Когда пора открывать ИП и как работать законно, оставаясь физическим лицом
- Рубрика: Всё о продажах
- Виды творчества: Разные виды творчества, Do It Yourself / Сделай сам
Нашему магазину на Ярмарке Мастеров в этом году исполняется 7 лет и наш бизнес зарегистрирован в полном соответствии с законодательством , мы исправно платим все положенные налоги.
Однако, как и многие, мы начинали работать без официального оформления. Так продолжалось некоторое время, пока доходы были довольно скромными, поэтому при написании этой статьи мы решили не раскрывать название, под которым работаем.
В начале нашего пути у нас физически не было возможности зарегистрировать бизнес по всем правилам — налоги стали бы настолько тяжелым бременем, что не позволили бы не то что развивать дело, но даже просто держать его на плаву. Благо, по удачному стечению обстоятельств, нам удалось получить консультацию грамотного юриста, который рассказал, как начинающему мастеру в творческой сфере начать свое дело, оставаясь физическим лицом, в общем и целом безопасно и законно.
Этой информацией я и хочу поделиться в этой публикации. Как показывает практика, это известно далеко не всем. Нам не жалко, вам, возможно, будет полезно.
За прошедшее время многое изменилось, но все новое мы уточнили уже сами, чтобы текст этой публикации оставался актуальным и в 2018 году.
Итак, сколько стоит открыть и вести ИП в 2018 г.?
Ответ на этот вопрос должен знать каждый, перед кем встал вопрос о том, пора ли уже регистрировать свой бизнес, ведь начинающим предпринимателям очень сложно оценить все расходы, которые появятся при оформлении ИП.
1. Регистрация ИП.
Здесь все очень скромно — государственная пошлина составляет 800 рублей. и если вы собираетесь подавать документы самостоятельно без посредников, то на этом расходы на регистрацию закончатся. Если же вы захотите воспользоваться услугами организаций, которые возьмут все бюрократические вопросы на себя, то заплатить за это придется 2000-7000 рублей.
Процедура регистрации очень простая и вполне можно пройти ее самостоятельно. Тем более, что сейчас при неправильном заполнении заявления не встанет необходимость повторно оплачивать пошлину, как было раньше.
2. Открытие расчетного счета ИП.
Банковское обслуживание счетов ИП стоит 200-600 рублей в месяц в среднем. При этом, многие банки предлагают скидки на обслуживание, или даже бесплатные возможности для новых клиентов или при условии активного пользования счетом (как правило, под активным пользованием подразумевается большое количество расходных операций по счету — 30-40-50 тысяч рублей и более ежемесячно). То есть, чтобы не платить за обслуживание, нужно много тратить. В целом, как правило, предложения эти имеют временный характер и, рано или поздно, платить за ведение счета придется.
3. Онлайн-кассы.
С 1 июля 2018 года закон, обязывающий всех предпринимателей завести онлайн-кассу, окончательно вступает в силу и касается практически всех. Пара небольших исключений все еще остается на один ближайший год, но если они касаются вас, скорее всего, вы об этом уже знаете. Общая суть такова, что все ИП и организации, производящие расчеты с физическими лицами (в том числе это касается интернет-продаж), то есть все мы, обязаны иметь онлайн-кассу.
Онлайн-касса — это дорого. Сам аппарат стоит от 15 тысяч рублей (это самые простые и не очень надежные модели, которые могут отправлять только электронные чеки, но не могут печатать бумажные). Средняя стоимость простой онлайн-кассы более-менее приемлемого качества — около 25-30 тысяч рублей. Онлайн кассу можно не покупать, а арендовать, но цены на аренду, на мой взгляд, грабительские — до 3-5 тысяч рублей ежемесячно.
Помимо стоимости самого аппарата придется оплатить договор на его техническое обслуживание, а также услуги ОФД (оператора фискальных данных). ОФД — это специальная организация, которая будет хранить информацию о ваших транзакциях и посредничать между вашей кассой и налоговой. Стоимость договора с ОФД — очень разная, в среднем 2000-4000 в год.
