Купавинские шали. Что мы о них знаем
- Рубрика: История рукоделия
- Виды творчества: Вязание крючком, Машинное вязание

В продолжение темы по «истории создания русских шалей...» хочу сегодня остановить свой выбор на купавинской шёлковой фабрике.
Старая Купавна — наверное, самый молодой город Подмосковья. Впервые Купавна упоминается в самом древнем из Московских великокняжеских договоров — «договорной грамоте» сыновей Ивана Калиты: великого князя Симеона Гордого и князей Ивана и Андрея. В этом документе «новое село на Купавне» названо в числе сел, отходящих по соглашению между братьями к великому князю Симеону. Датируется грамота 1348 годом.
Вторично село упоминается уже в завещании («душевной грамоте») великого князя. «Новое» село, согласно предсмертной воле Симеона Иоанновича, должно в числе других сел отойти к его жене. «Душевную грамоту» уверенно датируют 24–25 апреля 1353 года. Это время смерти князя Симеона Гордого — наследник Калиты скончался во время эпидемии «черной смерти» или чумы, пришедшей из Европы. Эта дата и считается датой основания Купавны (или Ведьминого Угла, как называли это село в XVII веке).
В 1745 году московский купец I гильдии Данила Яковлевич Земской купил село и перевел в него из Москвы свою шелковую фабрику. С 1784 по 1789 год фабрика принадлежала светлейшему князю Г.А. Потемкину, затем, до 1803 года — казне. В декабре 1803 года по соизволению императора Александра I купавинская казенная шелковая фабрика вместе с приписанными к ней казенными людьми была отдана в потомственное содержание князя в соответствии с «Регламентом о передаче Купавинской шелковой фабрики в наследственное владение князю Николаю Борисовичу Юсупову». Этот документ был утвержден Высочайшим указом императора Александра I в июле 1804 года. Передача фабрики состоялась посредством принятия 16-ти условий, подготовленных Юсуповым и одобренных министром внутренних дел графом В.П. Кочубеем.
Портрет князя Н. Б. Юсупова, 1783 (фрагмент). Автор Г.Ф. Фюгер
Регламентом подтверждалось, что «фабрика должна оставаться на содержании у князя и его наследников на основании о казенных фабриках и заводах изданных указаний, сохраняя ненарушимо поставленные при ее отдаче условия». Владелец получил «право вырабатывать шёлковые и полушёлковые товары, какие только найдет для себя выгоднейшими и пользе государства наиболее соответствующими...»
Новый владелец фабрики обязался «всех обоего пола фабричных, способных к работе, занимать оною, смотря по способностям каждого и платя им помесячно ту же сдельную плату, каковою ныне по сделанному в 1798 году от Мануфактур-Колегии получают». То же самое и для мастеров, мастериц, их помощников, сторожей и прочих при фабрике служителей. Их оклады, месячное жалование оставить прежними, а также в течение последующих 10 лет в случае повышение цен «на хлеб и прочие вещи» сооветственно повышать и жалование фабричным. «Всем фабричным мужска и женска пола, кои за старостью и болезнями и малолетством работы фабричной производить не могут и пропитания ниоткуда не получают...» хозяин фабрики должен был «определить пристойное богадельное содержание, не допуская отнюдь до того, чтобы по миру ходили для испрошения милости».
Машины Жаккарда
Оговаривалось условие и о том, что «...состоящий в купавинских дачах строевой и дровяной лес ни на что употреблять не должно, как на пользу фабрики и фабричных». Сенные покосы и огородные земли оставались в фабричном пользовании; сады, пруды, оранжереи переходили в распоряжении содержателя фабрики.
На фабрике производились шелковые и полушелковые разнообразной расцветки платки, шали, жилетные материи, «модные французские тафтички, рецептовые бархаты, кушаки шелковые», кавалерские и орденские ленты, бархат, штоф. Незадолго до начала войны 1812 года была предпринята попытка к освоению производства шленских и шпанских сукон, а также несколько видов полотняных изделий: суровые отбеленные и набивные миткали, нанка, тонкая фланель.
