Образцы "демисезонного" войлока. Часть1.
Дорогие мастера войлочного арт-текстиля и начинающие валяльщицы!
В нашем сообществе, в рубрике "Вопрос-ответ" я обратилась к коллегам с просьбой поделиться опытом работы с волокнами мохера. Получила ТРИ!!!!!! ответа. Спасибо огромное девочкам, которые откликнулись!
В прошлой жизни я - математик, поэтому авторитетно заявляю: количество вариантов войлочного арт текстиля исчисляется десятками МИЛЛИОНОВ. Эта вариативность обусловлена хорошо нам известным набором: видом шерсти, волокон и ткани, используемых в изделиях, вариантами раскладки, технологией процесса валяния и, наконец, руками валяльщика.
(Так в числовой лотерее "6 из 49" общее количество комбинаций шести чисел составляет 13 983 816 !!!)
К чему это я? Да просто, если б мы делились своими наработками и наблюдениями, то смогли бы сэкономить друг-другу массу времени и ресурсов. Ведь не всегда и не у всех есть возможность сделать 10 образцов с кашемиром...Спасибо огромное признанным мастерам войлока, которые периодически выкладывают на различных ресурсах бесплатные фрагменты платных мастер-классов. НО! Этого катастрофически мало! У каждого из нас есть свои наработки, поделившись которыми можно создать своеобразную "базу данных" образцов. Тогда нам легче станет ориентироваться при выборе материала, способа расположения волокон и метода валяния. Это существенно снизит наши энерго- и финзатараты.
Уфф... Теперь к делу.
Вопрос у меня возник по волокнам мохера, а образцы сделала из волокон кашемира, альпаки и бэби верблюда:) (такие мы, женщины).
Размер образца в раскладке 30 на 30 см. Сразу оговорюсь для новичков: образцы под конкретное изделие необходимо делать большего размера. Минимальный размер 50на50, а лучше -70 на 70 см ( так советует и признанный мастер Юлия Левшина)
Образцы раскладываю на подложке для ламината. Пупырку на этом этапе не использую.
1. Первый сэндвич ( дадим ему имя "Кашемир/Альпака"):
-растянутый шелковый платочек Мавата на половину образца ( необходимо было проверить как повлияет на "шерстистость" альпаки ламинация шелковым платочком);
-аьпака бэби натурального светло бежевого цвета (тот случай, когда цвет имеет значение:) Известно, что свойства таких волокон зависят и от их окраса);
-австралийский меринос DHG 18мкр натуральный белый тонкими горизонталтными прядками
-вискоза белого цвета пр-ва Германии - боковыми тонкими прядками ( необходимо было проверить утверждение одного из мастеров о "немнущести" войлочного текстиля, содержащего внутри волокна вискозы);
-австралийский меринос DHG 18 мкрн натурально белого цвета тонкими вертикальными прядками;
-австралийский меринос DHG 16мкр натурально белого цвета тонкими боковыми прядками ( была идея скрепить все волокна очень цепким и проникающим через все слои шестнадцатимикронным мериносом)
-волокна кашемира светло-бежевого боковыми прядками;
-шелк Муга выложен двумя горизонтальными тонкими слоями поверх кашемира.
(Намокший и непрезентабельный образец с одним рядочком Муги:)
Технология валяния
- в процессе раскладки сбрызгивала водой комнатной температура без мыла некоторые слои, чтоб не разлетались;
-после завершения раскладки накрыла сбрызнутый водой образец москитной сеткой и через сетку смочила мыльным раствором. Я использую фэйри. Концентрация зависит от жесткости воды в вашем регионе.Обосную для новичков свои действия. Промыливание через довольно плотную немецкую москитку имеет ряд удобств и преимуществ: такая москитка не ерзает по раскладке и не сминается под руками, промыливая раскладку через нее, можно контролировать количество воды и мыла. Если, например, раствор не достаточно мыльный, можно растереть в ладонях чуть концентрата Фэйри и домылить раскладку.
-добившись полного идеального:) намыливания, чуть притирла образец и аккуратно сняла москитку
- накрыла образец подложкой под ламинат и прожужжала ВШМ по следующей схеме: на счет 3 на каждом месте переставляю машинку вертикально, затем на счет 3 прохожу весь образец горизонтально. Затем прохожу образец вертикально на счет 5, затем горизонтально. И, наконец, те же вертикальная и горизонтальная "проходки" образца на счет 7 на каждом месте. Шаг ВШМ - пол-подошвы;
-сняла подложку под ламинат, накрыла образет снова москиткой и чуть притерла руками в перчатках;
-после всех манипуляций волокна сцепились и настало время отдыха. Оставила образец до полного высыхания. Так я поступаю и с изделиями.
Изначально решила с этими образцами работать только в плоскости. Хотелось посмотреть как будут вести себя эти волокна в очень тонком и максимально гладком войлоке.
Итак, через день продолжаем.
