National Theatre Live, Barbican, ТеатрHD: Шекспир, "Гамлет, принц Датский"
Как легко записывать свои впечатления, когда в спектакле понравилось всё или почти всё, и как не просто, когда иначе...
"Гамлет, принц Датский" пришёл ко мне уже во взрослом возрасте, в то время, когда читаешь не потому, что "надо", а потому, что интересно. И это одна из немногих пьес, которые я читала и перечитывала по ходу несколько раз.
В чтении есть своя магия - переворачивая страницу за страницей, ты силой воображения, эмоций представляешь себе героев и события, которые с ними происходят. И перед тобой уже не просто текст, а очередная история, соучастником которой ты становишься.
Но главное волшебство начинает твориться после, когда ты видишь, как прочитанное воплощается на сцене посредством актёрской игры и режиссёрских замыслов.
Ты смотришь спектакль и ещё не знаешь, на сколько совпадёт и совпадёт ли вообще твоё восприятие произведения и видение режиссёра...
.
.
.
Весь спектакль для меня разделился на два абсолютно разных действия – избыточное, граничащее с чрезмерностью первое и кристально чистое, прозрачное, как стекло, второе.
С самого начала первого действия у меня было стойкое ощущение, что всех героев пьесы намеренно показывают в преувеличенном, почти гротескном виде: предательница королева-мать, напыщенный, как павлин, новый король; бормочущий болванчик Полоний; издёрганная, нервенная Офелия, нелепый Горацио и безумный, безумный Гамлет...
.
Королева мать с самого первого мгновения пьесы сияет и переливается своим новым счастьем и совершенно не замечает, не чувствует всех переживаний, происходящих с сыном. Она уже живёт своей новой, блестящей жизнью, легко переступив через своё прошлое.
Ciarán Hinds: Claudius
Anastasia Hille: Gertrude
Однако, в сцене объяснения с Гамлетом, с глаз матери он словно сдёрнул пелену и перед ней в один миг предстал весь ужас содеянного. Где та весёлая, сияющая счастьем женщина? Она разбита, повержена, истекая слезами просит пощады…
О, довольно, Гамлет:
Ты мне глаза направил прямо в душу,
И в ней я вижу столько черных пятен,
Что их ничем не вывести.
О, молчи, довольно!
Ты уши мне кинжалами пронзаешь.
О, пощади!
Anastasia Hille: Gertrude
Benedict Cumberbatch: Hamlet - Prince of Denmark
Но даже в таком состоянии она не стала для меня более достоверной, снова крайняя степень… отчаяния, осознания?
.
Клавдий, новый король Датский, изо всех сил изображает нового властителя и очень старается выглядеть новым королём. В нём, пожалуй, больше всего было соответствия своей роли. Тем более неожиданно и ярко в нём проступила черта человечности в сцене с молитвой и раскаянием по убитому брату…
О, мерзок грех мой, к небу он смердит;
На нем старейшее из всех проклятий -
Братоубийство! Не могу молиться,
Хотя остра и склонность, как и воля;
Вина сильней, чем сильное желанье...
Ciarán Hinds: Claudius
.
Нескладный совершенно Лоренцо выглядит очень своеобразно - простецкий, везде и всюду, кроме разве что финальной сцены, таскающийся с рюкзаком за плечами, размахивающий руками... И ничего, что он при дворе короля, он словно только что сошёл с поезда, корабля, самолёта и головой ещё где-то там далеко, эдакий студент-бродяга и по совместительству лучший дружище принца…
Leo Bill: Horatio
Benedict Cumberbatch: Hamlet - Prince of Denmark
.
Офелия… Забитое, несчастное дитя, не от мира сего, которое находится под полным управлением отца и брата. Весь её вид и каждая её фраза с самого первого мгновения производили впечатление, что она уже находится на грани помешательства, в отчаянии, потерянная, не понимающая, что происходит… В её глазах постоянно слёзы, кажется, тронь пальцем, и всё её хрупкое душевное равновесие в миг рассыплется…
И да, если не думать, что это Офелия – играла актриса впечатляюще, но для меня всё же "пере-".
Sian Brooke: Ophelia
.
Призрак отца Гамлета возникает из мрака ночи, но не как бесплотный дух, а вполне ощутимый мертвец, совсем старик. Он грозен и страшен, он требует мести, одержим местью, его голос гремит над залом! И, кажется, камни склонились бы перед ним, будь он сейчас жив... Но даже Призрак чрезмерен и в своём своеобразном виде, и в демонстрации струпьев на теле…
Karl Johnson: Ghost of Hamlet's Father / Gravedigger
.
А что же Гамлет?
Гамлет на сцене просто сгусток энергии и безумства. Или безумства и энергии?
Benedict Cumberbatch: Hamlet - Prince of Denmark
На всём протяжении пьесы Гамлет невероятно сильный и энергичный, но, в тоже время, сжатый, как пружина, которая вот-вот сорвётся. И для меня Гамлет в спектакле оказался всё же более ярким и стремительным, чем Гамлет в пьесе.
