Почему при закрепке скалываются камни? Часть 2: как с этим бороться

Почему при закрепке скалываются камни? Часть 2: как с этим бороться | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В предыдущей статье мы рассматривали причины, по которым скалываются камни. А сейчас порассуждаем, что же можно предпринять, чтобы этого не происходило. Эта часть будет интереснее мастерам, нежели покупателям. И тем не менее…

Итак, нам надо закрепить камень, а его рундист либо слишком тонок, либо имеет острую верхнюю кромку. Что делать? Вариант 1 — обратиться к знакомому огранщику для устранения этих неудобств. Это оптимальный вариант, хотя не для всех доступный. Вариант 2 — обзавестись необходимым для этого оборудованием и минимальными навыками. Из оборудования достаточно будет простенького станка (фото 1), но, желательно, с небольшими или регулируемыми оборотами и полировальной планшайбой (оптимально — алюминиевой, чтобы полегче было, и с зерном в латунной связке, чтобы она не портилась от обработки рундистов) (фото 2).

закрепка, публикация

закрепка камней

Оптимальное зерно 2/3 — 3/5. В принципе, всё это можно приобрести в пределах 7-10 тысячах рублей, а ведь скалываемые камни и подороже бывают! Однако, тут надо иметь минимальные навыки и знания, надо чтобы планшайба не била и не имела выбоин, а то камень можно колонуть, так и не добравшись до закрепки.

Еще, иногда, для правки рундиста используют простой алмазный надфиль (фото 3).

ювелирное искусство

Хотя поправленный им рундист не столь эстетичен, как полированный, но всё же это лучше, чем сколотый камень. Тут надо обладать твёрдой рукой, чтобы не царапнуть по граням, а надфиль лучше взять сильно б/у и изрядно подточенный, чтобы помельче было зерно.

Так же я хотел бы поделиться еще одной хитростью, полезной как начинающим закрепщикам, так и опытным в некоторых случаях. Бывает так, что камень скалывается не оттого, что плохо огранён, а потому, что инструмент, которым производится закрепка, соскакивает на камень. Как правило, закрепляют стальным, реже — медным или латунным давчиком. Но представляемый мною на правах рекламы инструмент — поистине революционен! Прошу любить и жаловать: алюминиевый давчик (фото 4).

скол камня

Преимущества: мягкий металл, не портит камень при соскакивании; при закрепке, к примеру, в глухой каст, сам каст не требует потом дополнительной обработки, так как алюминий не оставляет следов даже на серебре, и это здорово экономит время, когда подобной закрепки много. Изготавливается такой давчик из алюминиевой вилки (реже — из ложки). К сожалению, мировая промышленность перестала выпускать подобные дивайсы, приобрести их можно только на блошином рынке или вэлкам на помойку — там еще попадаются неплохие экземпляры (фото 5).

если скололся камень

Так же алюминиевые вилки / ложки встречаются на дачах (реже — в гаражах). Естественно, при работе, рабочая поверхность портится (фото 6), что исправляется одним взмахом напильника (фото 7).

тонкости закрепки

своими руками

Чтобы конец инструмента не надавил мозоль на руке, можно взять скомканную ветошь, как вариант для эстетов — перчатку с обрезанными пальцами.

Надеюсь, мой скромный опыт поможет вам творить прекрасное и не попадать в неприятности!

Постскриптум: знал я одного ювелира, который брал с клиентов «страховой взнос» на случай скалывания камня. Дикость, конечно, но тоже вариант :)

Если мы что-то упустили, и у вас остались вопросы, то с удовольствием ответим на них.

Комментарии (7)
Кристина 12.09.2017

Спасибо за наколку! Ценная информация, очень! До сих пор пользовалась мелкими чеканами и молотком- как-то сапожок не прижился ))

Кристина, как вы суровы)
Кристина 12.09.2017

Наоборот, видимо, нежна вполне- камни практически не колются image ))))

Кристина, значит сурово, но очень точно. Но с алюминиевым девайсом риск сводится практически к нулю)
Кристина 12.09.2017

Да, идея крутая, правда спасибо, обязательно попробую!

Потрясный девайс! image улыбнули, спасибо! С закрепом камней не работаю, так что любовалась из любви к искусству — и не пожалела image

Делия (Бисерная элегантность), никто не знает, куда вырулит творческая дорожка) может, и пригодится когда-нибудь.