В середине мая, в ночь с субботы на воскресенье проходила акция «Ночь музеев», посвященная международному Дню музеев, который отмечается 18 мая. Впервые это акция была проведена в Берлине двадцать лет назад, чуть позже к ней присоединился Париж. А к 2005 году многие страны Европы и Америка. Именно, тогда она и получила свое сегодняшнее название «Ночь музеев».
В этот день можно посещать музеи вплоть до глубокой ночи, и познакомиться с действующей экспозицией или специальной выставкой, побывать на различных мероприятиях, посвященные «Ночи Музеев». Каждый год выбирается и основная тема акции.
Первый российский город, принявший участие в этом интересном мероприятии, был Красноярск. В 2006 году открыл двери музеев для ночных экскурсий Санкт-Петербург и Саратов, а в 2007 подтянулись Москва и Екатеринбург. Тогда музеи продлили свою работу до девяти вечера. С тех пор многие музеи Москвы ежегодно принимают участие в этой акции и готовят свои специальные программы и выставки.
Символом ночи музеев в Москве выбрана очаровательная Сова. Сова птица ночная и бодрствует после захода солнца всю ночь. В сумерках начинается ее ночная жизнь. Все что днем кажется привычным и знакомым, становится необычным и таинственным в темноте ночи. А Сова прекрасно ориентируется в этом ночном пространстве. Новый взгляд на музейную жизнь, за привычными рамками, стереотипами и порядками и есть идея этого мероприятия.
Многие музеи в Москве работают дольше обычного, после захода солнца и до полуночи. А некоторые и всю ночь, но это скорее редкие, удивительные исключения. До первых лучей рассвета работает в этот ночной день Музей «Булгаковский дом», это и понятно.
В этом году акция «Ночь Музеев» была не такая многочисленная, как раньше и многие заведения предпочли закрыться уже к десяти вечера, редко кто работал до ноля. И погода на выходных немного испортила ночные прогулки от одного музея к другому. Дождик и холодно.
В этот вечер всех желающих пригласил к себе в гости Дом музей русского художника В.М.Васнецова. Музей находится совсем недалеко от Цветного бульвара, среди небольших улочек на холме над Олимпийским проспектом. Этот дом-теремок спрятался в тихом переулке, носящим с недавнего времени имя Васнецова. Под номером 13.
Весной и летом он утопает в зелени деревьев. Небольшой каменный домик с деревянной башенкой, окруженный многоэтажками, смотрится как волшебный терем из сказки, перенесенный в центр города неведомыми силами.
Чудесный дом был построен по эскизам и проектам самого Виктора Васнецова в псевдорусском стиле. Долгое время художник жил в Москве на съемных квартирах, и ему очень хотелось иметь свой небольшой собственный домик, тихую гавань для жизни и погружения в творчество. В.М.Васнецов был родом из села в Вятской губернии, поэтому деревенский уклад и атмосфера жизни, детские воспоминания, все было любовно и бережно, с полетом фантазии привнесено в создание этого дома. Строительство растянулось на несколько лет, и сам художник принимал в нем участие. Но результаты были потрясающими.
Музей очень похож на старинный деревенский дом, расположенный в собственном саду. Маленький узкий тротуар на небольшой улочке. С одной стороны — кусты цветущей сирени, а с другой — старая ограда и окна дома, наполненные желтым светом. Среди полутьмы старинных переулков зачарованный сад и терем, где время остановилось, а воспоминания стали осязаемы.
Фонарь, светящий сквозь весеннюю листву деревьев, Красивый козырек над дверью-калиткой, а за ней — мощеный двор
Деревянные строения в глубине двора.
Дом состоит из нескольких частей — сказочный деревянный терем и каменная часть дома. Жилые комнаты располагаются на первом этаже, мастерская художника — на втором. Когда смотришь на дом с улице, он кажется одноэтажным. А со двора дома открывается вид на второй этаж и окна мастерской.
Маленькое крылечко с резным козырьком — вход в музей.
Зайдя внутрь, оказываешься в небольшом помещении откуда направо ведет короткий холл в жилые помещения дома, а налево — вход в терем.
Несмотря на небольшую площадь, которую занимает дом, внутри он не кажется маленьким и тесным. В доме нет коридоров, все комнаты соединены между собой только дверными проемами и являются круговой анфиладой. Благодаря очень высоким потолкам создается ощущение простора и пространства, а деревянные стены дома добавляют уюта. Две основные комнаты в особняке, интерьер которых полностью сохранился, созданы в двух разных стилях. Столовая и гостиная (или зала, как называют эту комнату в деревнях).
Столовая — это крестьянская изба, с бревенчатыми стенами, со скромной обстановкой. Напоминает по времени допетровскую эпоху. Мебель выполнялась по эскизам художника и свое вдохновение он черпал в древнерусских образцах.
Только одна лампа освещала всю столовую. Керосиновая лампа — молния изготовлена в конце 19в, а уже в 1911 переделана в электрическую. Несмотря на любовь к воссозданию древнерусской обстановки, все технические новшества быстро появлялись и внедрялись в доме Васнецова — и электричество, и телефон и водопровод.
Часы на стене у входа. Сосновый стол, керосиновая лампа, две большие печи.
Самовар на столе.
Все печи в доме также сложены по рисункам и эскизам Васнецова. Одна из печей столовой — нарядная, выполнена как терем, дверца напоминает вход в дом, по бокам от дверцы расположены декоративные оконца. А наверху печь выложена поливными изразцами, сделанными в керамической мастерской Абрамцево М.Врубелем в подарок Васнецову
Интересное сочетание цветов печи — средняя часть теплого, розового цвета, по ней спускается зеленый орнамент, напоминающий деревья и травы, а сверху белые, синие и голубые изразцы цветов неба.
