Родные кошки

Люблю окна! Теплые, нарядные. За каждым кого-то ждут, чем-то живут. Можно бесконечно фантазировать о том, что происходит за закрытыми шторами, из-за которых пробивается такой разный свет. И ведь в каждой стране есть свои традиции, связанные с окнами.

Несколько лет назад я вышила очаровательный дизайн Натальи Млодецкой "Родные окошки". Именно он разжег мое любопытство и заставил обратиться к некоторым элементам старинного зодчества. Разумеется, это не капитальное исследование. Просто несколько интересных фактов об окнах и наличниках, которые я с удовольствием открыла для себя. Возможно, они будут интересны и полезны и вам.

Как выяснилось, на Руси изба всегда была красна не только углами да пирогами, но и окнами. А точнее резными наличниками, которые непременно украшали даже самый бедный дом. Двери и окна – места волшебные, они открывают не только возможность выбраться наружу, но и облегчают доступ внутрь. И никто не даст гарантии, что через них не заберется в избу какая-нибудь нечисть.  Вот и защищались от такой напасти резными узорами. Точно также мастерицы защищали ворот, рукава и подол одежды вышивкой или тканым орнаментом. Кстати, такие обереговые узоры были общими и для вышивальщиц, и для резчиков.

Взять хотя бы берегиню. На многих фартуках и полотенцах есть орнамент с женщиной, раскинувшей руки в стороны или воздевшей их к солнцу. Она охраняет и оберегает дом, семью. Она же частенько появляется и на резных наличниках. Иногда ее сразу видно, а иногда мастер так причудливо вплетает ее в какой-нибудь растительный орнамент, что не вдруг угадаешь очертания берегини. Как, например, вот на этом фото Елены Филипповой. 

окна, старина

На наличниках, как и на домашней вышивке, отражалось все, что имело большое значение в быту людей, а потому наделялось сакральным смыслом. Растения и животные, в особенности птиц, можно назвать самыми частыми гостями на старинных наличниках. Вот тут, например, хорошо видны все основные элементы украшения окна.

окошки, традиции

И естественно, какой обереговый орнамент может обойтись без солярных знаков, а также без символов земли и воды! Кстати, последняя, как считают многие исследователи, чаще всего представлена на наличниках в виде змеи или дракона. Хотя, на мой непрофессиональный взгляд, пресмыкающиеся как-то плохо ассоциируются с водой. Но историкам виднее. В качестве иллюстрации еще одно фото Елены Филипповой.

вышивка крестиком, русские наличники

Лично мне кажется, что вот такие волны гораздо ближе к воде.

деревянное зодчество, наталья млодецкая

А вот и один из примеров изображения Солнца. Вообще-то их очень много, от вот таких лучиков до всем известной свастики. Присмотритесь повнимательней, может где-то в деревне увидите еще и не такое!

наличники

Правда, все чаще роскошные наличники, призванные защищать дом и его обитателей от злых духов, становятся музейными экспонатами и радуют уже не домочадцев и прохожих, а экскурсантов. Но радует хотя бы то, что они вообще сохранились.  А у меня в городской квартире со стандартной планировкой и пластиковыми рамами теперь тоже есть кусочек этой восхитительной старины. Он словно случайно зацепился за ниточки на канве и теперь будет долго радовать мою семью и гостей теплом и простыми волшебными узорами наличников, значение которых я теперь знаю наверняка.  

узоры

Комментарии
Комментариев пока нет