Чем шампуневое мыло отличается от твердого шампуня на ПАВах

Чем шампуневое мыло отличается от твердого шампуня на ПАВах | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мне часто приходится раскрывать эту тему в переписке с покупателями. Думаю, этим вопросам задаются многие, кто стал интересоваться растительной косметикой или деликатным уходом за кожей и волосами.

И, действительно. Оба твёрдые. Это удобно. Оба стоят примерно одинаково. И оба заявлены как деликатное очищение волос.

Оба из них являются поверхностно активными веществами. Принцип мытья обоих средств одинаков.

Мыло, как и другие моющие средства, уменьшает поверхностное напряжение воды, улучшая доступ молекул мыла к поверхности, которая моется. Поверхностно-активные вещества способны соединяться как с водой, так и с маслом. Потому, как правило, имеют молекулу с двумя частями – липофильную (соединяется с жирами) и гидрофильную (соединяется с водой). А грязь — это жир. Мыло растворяет грязь и легко смывается водой.

Но у одних ПАВов моющая способность сильнее, у других слабее.

Теперь про кожу головы и почему волосы жирнятся своими словами :)

Самый наружный слой кожи состоит из чешуек и слепляющего их кожного жира. ПАВ растворяет и смывает не только грязь, но и часть кожного жира. Сальные железы снова его вырабатывают, чтобы все вернуть в исходное состояние и восстановить защитные свойства кожи. 

Со временем вам кажется, что кожа волосы и корни волос стали жирными, и вы снова их моете, смывая не только грязь, но и жировой слой кожи. Сальные железы — не дураки. Они снова вырабатываю жир. И чем чаще вы моете, тем они сильнее стараются. 

Так вот, чем сильнее моющая способность ПАВа, тем больше вы смываете нужного кожного жира вместе с грязью.

А чтобы понять, кто сильнее отмывает, давайте посмотрим, кто из чего состоит. 

твёрдый шампунь, чем мыть волосы

Шампуневое мыло — это результат реакции омыления растительных или животных масел щелочью калиевой или натриевой.

Масла + щелочь = растворимые соли высших жирных кислот масел + глицерин + часть свободных (неомыленных) масел. Обычно это натриевые соли, реже калиевые (если это шампуневое бельди).

Свободные масла — это неомыленные масла, сознательно заложенные в рецепте, чтобы обезопаситься от неточностей весов и несколько меняющихся характеристик масел от партии к партии. И чтобы хоть как-то восстановить смытый кожный жир.

В шампуневом мыле это обычно 2-3%. Бывает и больше.

ПАВы в мыле — это те самые натриевые или калиевые соли жирных кислот масел. Обычно в рецептах используют несколько разных масел. Одни из них дают высокую моющую способность мылу, другие более деликатное очищение. В глубокие дебри свойств жирных кислот в мыле залазить не буду.

Скажу лишь, что кокосовое масло и бабассу дают в шампуневом мыле высокую моющую способность и много пены. А жидкие масла в мыле более деликатно очищают. В итоге мыло с несколькими маслами имеет среднюю моющую способность и достаточно деликатное очищение, по сравнению с мономылом из кокоса. Зато не смывает так интенсивно кожный жир.

шампуневое мыло, шампуни

Твердые шампуни на ПАВах — это тоже поверхностно-активное вещество.

Но составляют их уже производные из кокосового масла (чаще всего). Из него берут лауриновую кислоту, как раз ту, что отвечает за очищение и пену. В результате химических реакций получают ПАВ с чрезвычайно сильной моющей способностью.

В твердом шампуне ПАВы составляют 80%. Остальное масла, чтобы хоть как-то восстановить жировой слой, и жидкости.

Процент масел может достигать 10%. И при всем при этом моющая способность такого шампуня куда сильнее шампуневого мыла. А значит, кожного сала он смывает больше, чем шампуневое мыло.

Вот мы и подходим уже к развязке.

мыло на павах, разница между шампунями

Вот вы пользуетесь шампунем из масс-маркета с высокой моющей способность. Ваши волосы, кожа и сальные железы уже привыкли к такому положению дел. Сальные железы вырабатывают много кожного жира.

Но тут волосы стали совсем жирными у корней, а кончики стали наоборот сухими. И, хоть вы и моете волосы каждый день, состояние их становится всё хуже и хуже. Тут вы решаете, что надо что-то менять и покупаете шампуневое мыло.

Шампуневое мыло оставляет на коже и волосах кожного жира больше, чем привыкли ваши кожа, волосы, сальные железы и вы.

Волосы после мытья жирные, паклями, на вид будто непромытые. 

Нет, бывает, что и с первого раза подходит шампуневое мыло, а бывает, и нет. 

А если вы помоете волосы твердым шампунем на ПАВах, кожного жира смоется в почти в привычных количествах. И разницы вы почти не заметите. Тут ключевое слово «почти». С каждым разом сальные железы будут понимать, что жира можно вырабатывать все меньше и меньше. И необходимость мыть волосы будет появляться все реже. Сначала 2 дня, потом 3, а там глядишь, и пары раз в неделю будет достаточно.

