из них по нескольку раз. Например, кайзер Людвиг Баварский посетил Кайзербург не менее 16 раз, а о строителе Праги — кайзере Карле IV известно, что он побывал в замке около 40 раз. В средневековье Кайзербург видел намного больше дворцовых и государственных празднеств, чем какой-то другой немецкий замок. Решающим здесь послужило возвышение Нюрнберга как имперского города и столицы древне-немецкого искусства. Только с XVI века начался упадок замка, однако и в позднее средневековье тут побывали достаточное количество царственных персон. В XIX веке Виттельсбахи восстановили древнюю традицию.
Почти тысячелетний строительный период Кайзербурга делится на 3 периода: период династии Залиров, или залирский Кёнигсбург, первая половина XI века; период династии Щтауфенов, штауфенский Кайзербург, вторая половина XII века; XV век, перестройка Паласа и строительство городских укреплений. Два первых периода оставили после себя романский стиль, третий — готический. Более поздние перестройки Кайзербурга не внесли каких-то кардинальных изменений и он остался почти на 500 лет таким, как и был.
Впервые Бург упоминается в 1050 году в связи с именем кайзера Генриха III Залира (1039-1056). Именно ему принадлежала идея основать на желтой, обветренной ветрами и омытой дождями скале крепость-замок. Первоначальные строительные работы были проведены очень быстро, и уже через короткое время Генриха III устраивал здесь деловые встречи и развлекательные мероприятия, о чем остались документальные свидетельства. Залирский Кёнигсбург при Генрихе III играл важную роль в государственной политике: во время военных походов кайзера это место являлось важным для остановки и отдыха его армии.
Как выглядел замок в то время, можно только предполагать. При кайзерах Генрихе IV и Фридрихе II не было создано ни одного выдающегося строения, однако крепость, которая до сей поры представляла собой только защитно-укрепительное сооружение, во времена рыцарей стала приобретать и дворцовое значение. Превращение крепости в королевский дворец получило развитие при кайзере Конраде III (1138-1152). Первый кайзер династии Штауфенов основательно изменил весь вид скалы, на которой стояла крепость. Конрад III строил второй Кайзербург на западной ее половине в пику залирскому Кёнигсбургу, который уже находился на восточной стороне. Хотя оба Бурга в итоге образовали единую укрепительную систему, управлялись они раздельно. Это привело к тому, что в процессе дальнейшего развития истории они приобрели совершенно различный образ. Кайзербург являлся штауфенским жилым дворцом и центром государственной политики, а залирский Кёнигсбург, который позже стал называться Бургграфенбург, образовал во времена Гогенцоллернов отдельную территориальную власть.
Постройка и отделка конрадского Кайзербурга в основном была закончена к 1147 году. Сооружены Королевская площадь, на которой с западной стороны замка находилась часовня и оборонная башня. Так же была построена Хайдентурм (Языческая башня, ее нижние этажи сохранились до настоящего времени), и началось строительство Зинвельтурм (Круглая башня). Однако основное строительство Кайзербурга провел не кайзер Конрад III, а его племянник и последователь — император трех корон Фридрих I Барбарросса (1152-1190). При нем достраивается и обновляется Палас, сооружается Двойная капелла и Женские палаты. Вероятно, это был первый замок такого типа в Германии, с галереями и жилыми помещениями. Окна Паласа выходили не только во внутренний двор, как было принято в те времена, но и на наружную сторону дворца. Оконные арки были богато декорированы. Палас с галереями предназначался не только для приемов, но и служил жилым помещением. На первом этаже был огромный приемный зал, на втором – жилые помещения императора. Считается, что Барбаросса закончил строительство в 1183 году, так как именно в этом году он принимал послов из Александрии «in palacio Nurenberc», в Нюренбергском дворце. Барбаросса посетил замок не менее 12 раз, в нем он проводил праздничные мероприятия. Последний раз Фридрих I Барбарросса был в Кайзербурге в 1188 году незадолго до третьего Крестового похода, из которого он не вернулся. Для наследников Барбароссы роль нюрнбергского Кайзербурга значительно возросла. Кайзер Генрих VI, во времена правления которого штауфенская монархия получила наивысший расцвет, в течение своего короткого правления побывал в Кайзербурге 2 раза, его брат Филипп Швабский посетил Нюрнберг не менее 8 раз. Кайзер Фридрих II и его сын король Генрих VII посещали замок значительно чаще, чем предыдущие правители. Хотя Фридрих II длительное время своего правления провел в Италии, он посетил замок не менее 16 раз, а его сын 21 раз. Кайзербуг также стал центром штауфен-рыцарской культуры. В 1224 году на одном из праздников здесь побывал знаменитый поэт-песенник того времени Вальтер Фогельвайде. В 1225 году в Кайзербурге состоялась свадьба 14-летнего короля Генриха VII с 20-летней Маргаритой Австрийской.
