Русское дореволюционное серебро
В Петербурге , если вы любознательный человек, довольно просто удовлетворить свою любую потребность, лишь бы она была, как говорится.. И вчера мне посчастливилось попасть на лекцию петербургского искусствоведа Веры Переятенец о серебре на антикварном рынке.
Лекция была потрясающей и некоторыми тезисами из этой лекции хотелось бы поделится с вами, нам же нужно все таки на одном языке разговаривать?
Толчком к развитию русского ювелирного искусства послужило освоение месторождений Урала и Западной Сибири, именно тогда у России появились собственные месторождения , благодаря которым драгоценные металлы стали массово поставляться для нужд ювелиров . в Допетровскую эпоху русские мастера обыгрывали национальные мотивы, национальный колорит присутствовал во всех предметах, но уровень исполнения был достаточно примитивным. Тем не менее, для коллекционеров эти предметы представляют наибольшую ценность и найти их на свободном рынке - невозможно..
Мощным импульсом к развитию послужило массовое появление шведов в Петровскую эпоху, большая часть из них была пленными , которые осели на территории нашего государства и именно они принесли на российскую землю европейские традиции. Тогда и появились дельфины и мифологические персонажи, которые обыгрывались в русском ювелирном искусстве и во 2 половине 19 века. Российское ювелирное дело на протяжении 18 века сопряжено с европейскими тенденциями и зачастую европейские изделия того времени выдаются за предметы русского происхождения.
В начале 19 века широкое распространение получили предметы с чернением и позолотой. Это эффектное сочетание достигается путём нанесения на выгравированную поверхность химических составов, которые вступают в реакцию с серебром , создают эффект чернения , а потом полируются.
На вторую половину 19 века приходится расцвет русского ювелирного дела, начинают работать всем известные имена, составляющие гордость русского ювелирного дела и вершину мастерства достигают поставщики императорского двора , такие как Сазиков, Фаберже, Морозов ,Братья Грачевы..
Тогда, как и сейчас, в России все боролись за государственные заказы и наиболее значимые произведения изготавливались к событиям , связанным с императорским двором: коронации, рождение, свадьбы, подарки императорской семье или подарки от императорской семье многочисленным монархам и великим князьям. Все основные шедевры были приурочены именно к этим событиям .
Важно то, что патриотический подъём в эпоху Александра I послужил толчком к возрождению русского стиля в искусстве. появляются неорусские мотивы- плетение лыка, национальные орнаменты, избушки, фигурки простолюдинов, идеи для которых позаимствованы у производителей фарфора. И следует отметить, что коллекционерами в 1 очередь ценятся именно эти изделия с русским национальным колоритом. К примеру, коротенькая пословица или присказка увеличивает стоимость обычной солонки или Ложки в несколько раз. Также приобретают популярность старые формы посуды: ковши, братины..
Фаберже- основная звезда русского ювелирного дела, про него написано много, но, к сожалению, его имя затмило ряд выдающихся мастеров серебряного дела! Например, первым поставщиком императорского двора был Иван Губкин, это имя мало кому известно, но его издели достигали невероятного художественного уровня . А первым ювелиром , изготавливающим именно произведения искусства под заказ был Сазиков, его творения были именно талантливыми , по другому назвать их нельзя.. в конце 19 века фирму Сазикова приобрёл Хлебников, фирма которого работала как в Москве, так и в Петербурге. Фирма Хлебникова известна своей великолепной работой с эмалью.. Высочайших успехов достигли братья ГрачевЫ, Морозовы и Овчинниковы. Кстати в штате Фаберже и Морозова работали мастера, имеющие права ставить свои собственные клейма, и в тоже время у Морозова был свой торговый дом, он мог ставить своё клеймо на произведения других ювелиров, не производя их.
Но совершенно определенно , особое место занимает Фаберже , и во многом, благодаря тому, что его фантазия невероятно расширила гамму изделий из серебра и драгоценных камней. Фаберже показал, что ювелирным изделием может быть все: от фоторамки, фигурок животных, до знаменитых пасхальных яиц..
Поскольку не являюсь практиком, не буду вдаваться в детали производства ювелирных изделий, но эта работа требует высочайшего мастерства и наверное по уровню декорирования эти изделия можно разделить по следующим категориям :
- самое простое- гравировка и резьба штихелем,
- более высокого ценится чернение с позолотой,
- работа с цветными эмалями ценится выше всего. Из эмалей наиболее высоко ценится живописная эмаль, гильоширование , а самой редкой считается витражная эмаль..
- Помимо эмали также редко встречается живопись на серебре .
Конечно , славу ювелирному русскому делу составили яйца Фаберже и подарки царской семье, но русские мастера , даже в самых обычных ложках и солонках стремились показать своё мастерство и привнести в них национальный колорит , это удавалось им прекрасно и именно эти изделия сделали Русское серебро узнаваемым, любимым и ценимым..
Вот такую информацию рассказала в Инженерном замке чудесный специалист по антиквариату Вера Переятенец, и я надеюсь , вам эта информация тоже поможет структурировать свои представления о русском серебре , а также рекомендую к посещению лекторий Русского Музея, там всегда очень интересно .
Больше интересных статей на моем канале