Твердый шампунь может быть переходным шампунем на пути к деликатному очищению, редкому мытью и здоровью волос.

Корни будут все менее жирными, а кончики все менее сухими. Тут, конечно, хорошо бы помочь им масками.

чем мыть голову

Еще про тонкости шампуневого мыла: в рецепт нужно подбирать только масла, которые в мыле не оставляют налета на волосах. Здесь у разных мыловаров могут разные мнения. 

Разница может быть в проценте свободных масел. Кто-то оставляет 2%, а кто-то считает 8% нормой для шампуневого мыла.

Количество «моющего» масла (кокоса или бабассу) тоже определяет моющую способность шампуневого мыла и то, как вы и ваши волосы воспринимают этот способ очищения.

Поэтому с шампуневым мылом куда все сложнее, его сложно подбирать. Но он бережнее очищает волосы, чем твердый шампунь. И какое же счастье не чесаться и мыть волосы только раз в неделю.

А твердый шампунь на ПАВах может стать переходной ступенькой на пути к этому счастью.

А чем вы моете волосы?

Комментарии (35)
Анна (annapriroda) 10.09.2017

Для сравнения - проникающая способность СЛС в течение 6 часов после мытья волос (смытого, того, что осталось) 0,1%, а проникающая способность солей лауриновой ЖК в течение того же времени - 18,6. Разница очевидна.

Мыло гораздо жестче смывает липидный слой,чем ПАВ. Поэтому волосы и не грязнятся долго. Я думаю сейчас уже мало кто использует СЛС,есть дорогие японские ПАВы,кторые не разрушают белок ни кожи ни волос.

Здравствуйте, Анна. Интересно почитать эти исследования. Киньте пжлст ссылку здесь или в лс.

соль лауриновой жирной кислоты - это только соль лауриновой жирной кислоты. Да, это самая моющеспособная составляющая мыла. Но состав мыла куда богаче. и составляют его так, чтобы оно деликатно очищало.

А вот слс - это производная жирных кислот кокосового масла, моющая способность которого мощная.

Анна (annapriroda) 10.09.2017

Так и состав шампуня на ПАВах состоит не из одного СЛС. Поэтому в иследовании сравниваются производные кокосового масла мыла и ПАВа. Ссылки ЯМ все блокирует. Поверьте уж на слово)

Разные мнения - это хорошо)) Должно быть разнообразие
Спасибо, Ксения! Интересная статья! Скажите, пожалуйста, а жесткость воды влияет на результат? Слышала, что при большой жесткости воды натуральное мыло и шампунь лучше не использывать, так ли это? Твердый шампунь пробовала, вроде бы неплохо, но у меня аллергия, вдобавок ко всему, после недели использывания покрылась прыщами. Связано ли это с жесткостью воды, как мне сказали?

Наталья, спасибо.

В жесткой воде хуже мыляться шампуни и мыло.

На волосы и кожу жесткая вода может оказывать влияние.

Другое дело ,что этой водой Вы давно моетесь. А изменилось состояние волос и пошла аллергия после использования нового шампуня.

Спасибо!
Спасибо большое за интересную и полезную публикацию от замечательного Мастера!

И Вам, Светлана, спасибо за доброе слово и интерес{#}

Здравствуйте! {#}

СПАСИБО !!!

Мою "копну" промывают органические шампуни из магазина.

Выигрывала как-то в конкурсе на ям шампунь и шампуневое мыло - тщетно почти неделю мылила, без толку, так и не промыла.

Галина, значит свой шампунь Вы нашли.

Каждому своё)

Да, Ксения, мне та женщина так и сказала, что значит её косметика не подходит мне, и по-моёму даже обиделась, но мне было не до отзывов - сижу лицо в красных пятнах от бельди, волосы промыть ничем так и не вышло. Я ей написала всё в личном сообщения, когда она спросила, почему я молчу...

Ксения, а Ваша косметика мне понравилась! {#}

{#} Татьяна, спасибо) Рада, что понравилась. Заглядывайте снова)

Это нормально, что что-то может не подойти. Организм то живой, и ему тоже что-то нравится, а что-то нет)

Это скорей досадно, чем обидно)

Очень интересно! Прочла и вот теперь думаю, а чем я-то голову вот уже целое лето мою - твердым шампунем или шампуневым мылом?

Ксения, подскажите, пожалуйста, что это у меня - оно твёрдое, как мыло, называется "мыло-шампунь" Золотой корень, в состав входит вода, масла: оливковое, кокосовое, пальмовое, жожоба, авокадо, репейное; экстракты: родиолы розовой, розмарина, календулы; лимонная кислота, купаж эфирных масел.

Ирина, спасибо.

Про шампунь: судя по перечисленным маслам, вероятней всего Вы моете голову шампуневым мылом))

А раз уже всё лето, значит Вам подходит.