В 1192 году граф Фридрих I фон Цоллерн получил титул бургграфа Фридриха I фон Нюренберг и стал основателем династии Гогенцоллернов. Как Штауфены, которые сделали Кайзербург на западной стороне скалы политическим центром Восточной Франконии, Гогенцоллерны наследовали Бургграфенбург на восточной стороне скалы и оказались в противостоянии свободному имперскому городу Нюрнберг. Резиденция Гогенцоллернов находилась в крепости Бургграфенбург, которая прилегала к Кайзербургу. Нюрнбергский двойной Бург стал, таким образом, точкой пересечения исторических отношений. Бургграфы Гогенцоллерны возвышались в званиях и чинах одновременно с имперским городом, но после того, как в 1219 году кайзер Фридрих II издал «Вольную грамоту», по которой город стал подчиняться непосредственно императору, отношения испортились. Противоречия между Кайзербургом и Бургграфенбург в дальнейшем только обострялись. Город был заинтересован в том, чтобы держать как можно дальше Бургграфенбург от Кайзербурга и шаг за шагом окружал Бургграфенбург фортификационной осадой. Началось с постройки стены между дворцовой территорией и Бургграфенбургом, но самым большим оскорблением для Гогенцоллернов была постройка башни Люгинсланд (огромная башня была возведена за 40 дней!) в 1377 году, которая предназначалась для надзора за Бургграфенбургом. Борьба за Бургграфенбург закончилась войной за территории в 1388-1389 годах. Тогда Гогенцоллерны свою часть крепости отвоевали, но в 1420 году она была сожжена дотла. В 1427 году Фридрих IV Гогенцоллерн продал городу руины Бургграфенбурга за 120.000 гульденов. В XV-XVI веках потомки Гогенцоллернов попытались вернуть на Бургграфенбург свои права, но у них ничего не вышло. Тем не менее, разделение на залишский и штауфенский Бурги сохранилось до новых времен немецкой истории.
Палас, то есть непосредственно кайзеровский дворец — результат многочисленных перестроек. Вначале было здание в романском стиле, построенное при кайзере Барбаросса. В XV веке замок достраивался и перестраивался: он протянулся до восточной укрепительной стены. При кайзере Фридрихе III в 1440-1442 годах были построены нижний Рыцарский зал и верхний Кайзеровский зал, оба они и сегодня выглядят примерно так же. В 1487 году замок-крепость расстраивается на 18 метров на запад: возводятся две большие жилые палаты для короля. Одна палата является парадным залом, другая – жилой комнатой и одновременно спальней. Так же пристраивается имперская приемная. В 1559-1560 годах с западной стороны замка достраивается ещё одно жилое помещение для эрцгерцога Карла, самого любимого сына кайзера Фердинанда I — так называемый «угловой зал».
Во внутренних помещениях Кайзербурга находится Романская двойная капелла — самый замечательный памятник средневекового Кайзербурга. Расположенные одна над другой капеллы, различны в архитектурном стиле, но они объединены общим пространством в перекрытии между этажами. Нижняя капелла предназначалась для свиты и придворных, Верхняя капелла — для кайзера и его семьи. Начиная со Штауфенов персона кайзера устанавливает более четкие дистанции между собой и придворными. В нюрнбергской Двойной капелле иерархическое разделение присутствует, как нигде больше. Формы нижней капеллы тяжелые, консервативные, пропорции помещения приземистые, что было правилом для поздней романской архитектуры при строительстве маленьких церквей и склепов, повторяются легкими воздушными силуэтами хорошо освещенной Верхней капеллы и поражают изящными мраморными колонами с невесомым сводом. Эти контрасты — вовсе не результат различных строительных эпох как стилистическое недоразумение между романскими и готическими формами, а, без сомнения, преднамеренный умысел архитектора. Через 350 лет в 1520 году южная арка кайзеровской ложи отделяется посредством поперечной стены и строится отдельная кайзеровская оратория для императора Карла V. Основное помещение Кайзеровской капеллы сформировано из двух этажей с четырьмя основательными колоннами из песчаника, которые остались еще от строительства 1170-1180 годов при Фридрихе Барбароссе, когда строился Палас. В 1216 году кайзер Фридрих II отдал помещение Нижней капеллы немецкому рыцарскому ордену, а в 1485-1495 годах в ней хранились имперские регалии и святыни рейха. Тогда же вероятно и был выведен между центральными колоннами арочный свод, который в итоге и связал Верхнюю и Нижнюю капеллы в единое помещение. Палас и капелла очень органично связаны между собой и образуют законченную архитектурную композицию.