Хотелось бы на этом закончить разговор об онлайн-кассах, но есть еще один неприятный нюанс. Закон обязывает продавцов предоставлять чек покупателю (в т.ч. в электронном виде) в срок не более 5 мин от момента оплаты. То есть если вы отправили покупателю реквизиты своего счета днем, а ваше сообщение он прочитал среди ночи и тут же произвел оплату — закон требует от вас встать и провести платеж через кассу в это же момент, выслав чек покупателю. Это трудновыполнимо и ответственность за нарушение этого срока может наступить только в случае официальной жалобы покупателя на несвоевременное предоставление чека, что, согласитесь, в реальной жизни маловероятно. Но все же, если вы намерены следовать закону и выполнять это требование, то придется подключить дополнительный платежный сервис, который автоматизирует работу вашей кассы и будет автоматически проводить через нее платеж сразу же при проведении оплаты. Подобные сервисы обычно взимают комиссию с каждого платежа, размер ее может варьировать.
4. Интернет-эквайринг.
Не обязательная статья расходов, нужная только тем, кто хочет облегчить процесс оплаты своим покупателям и предоставлять им удобную платежную форму, позволяющую принимать оплату с любых банковских карт без комиссии, вместопредоставления полных реквизитов своего расчетного счета. Покупатель комиссию не платит, просто вводит номер и прочие стандартные данные своей карты, оплачивает покупку и радуется жизни. Комиссию заплатит продавец. Обычно это еще около 2-3% от суммы.
Избежать этого можно если завести расчетный счет в банке, который позволяет выпустить к счету карточку. Тогда можно будет давать покупателю номер этой карты и оставить процесс расчетов относительно привычным для рукодельной сферы и недорогим. Однако, за обслуживание карты, скорее всего, все равно придется платить.
5. Налоги и страховые взносы.
Фиксированные платежи ИП на обязательное пенсионное страхование в 2018 г. — 26 545 рублей.
Отчисления на ОМС — 5 840 рублей.
Если ваш годовой доход больше 300 000 рублей, то придется отчислить дополнительный 1% от суммы превышения.
Если предприниматель работает на упрощенной системе налогообложения с учетом только доходов, то налоговая нагрузка составит 6% от выручки.
При этом необходимо помнить, что ИП без сотрудников может уменьшить свои налоговые отчисления на полную сумму страховых взносов.
Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пару примеров. Допустим, мастер зарабатывает в месяц примерно 20 000 рублей, в год получается 240 000 рублей.
Страховые взносы составят 26 545 рублей + 5 840 рублей = 32 385 рублей.
Налог в размере 6% — 14 400 рублей
Размер страховых взносов больше чем размер налога, поэтому можно сократить его полностью и выплатить только 32 385 рублей.
Если мастер зарабатывает 40 000 рублей ежемесячно или 480 000 рублей в год, то к сумме 32 385 рублей страховых взносов прибавляем 1% от суммы превышения порога в 300 000 рублей. Считаем так:
480 000 рублей — 300 000 рублей = 180 000 рублей.
1% от 180 000 рублей = 1 800 рублей. Общая сумм страховых взносов составит 32 385 рублей + 1 800 рублей = 34 185 рублей.
Налог 6% по УСН будет 28 800 рублей, что снова получается меньше суммы взносов, поэтому его можно полностью погасить ими.
И, наконец, третья ситуация. Допустим, ваш бизнес пошел в гору и годовой доход составил 1 000 000 рублей.
Страховые взносы: 32 285 рублей + 1% от (1 000 000 рублей — 300 000 рублей) = 32 285 рублей + 7 000 рублей = 39 285 рублей.
Налог 6% от 1 000 000 рублей = 60 000 рублей.
Это уже больше страховых взносов. Если вычесть их из суммы налога, получится 60 000 рублей — 39 285 рублей = 20 715 рублей.
Таким образом, предпринимателю нужно будет уплатить 39 285 рублей страховых взносов + 20 715 рублей налогов.
Если пользоваться патентом, то сумма платежей будет фиксированной и определяться конкретным видом деятельности.
Подводя итоги, отмечу, что все описанное выше — это очень обобщенная и усредненная информация, грубые прикидки, так что прошу не относиться к нему как к истине в последней инстанции, а использовать только для ознакомления и примерных расчетов, с обязательной поправкой на собственную ситуацию.
Итак, минимальные расходы на содержание ИП в первый год после регистрации в 2018 г. получаются около 55-70 тысяч рублей. Сюда включены стоимость регистрации, годовое банковское обслуживания, покупка онлайн-кассы и договор с ОФД, налоги и страховые взносы по минимальной ставке.
Конечно, со второго года финансовая нагрузка сократится за счет кассового аппарата, но до него надо еще дожить, так что, оценивайте сами свои возможности. Ведь нельзя забывать и о прочих затратах на ведение дел — покупку материалов, оплату клубных карт, транспорта, услуг связи, почты, ЖКХ и прочего.
