Загадочные церковные куклы, или Испанская полихромная скульптура 17 века
- Рубрика: Идеи и вдохновение
- Виды творчества: Интерьерные украшения, Роспись по дереву

Сегодня я хочу поговорить об испанской полихромной скульптуре 17 века или о церковных куклах.
Как ни странно, но именно она попадает под определение «кукла».
Трудно найти аналогию испанской пластике XVII века в других странах, и, пожалуй, нигде скульптура не играла такой самостоятельной роли, как в Испании. Она не только служила для убранства зданий, но во время религиозных процессий была неотъемлемым участником мистерии.
В XVII веке в Испании появилась и достигла своего расцвета новая, необычайно сильная форма реализма. Она была призвана оживить католическое искусство, в том числе и оказать поддержку в борьбе с протестантизмом и быть созвучной идеям испанской инквизиции (особенно на севере страны). Они получили название «пасос» ( от испанского «шаги», «движение», «шествие»).
Художники и скульпторы создавали образы Христа, Богоматери и святых с редкостным натурализмом, призванным производить сильнейшее эмоциональное впечатление.
Они не только не пренебрегали изображением крови и глубоких ран, но и максимально их выпячивали, стремясь шокировать смотрящего.
И изготовление таких скульптур, их резьба и раскрашивание требовали исключительного умения, знания ремесла и таланта. А сами скульптуры были не только богато украшены, но и зачастую имели подвижный шарнирный каркас, позволяющий им принимать различные позы во время шествий и мистерий
Весь процесс изготовления религиозной скульптуры в 17-ти вековой Испании был чётко регламентирован и возглавляем системой Гильдий: гильдия плотников для скульпторов и резчиков, гильдия живописцев для тех, кто её расписывал. Искусству росписи обучали в живописных студиях по всей Испании, но наиболее известная была студия Франсиско Пачеко в Севилье, где обучались и Веласкес и Алонсо Кано.
Так есть документы, говорящие о том, что Сурбаран в ранние годы расписал резное Распятие.
Считалось, что именно рука художника вдохновляла жизнь в скульптуру. А столь близкое сотрудничество скульптора и живописца (порой представавшем в едином лице) вело к выработке особенного художественного стиля, который был призван быть как можно более натуралистичным и акцентировать трёхмерную иллюзорность.
Любопытно, что многие деревянные скульптуры этой эпохи были расписаны художником Франсиско Пачеко (1564 — 1645), учителем Веласкеса, Кано и Сурбарана. Именно поэтому столь органичны в соседстве скульптуры Хуана Мартинеса Монтаньеса, Педро де Мены, Грегорио Фернандеса, расписанные Франсиско Пачеко и Алонсо Кано, и картины Диего Веласкеса и Франсиско Сурбарана.
Стремясь к правдоподобию, художники иногда использовали настоящие ткани и волосы, вставляли стеклянные глаза. Эта натуралистическая тенденция особенно развилась к концу XVII века.
Скульптура резалась из единой глыбы (колонны) кипарисового дерева, лишний материал из который вынимался с задней стороны от уровня середины груди до основания (с целью уменьшения веса и сведению к минимуму риска появления трещин).
Голова, руки, кисти, ноги — все видные части тела, также как и отдельные детали одежд вырезались отдельно. В целом же одежда могла быть сделана из ткани пропитанной клеем, и далее прикреплена на корпус, или из другого материал, а резаться из дерева отдельно от центральной части скульптуры и затем эти готовые прикрепляли к сердцевине с помощью животного клея и гвоздей.Затем поверхность корпуса подготавливалась к раскраске. Убирались опилки, дерево полировалась и натиралась чесноком, чтобы улучшить впитываемость краски, затем наносилось несколько слоев клея и белого грунта.Чтобы создать одежды, на скульптуру с помощью животного клея и чесночной эссенции прикреплялась настоящая ткань, своеобразный холст — основание для будущей росписи. Целью было создать имитацию estofado(от estofa — особый вид материала — стёганый шёлк). Далее вся поверхность покрывалась слоем белого грунта и красной известковой глины.
Лист золота помещался на смоченную глину и разглаживался с помощью полировального камня. Поверх наносится слой яичной темперной краски, сверху — через перфорированную кальку белым порошком наносился точечный эскиз узора и следом он процарапывался до золота (убирался слой темперы, где это было нужно). Иногда использовалось перфорирование.
Encarnacion (дословно «оживление») называлось умение добавлять цвет форме. То есть, речь идёт о работе мастера — живописца, расписывавшего лицо и открытые части тела. Было два способа достижения теплых тонов: matt — матовый и polimento — с блеском. Последний достигался полировкой поверхности, и скульптура выглядела блестящей и отражала свет. В Севилье же был более распространён другой приём, ценилась именно матовая поверхность как более подходящая для изображения человеческого тела.
Поверх белого грунта, наносящегося ещё скульптором, художник использовал красноватый основной базовый тон. Холодные краски (для изображения вен, например) наносились под белые и тёплые тона. В некотором роде это повторяет и строение человеческого организма. Далее художник наносил тени и передавал текстуру, используя краски на масляной основе. Конечным штрихом было нанесение белкового лака на глаза
Затем все части скульптуры соединялись, и она получала свой завершённый вид. Стоит отметить, что зачастую эти изображения одевались в другие, более торжественные наряды, именно настоящие одежды, как манекены, и происходило это по случаю особых религиозных праздников. Пасос носились по улицам города, участвуя в процессиях «как живые».
Основными заказчиками подобных скульптур были религиозные ордены Испании. Тогда они были самыми важными патронами искусств. Тематика заказов в основном сосредотачивались либо на истории ордена, либо на теме экзальтации его основателя или важных членов.
А одним из самых известных скульпторов того времени был Педро де Мена.
Он сам резал и раскрашивал скульптуры. Его тяга к натуралистичности была настолько высока, что он использовал такие материалы, как стекло для глаз, кость для зубов, настоящие волосы для бровей.
Особенно характерно это отразилось в его скульптуре «Се человек».
Несмотря на небольшой размер, скульптура рождает невероятное и потрясающее впечатление. И путешественники с тех пор специально приходили посмотреть на это произведение, расположенное в сакристии кафедрального собора Толедо.
Сама скульптура предназначалась для близкого рассмотрения, и качество резьбы и качество живописи воплотилось в ней с невероятным совершенством. Голубая краска была нанесена художником под тонами румян с целью максимально натуралистично показать кожу Христа, подвергшегося избиению. Стеклянные глаза были инкрустированы в пазы, а для ресниц использовались натуральные волосы.
Предлагаю всем вместе полюбоваться на мастерство испанских ваятелей!