и это здорово, несмотря на то, что оливка с пальмой в мыле могут оставлять на волосах налет.

Очень Вам с волосами повезло) Не капризничают)

Елена 09.09.2017
Всем добрый вечер!) Спасибо, Ксения, за интересную статью. Совсем недавно перешла на продукцию Ксюши и, если какие-то позиции шли на "ура", с уходом за волосами с первого раза "вау" не получилось. Действительно, после ухода натурпродукцией было двоякое впечатление. Из плюсов: волосы хорошо лежат, не разлетаются в разные стороны от дуновения ветерка. Расчесала расческой - совершенно прямые. Чуть взбила руками - вот тебе и об"ем. Но был и минус: первые разы после помывки мылом, волосы как-будто несвежие. Но со временем этот эффект уходит. Да еще Ксения напомнила, что бальзамчик ее производства хорошо бы подержать минут 30-40, а не смывать, по привычке, через 2-3 минуты.))) Пользуюсь натурпродуктами от Ксении чуть меньше месяца. Пока не могу похвастаться, что мою голову 1 раз в неделю, но заметила, что на ощупь волосы стали более живыми и натуральными. И, самое главное, волосы перестали выпадать. Возвращаться снова к химии желания нет. Надеюсь, через месяца полтора моя адаптация закончится и все побочные эффекты уйдут. Спасибо, Ксения, за Вашу продукцию и полезные рекомендации!

Елена, доброе утро

Пока все по плану идет)

Здорово, что так быстро есть хорошие результаты.

Не бросайте эту затею. {#}

Здравствуйте,Ксения!пользуюсь только шампуневым мылом,результат отличный. никакого зуда,легкие волосы и действительно,кожа постепенно меньше жирнится! на твердые пока не перехожу,нравится результат на сегодня... еще заметила,что волосы меньше выпадают. в самом начале просто сыпались((( так что спасибо за ваши шампуньки♥️

Ирина, доброе утро.

Вам спасибо за добрые слова{#}

Я очень рада, что и Вы, и волосы довольны.

И здорово, что результат есть.

Всем- здравствуйте!Та же история. Волосы приходилось мыть каждый день, причем в конце этого дня было уже ощущение, что вымазалась маслом. Стала сама варить мыло и использовать шампуни собственного изготовления. Процесс адаптации лично у меня длился полтора месяца. Несколько раз хотела бросить, но стиснув зубы продолжала "есть кактус"{#}. Постепенно увеличивался срок, в течение которого волосы имели вполне презентабельный вид - 2, 3,4 дня.Теперь мою голову 1-2 раза в неделю в зависимости от времени года и погоды. Про бальзамы-ополаскиватели вообще забыла, волосы прекрасно расчесываются, блестят и не секутся. Ежедневное мытье вспоминаю как страшный сон{#}

Катерина, доброе утро. Вы героиня)) Я не смогла терпеть) Приучала себя, время от времени используя шампу мыло.

Но результат того стоит без сомнений)

Ох, какую сложную тему подняли :) давно ищу "свой" шампунь, не выходит. Надо в твердых поискать )))

Уверена, что найдете{#}

Меня больше смущает вот что. Шампуневое мыло заявлено как бережное очищение. Суть в том, что оно вымывает меньше жиров. Значит, оно и грязь хуже смывает? Или я чего-то недопонимаю?

Марина, давайте в виде пирога посмотрим на кожу голову вместе с грязью))

верхний слой - грязь, нижний кожа. Сперва ПАВ добирается до грязи и растворяет ее. Но ему этого мало))) и он начинает несчадно растворять липидный жир, который уже и есть часть верхнего слоя кожи)). Значит они оба растворяют грязь и оба добираются до кожи.

В образе вроде все на свои места встает))

Это по принципу "первая бритва бреет чисто, вторая еще чище,... двадцатая полирует череп" image

Купила твердый шампунь. Он, конечно, на лаурилсульфате, мылится легко, привычно. Глядишь, потихоньку и до шампуневого мыла доберусь )))

{#} образы у Вас в аналогиях убойные)))

даа, путь не близкий . если сразу не подходит

Сколько полезной информации, спасибо

Вам спасибо за интерес{#}

Елена Malahitnica 09.09.2017

Хорошо, что в Новосибе есть прекрасный мыльный мастер.

Спасибо, Елена, на добром слове)

СВетланика 09.09.2017

У меня в точности как вы и описали:корни намного жирнее кончиков-они очень сухие.Попробовала шампуниевое мыло-увы, корни становятся жирными быстрее, чем после шампуня и , действительно,после мытья есть ощущение непромытости, хотя намыливаю волосы дважды при мытье.

Да, Светлана. Это долгий путь. придержите опробованный кусочек.

И попробуйте другие шампуни деликатные. А после пробуйте чередовать их с шампуневым мылом.

Результат все равно спустя время заметите

СВетланика 09.09.2017

Да, видимо, долгий.А что из вашего магазина порекомендуете?

Светлана, в личной переписке Вам ответила{#}