- смочила изделие не очень мыльным раствором комнатной температуры, руками в перчатках чуть притерла, чтобы убедиться в том, что образец полностью смочен и там нужное количество мыла;
- сэндвич (подложка под ламинат, образец, подложка под ламинат) накрутила на аквапалку и прокатала по 200 раз, закрутив сэндвич снизу вверх, а потом сверху вниз.
Приняла решение валять образец так, как я валяю изделия: только в вертикальных направлениях.
- переложила образец на воздушно-пупырчатую пленку (пупырки к образцу), накрыла пупыркой, закрутила на аквапалку и валяла по 150 раз в четырех возможных вариантах вертикального направления: снизу-вверх, альпачной стороной внутрь; сверху-вниз, альпачной стороной внутрь, снизу-вверх кашемировой стороной внутрь, сверху-вниз кашемировой стороной внутрь.
Умаялись вы читать все это Но!!!! Это эксперимент и тут важно все!
Возвращаемся в студию
-После этих манипуляций не жамкая! прогрела образец в тепленькой воде, смыв фэйри. Намылила оливковым мылом и притерла руками в перчатках с обеих сторон, гладя по поверхности образца;
-накрутила образец на аквапалку без пупырок и подложки и валяла на аквапалке на следующей поверхности: очень немолодая и неказистая пупырка положена на бамбуковую штору;
В процессе валяния, перед каждым перематыванием рулона я растягиваю войлок в разных напрвлениях, затем разглаживаю на поверхности и снова наматываю на аквапалку.
Таким образом валяю до тех пор, пока войлок не станет абсолютно стабильным. (Эта пресловутая попытка прощупать сдвигаются ли слои в вашем шедевре относительно друг друга...
Когда уже ничего не сдвигается, приступаю к усадке:
-прогреваю в теплой воде и смываю лишнее мыло(!!Помним о том, что если будем активничать в воде и пене, шерсть "сожрет" декор, а у нас ох какя недешевая Муга:)
-аккуратно отжимаю образец, скручиваю колбаской без аквапалки, закручиваю все в край полотенци и с усилием и стонами катаю по 20 раз в вертикальных напрвлениях.
Обязательно перед каждой перемоткой растягиваю войлок в разных напрвлениях, потом прохожусь рукой по поверхности, снова его сплющивая. Работаю только в перчатках. (Помним о Муге!!!!)
Войлок усаживается с невероятной скоростью. Прокатывайте в полотенце не больше, чем 25-30 раз за один проход для лучшего контроля усадки!
Итак, войлок готов ( признаки готовности уже известны даже в начальной школе, так много об этом писали и говорили!). У меня это: на прсвет не видно направления раскладки шерсти, на прощупывание - плотные маковые зернышки.
- смыла мыло в теплой воде, не жамкая;
-отжала "комом" и завернула этот ком в махровое полотенце;
-слегка прогладила очень горячим утюгом с двух сторон;
-оставила сушиться;
На следующий день:
-замочила высохший образец в воде комнатной температуры на три часа;
- добавила две столовых ложки уксуса на 5 литров воды, поместила образец в этот раствор и доведя до 90градусов температуру этого варева запаривала войлок в течении 30 минут;
-дала полностью остыть вареву, не вынимая образец из раствора!!!!;
-прополоскала образец в воде комнатной температуры, вымыв остатки уксуса;
-отжала комом, завернула в полотенце на три часа;
-проутюжила горячим утюгом и оставила досушиваться;
-высохший войлок отпарила горячим утюгом.
ВСЕ!!!!! Готово!!!!!
За то время, пока все это писала могла бы свалять пальто!!!!
Из приятного: неопровержимым доказательством того, что войлок был хорошо свалян является тот факт, что после "уваривания" образец ни на сантиметр не уменьшился в размере!!!
Готовый образец имеет размер 24 на 24 см. КУ - 1,33
КАРТИНКИ и ВЫВОДЫ в конце повести:)
2. Образец 2 (условное название "Ангора/Верблюжонок"
Сэндвич:
-вискоза белая пр-ва Германия тонкими прядями вертикальный слой;
-ангора белая выложена боковыми прядями;
-аргентинский меринос Chubut 16,5 мкр натурально белый выложен боковыми прядями;
-та же вискоза - боковыми;
- австралийский меринос 21 мкр темный беж пр-ва Германии горизонтальной диагональкой (или елочкой)
-бэби верблюд светло-коричневого цвета вертикальной раскладкой довольно плотненько;
- один ряд тонкими прядями шелка Муга
Эксперименты с шелком муга сверху и вискозой снизу были проведены исключительно " на посмотреть" как эти волокна приглушат пушистость ангоры и верблюжонка. Задумка-то была благородная: изобрести очень элегантную поверхность текстиля...
не пугайтесь!!!
Технология валяния абсолютно идентична первому образцу.
Анонс второй части. Фото образцов, мои ощущения и выводы, количество ценных волокон в граммах, используемых в раскладке образцов.
продолжение следует...послезавтра.
Продолжение. Часть 2