В пьесе он изображает из себя безумца постепенно, как бы играя с реальностью, примеривая на себя новый образ и наблюдая, как он отзовётся у окружающих. А Гамлет в спектакле сходит с ума молниеносно, разом - и да, он тоже лишь изображает безумство, но в настолько крайней его точке, что не остаётся сомнений в его душевном здоровье.
Чего только стоит сцена, где Полоний встречается с Гамлетом, чтобы узнать причину его безумства - так эксцентрично, практически вычурно всё происходит!
А далее..
В пьесе он только намекает прощающемуся с ним Полонию, что:
"Нет ничего, сударь мой, с чем бы я охотнее расстался; разве что с моею жизнью, разве что с моею жизнью, разве что с моею жизнью",
а в спектакле он просто кричит:
"...except my life! Except! My! Life!"
с демонстрацией всего, что сейчас у него на уме.
Полоний в тот же миг трусливо сбегает, едва не прикрывая голову планшеткой.
И после этого читать "Быть или не быть"?
Гораздо раньше, чем в пьесе - ради чего? Ради эмоционального накала, или чтобы показать в очередной раз, что всем безразлично состояние принца и он абсолютно одинок сейчас? Ведь он кричит о своём неблагополучии, а никто не слышит...
.
Но насколько бы чрезмерным первое действие ни было, в нём была такая сумасшедшая энергия, динамика, экспрессия и насыщенность, что она захватила всё восприятие целиком.
И антракт был, с одной стороны, необходимой точкой, а с другой - пусть бы лучше не останавливалось действие, пусть бы неслось к своему финалу...
.
Спустя 12 минут антракта всё поменялось кардинальным образом.
.
Приглушённый свет на сцене, стихла вся безумная, бешеная энергетика первого действия. Теперь на первый план выступают заговор, месть и трагедия.
Заговор короля, изложенный в письме, которое перехватил Гамлет, и сговор Клавдия с Лаэртом об отмщении.
Неожиданная смерть Офелии, которая потрясла всех и Гамлета тоже. Кажется, что он лишь сейчас осознал, насколько сильно её любил и что заигрался со своим безумием...
Benedict Cumberbatch: Hamlet - Prince of Denmark
Karl Johnson: Ghost of Hamlet's Father / Gravedigger
И, наконец, самая тягостная часть – сражение с Лаэртом и Гамлет мыслит ясно, как никогда. Уже так близка развязка, что хочется воскликнуть: «Берегись! Клинок отравлен!» Но не поможет…
Kobna Holdbrook-Smith: Laertes
Benedict Cumberbatch: Hamlet - Prince of Denmark
.
.
Когда актёры вышли к зрителям - зал «Барбикан» взорвался аплодисментами... И в Москве тоже. Это самое потрясающе чувство после спектакля, когда и здесь зрителей настолько захватывает происходящее на сцене, что они благодарят актёров...
.
.
Но всё же…
Наблюдая, как разворачиваются события первого действия, я постоянно ловила себя на мысли, что я не верю, мне не нравится то, что я вижу. Ощущение, что каждый герой играет чересчур, не отпускало.
А те акценты, что расставил режиссёр в постановке… У меня, как зрителя, они вызвали очень странное впечатление.
Офелия в пограничном состоянии скорее пугает и утомляет, чем вызывает сочувствие.
Нелепый Горацио совершено непонятно зачем в таком виде здесь.
А вот Клавдий, наоборот, шикарен и на своём месте. И дальше мысль развивается в очень интересном направлении.
Мы помним Призрак отца Гамлета - как бы звучно он не читал свои монологи, внешне он проигрывает брату и возрастом, и статью. Почему в постановке было решено сделать так?
Я же помню, о чём говорил Гамлет:
Такой достойнейший король! Сравнить их
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица. О небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
От насыщения...
Для меня в этих словах столько любви и заботы, что я не могу себе представить, как могла внезапно исчезнуть любовь Гертруды, а её глаза и сердце через краткий миг открыться к другому человеку, да так, что она уже совершенно счастлива новой жизнью...
При таком отношении, Призрак должен быть не менее величественен и хорош собой, ведь соперничество и жажда власти не на пустом месте возникли, не только потому, что брат старше, стар, слаб и пора бы ему уже на покой, а заодно и свежую ещё жену можно утешить...
И если вспомнить портрет умершего короля, что висит в доме Гамлета, то Призрак в спектакле выглядит очень странно.
.
В итоге, у меня осталось очень много вопросов - о спектакле, о режиссёрском видении, о актёрах. Пожалуй, это именно то, что мне нравится в моём театре - уходить не с готовым ответом, а с вопросами.
.
.
P.S. Кажется, я поняла... Только сейчас поняла: Камбербэтч - это Другой Гамлет.
Как и Шерлок в его исполнении – для меня это совсем не тот-самый-Шерлок-Холмс, а кто-то другой, такой же умный, которого также зовут.
Так и здесь, в спектакле, в моём восприятии на сцене был не Гамлет Шекспира, а совершенно другой Гамлет. Не хуже, не лучше, просто другой.
Спасибо всем, кто посмотрел и прочитал!
С уважением, МамиНа мастерская цветы и декупаж