Для реализации купавинских товаров Высочайшим разрешением были открыты «купавинские магазины» в Петербурге на Обуховской улице и в Москве на Ильинке и Лубянке. Шелковая фабрика в Купавне пользовалась особым покровительством супруги Юсупова княгини Татьяны Васильевны. При ее содействии для фабрики было закуплено в Англии оборудование (прядильные машины), приобретались дорогостоящее сырье (итальянский, кашанский и шемаханский шелка, голландское полотно, "суровая отбеленная и цветная английская пряленая бумага), заграничные красители, оплачивались счета, связанные с транспортировкой товаров в Москву и в Петербург, отслеживалась их своевременная доставка к месту назначения.
Портрет Юсуповой Т.В. Автор: Виже-Лебрён, Мари Элизабет Луиза
Помимо шелковой мануфактуры, при Купавинской фабрике действовали часовая (под началом «часовых дел мастера Господина Булье») и чулочная фабрики, а к 1806 году уже функционировала бумажная фабрика по производству хлопчатобумажных тканей (английский ситец), а также писчей и оберточной бумаги.
Стремясь вывести купавинскую фабрику на европейский уровень Юсупов не скупился на оплату обучения работавших на фабрике людей. Так, для обучения девок шитью шелком был нанят польский шляхтич Фаддей Михайлович Пригоцкий с жалованием 600 рублей в год; столяры и кузнецы обучались «деланию шерстянных машин» у машиниста англичанина Щербата; а шелковому ткачеству обучались пять человек у купца Шелагина.
Товары, производившиеся на юсуповских фабриках, пользовались спросом у покупателей на ежегодных ярмарках в Глухове, Макарьеве, Чернигове, Стародубах, Ромнах, Ростове Великом, Киеве, Харькове, Бресте...
В начале XIX века были модными шали и платки Купавинской фабрики, причем качество их было столь высоким, что в 1820-е годы был прекращен ввоз в Россию лионских шалей. В 1829 году в Петербурге проходила Первая публичная выставка мануфактурных изделий, в которой приняли участие 326 предпринимателей, представивших 4 041 экспонат. Одной из интереснейших была экспозиция шелковых тканей. Владалец фабрики Н. Б. Юсупов за производство добротных шелковых изделий был удостоен Публичной похвалы. В 1831 году, на выставке произведений отечественной промышленности в залах Кремлевского дворца в Москве купавинская фабрика экспонировала бархаты, персидские материи, орденские ленты и кушаки. Снова подтвердилось высокое качество представленных изделий.
Создавая свою сеть мануфактурных производств Юсупов преследовал три цели: сформировать посредством укрепления и расширения межвотчинных производственных связей единую хозяйственно-производственную систему, способную обеспечить функционирование его фабричных мануфактур вне зависимости от их мощностей; вывести фабричную продукцию на внутренний ранок; получить прибыль.
В потомственном владении князей Юсуповых фабрика находилась в 1803-1834 гг. В 1834 г. Юсуповы продали фабрику московским купцам I гильдии Петру и Илье Бабкиным, которые были специалистами по сукноделию. Бабкины наладили выпуск тонких качественных сукон, которые потом принесли предприятию славу и известность. Производство шелковых тканей прекратилось в 1842 г. Купавинские сукна продавались не только на внутреннем рынке России, но шли и на экспорт — в Китай. В 1875 г. основано паевое Товарищество Купавинской суконной фабрики братьев Бабкиных с капиталом 500 тыс.руб. В 1892 г. в Товарищество вошло торгово-промышленное предприятие «К.К. Бакланова — сыновья», имеющее шерстомойное заведение в Курской и Пензенской губерниях.
Спасибо, интересное продолжение темы о шалях, но мне не хватило картинок именно с шалями. Очень захотелось посмотреть, пошла искать в поисковике.
Согласна со Светланой, фотографий очень не хватает.
Публикация интересная, но ее название совершенно не соответствует содержанию!
Думаю, правильнее было бы её назвать "История производства шалей в Купавне" или что-то в этом роде. Отсутствие фотографий самих шалей крайне удивило!