Если ваш рукодельный бизнес готов к таким платежам, значит, сомневаться не стоит, пора открывать ИП и работать как положено. Если же эти цифры вас шокируют, то следующая часть статьи для вас.
Как работать мастеру, оставаясь физическим лицом?
Спокойно и без лишних нервов.
Во-первых, необходимо понимать, каким образом вы можете привлечь внимание налоговой инспекции.
Есть три основных пути: первый — внимание банка, в котором вы держите счет, как физическое лицо и регулярно принимаете на него платежи от других физических лиц.
Однако, если ваши разовые платежи меньше 30 тысяч рублей, а ежемесячные — меньше 60-100 тысяч рублей, если ваши товары стоят по-разному и суммы платежей не идентичны, если ежедневно у вас не проходит с десяток-другой транзакций, можно особенно не волноваться, это вряд ли попадет под внимание банка. И не верьте регулярно появляющимся байкам, в которых говорится о якобы ужесточившемся контроле и обязательной проверке всех платежей между физическими лицами. Только представьте, сколько банковских сотрудников должны бросить все свои дела и начать обзванивать десятки тысяч своих клиентов, чтобы допросить их кому и зачем она отправили свои 500-1000 рублей?
Другие два способа попасть под внимание налоговой — это жалоба недовольного покупателя или конкурента. Если с покупателями все относительно просто — стараться решать вопросы мирно и договариваться без конфликта, то с конкурентами несколько сложнее. На такие меры, как контрольная закупка с мелкими ремесленниками налоговая идет неохотно, но конкуренты с удовольствием могут взять на себя эти неприятные обязанности, провести ее самостоятельно и предоставить налоговой «на блюдечке» все факты и доказательства.
Как обезопасить себя от подобной ситуации с точки зрения закона?
Заведите договор оферты. Это только звучит страшно, но на практике это элементарная вещь. Небойтесь, такой договор не нужно заключать с каждым покупателем отдельно, публичная оферта адресована неопределенному кругу лиц. По сути, данный договор содержит информацию о том, какого рода сделку вы предлагаете и на каких условиях. Раздел с правилами магазина на Ярмарке Мастеров, по большому счету, уже можно считать таким договором, так как если он хорошо и подробно прописан, то содержит всю информацию, которую, по закону, должен содержать такой договор. Единственное, что стоит туда дополнительно добавить — это сведения о том, что является акцептом договора. Акцепт — это условное «подписание», некоторое выражение согласия покупателя с вашей офертой, которое вы можете так или иначе зафиксировать. Обычно акцептом оферты назначается оплата.
Итак, если вы напишите в правилах своего магазина о том, что вы продаете, на каких условиях (конкретные цены указывать не обязательно, можно просто сослаться на то, что они прописаны на странице магазина для каждого товара), опишите права и обязанности сторон (хотя бы самыми простыми словами) и укажите, что данная информация является публичной офертой и акцепт производится по факту внесения оплаты — договор можно считать размещенным и действующим. Отныне, каждый покупатель в Вашем магазине принимает его как только оплачивает ваш товар.
Что это дает?
Это дает Вам возможность законно отчитаться перед налоговой, будучи физическим лицом, в случае, если она заинтересуется вашей деятельностью и позовет на беседу, имея на руках факты, доказывающие что вы провели коммерческую сделку. Пока не доказана систематичность деятельности (не переживайте об отзывах, дате регистрации магазина и прочем — это еще не доказательства), вам грозит только необходимость отчетности за данную сделку по форме 3-НДФЛ (подоходный налог) — то есть придется заплатить 13% от суммы доказанного дохода в конце отчетного периода. Если придется идти в налоговую, ваш договор оферты станет подтверждением вашего намерение это сделать. На самом деле, даже если доказано несколько сделок, но тем не менее вы отчитываетесь (или убедительно заявляете о своем намерении отчитаться) за них как физ. лицо, то никаких серьезных наказаний за это, скорее всего, не последует.
Разумеется, подобное решение может сработать только один раз. Не стоит играть с этими вещами и пытаться повторно отчитаться по 3-НДФЛ, если в реальности ваша деятельность носит систематический характер. После подобного вызова абсолютно необходимо либо регистрировать бизнес, либо закрывать его.
Надеюсь, эта информация окажется полезной тем, кто только начинает свои дело или сомневается в тех или иных юридических аспектах. Как только вы почувствуете, что можете «потянуть» официальною регистрацию — обязательно пройдите ее, ведь это не только возможность спать спокойно, но и забота о своем будущем.