Розовая печь.
Верх печи.
Изразцы.
Буфет из сосновых досок по образцам утвари севера средневековой Руси. Верх буфета украшает доска с цветочным орнаментом и двумя чудовищами по бокам. Зная об увлеченной работе Васнецова над воссозданием деревенского интерьера своего дома, его друзья И. Репин и В. Поленов нашли и привезли в подарок эту необычную доску с одного из крестьянских домов во Владимирской губернии.
Дубовая доска.
У этого буфета есть еще одна интересная особенность, художник создавал его с желанием воплотить в реальность сказку о скатерти-самобранке. Когда хозяйка дома во время обеда открывала дверцы этого буфета, там стояли или появлялись различные кушанья, а использованная посуда, поставленная туда, ичезала. Это происходило потому, что с другой, противоположной стороны буфета тоже были дверцы и через них кухарка или слуги незаметно ставили туда блюда, и убирали.
Шкаф самобранка.
Два дверных проема на одной из стен столовой ведут в две небольшие, очаровательные комнатки, так называемые «будуары» или светелки хозяйки дома и ее дочери. Две смежные между собой комнаты составляют женскую половину дома, как и принято в русских избах. Хорошенькие комнатки-шкатулочки со стульчиками, сундучками, занавесками в цветочек на окнах, ажурными салфеточками. Из оригинальных предметов того времени в светелках сохранились большое кресло с переметом под часами, и небольшая дубовая скамеечка.
Дверь в светелку.
Высокие потолки комнат, создающие ощущение пространства и свободы.
Вторая светелка, большое кресло с переметом под часами, и небольшая дубовая скамеечка. Зеленые растения любовно выращены сотрудниками музея.
На противоположной от входа стене расположено окно и выход на веранду, с которой по ступенечкам можно спуститься в сад. Во времена жизни художника этот сад простирался аж до самого московского подворья Троицкой Лавры, сейчас это небольшой клочок зелени вплотную окруженный домами.
Вид в сад через стекло двери.
Вид на веранду и сад.
Столовая соединена со всеми комнатами дома, кроме классной. На этой фотографии виден вход в гостиную между печкой и шкафом-самобранкой.
А на этом фото с самоваром виден проход в детскую и репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», привезенная Васнецовым из Италии.
Детская — здесь расположена экспозиция, посвященная творческой биографии художника.
Вид детской в сторону столовой.
В бывшей классной комнате экспозиция этюдов и картин Васнецова на тему древнерусских былин. Главными героями этих работ были богатыри, олицетворявшие образы добра, справедливости, и русская природа. На выставке представлена картина «Витязь на распутье» богатырь перед камнем выбирает свой путь — «налево пойдешь....» — это одна из первых картин Васнецова на тему фольклорных сюжетов из русских былин.
В общей сложности в музее расположено около 25 тысяч экспонатов — эскизов, этюдов, картин, образцов мебели и быта.
Этюд «Хвойный лес» В.М. Васнецов и столик.
Буфет слева от двери в гостиную, один из трех буфетов с совами.
Второй буфет с совами стоит по другую сторону от входа в гостиную.
Вид в гостиную из классной комнаты.
Из классной комнаты можно попасть в гостиную. Эта парадная комната дома. Здесь принимали гостей и устраивали «творческие среды» на которых бывали П. Третьяков, И. Репин, Поленовы, В. Суриков, А. Чехов, М. Горький, Ф. Шаляпин.
В центре комнаты, ближе к окнам выходящим в переулок, стоит большой стол со столешницей петровских времен, на которой изображен двуглавый орёл. Эту часть стола сам Васнецов купил на Сретенском рынке в магазине редкостей и старинных вещей и сделал из нее стол.
Помимо стола комнату украшают два резных буфета. Маленький или третий с совами, является точной копией буфетов из классной.
Второй буфет гостиной является настоящим шедевром. Буфет напоминает русский терем из сказки.
Этот буфет был создан по эскизам художника его братом Аркадием Васнецовым. Буфет принимал участие во Всероссийской промышленной Нижегородской выставке и получил там приз и почетную грамоту. Дверцы буфета выполнены как вход в терем, а верхние створки напоминают балкончики с окнами. На крыше буфета расположена фигурка Садко М. Врубеля.
Филигранная, тонкая резьба по дереву вызывает восхищение.
Дверцы — ворота в терем, полочки как балкончики и слюдяные окошки, затейливые узоры резьбы. Можно долго восхищаться этим великолепием мастерства резьбы по дереву и фантазии художников, рассматривать каждую мелочь и деталь этой тонкой, кропотливой работы.
Если осматривать гостиную по кругу, против часовой стрелке, то слева от буфета мы увидим двери в холл и двери в столовую, а между ними простенок с часами-ходиками.
Двери в столовую расположены под лестницей.
Чтобы сэкономить пространство Васнецов спроектировал винтовые лестницы, ведущие в мастерскую, на второй этаж. Этой деревянной лестницей из гостиной пользовался только сам художник. Гостей редко приглашали посетить мастерскую, но когда это происходило, они поднимались вверх по парадной белокаменной лестнице дома, расположенной в башне-тереме.
Даже такой старинный телефон в этом тереме смотрится необычно, но тем не менее хозяева дома любили и пользовались техническими новшествами.
Слева от телефона располагается еще одна большая печь с изразцами.
А напротив входа из классной стоит еще один — четвертый буфет с совами.
Вся мебель в доме Васнецова выполнена по его эскизам в знаменитых строгановских и абрамцевских столярно-резческих мастерских.
Окно во двор.
Сова.
А вот и выход из гостиной в сторону белокаменной лестницы. Пора отправляться на второй этаж, в мастерскую...