Кеменатен или Фрауенбау (женские покои) впервые были построены в 1170-1180 годах. При кайзере Фридрихе III это строение было снесено, на его месте было сооружено четырехэтажное здание неправильной формы, которое подняло Палас в высоту. В средние века фронтон был изменен длинным рядом окон. В 1945 году здание Кеменатен частично сгорело, но было восстановлено в послевоенные годы. Сегодня комплекс зданий императорского дворца выглядит почти также, как до англо-американской бомбардировки в начале 1945 года. Значительно отличается лишь западный фасад главного здания. Изображенный на картине, большой эркер с надстроенным павильоном теперь отсутствует.
Сохранившиеся части Хайдентурм подвального помещения на западной стороне скалы и соединенные стеной с Нижней капеллой явно более старой постройки, вероятно из первого строительного периода при короле Конраде III (1138-1152). Возможно, это остатки первой конрадовской Бургкапеллы, в которой уже была колокольня. При строительстве Двойной капеллы верхний этаж Хайдентурма получил форму квадрата и был встроен в колокольную башню. Во времена готики башню увеличили и увенчали характерным для восточнонемецко-франконской готики пиком с эркером. Форма крыши в виде палатки уже из 1566 года. Только на верхнем этаже башни можно увидеть строительную скульптурную декорацию работы каменщика-резчика. Похоже, что каменные резные украшения как Хайдентурма, так и Верхней и Нижней капелл являются работой одного мастера.
Прямо перед входом в замок возвышается Зинвельтурм (Круглая башня), начатая в XII веке и законченная в 1560-1565 годах. Эта башня — единственное сохранившееся средневековое круглое здание в Нюрнберге. Первое упоминание о ней относится к 1313 году, однако основание башни было сооружено значительно раньше. В 60-е годы XVI века ее верхняя часть была достроена в стиле «толстых башен» Нюрнберга. В 1487 году по приказу кайзера Фридриха III на крыше башни были прикреплены оловянные трубы, которые во время кайзеровских сборов в замке звучали ежечасно, их было далеко слышно.
Квадратная башня Лугинсланд с четырьмя эркерами находится на восточной стороне горы. Она была построена по инициативе города в очень холодную зиму 1377 года, чтобы иметь возможность наблюдать за происходящим в Бургграфенбурге, и являлась защитным сооружением, с помощью которого город со своей стороны окружил Бургграфенбург, пока его не сожгли в 1420 году. Позже башня служила тюрьмой.
У подножья замковой горы уютно разместилась площадь Тиргартен – одно из самых красивых и живописных мест старого города. Когда-то здесь был имперский зверинец — отсюда и название. Уникальный архитектурный ансамбль площади формируют мощные крепостные стены с башнями и великолепные фахверковые здания: башня Тиргартнертортурм, дом Пилата, дом Дюрера. Каменные мостовые, старинные постройки, узенькие переулки погружают в атмосферу средневековья. Здесь выступают музыканты и собираются уличные торговцы, а в трактирах и ресторанчиках угощают блюдами национальной кухни и наливают знаменитое баварское пиво.
Над ансамблем площади господствует надворная башня Тиргартнертортурм (на картине — башня слева), которая принадлежала предпоследнему городскому укреплению XIII века. Два ее верхних этажа с характерными эркерами и остроконечный шпиль были пристроены в 1516 году.
В нескольких десятках метров от башни на север находится памятник бюргерской позднеготической архитектуры — дом Пилата, построенный в 1489 году. Фахверковая конструкция, высокий фронтон, изящная восьмиугольная башенка — еще издали он пленит взор. Юго-восточный угол здания украшен роскошным хейнляйном, изображающим Георгия Победоносца, поражающего змея. Великолепные серебряные доспехи, в которые облачен Святой, напоминают о том, что дом принадлежал семье изготовителей оружия и рыцарских доспехов Грюненвальд — личных оружейников императорского дома.
Свое необычное имя дом получил в XVII веке благодаря тому, что от него начинался Крестный ход к Иоанновскому погосту — первой «остановке» Иисуса Христа в его восхождении на Голгофу (Пилат, Понтий — римский наместник в Иудее, отдавший команду на казнь Христа). Сейчас дом Пилата выглядит так, как во времена средневековья. А вот в период с XVIII до середины ХХ веков внешний облик полностью оштукатуренного здания был несколько иным — таким, каким он изображен на картине.
От южной оконечности площади Тиргартен берет начало бюргерская часть города, с ее узкими улочками, сбегающими с горного склона к реке Пегнитц, тесно прижатыми друг к другу каменными и фахверковыми домами с крутыми черепичными крышами, изображения которых заполняют правую часть полотна.