Плюсы и минусы трикотажа.

Плюсы и минусы трикотажа. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Трикотаж является популярнейшим и самым востребованным материалом. Профессионалы вот так объясняют наличие положительных и отрицательных его свойств, так сказать, плюсы и минусы...

В трикотаже контакты между нитями петель слабые, что является причиной его большей деформируемости за счет изменения формы петли при приложении даже небольшой нагрузки. При воздействии на трикотаж концентрированной нагрузки петельная структура ослабляет напряжения, которые волнообразно перераспределяются на другие участки. Это существенно и выгодно отличает трикотаж от ткани и обусловливает более высокую износостойкость трикотажных изделий в сравнении с изделиями из тканей. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются. В зависимости от растяжимости устанавливаются соответствующие значения припусков в конструкции трикотажных изделий используется оборудование, предотвращающее вытягивание швов и деформацию всего изделия при влажно-тепловой обработке.

Растяжимость изделия зависит от вида переплетения и плотности трикотажа, свойств пряжи. При увеличении длины нити в петле и уменьшении толщины нити растяжимость трикотажа увеличивается.Наиболее растяжимыми полотнами являются гладь и ластик.

Трикотажные полотна делят на три группы: группа малых деформаций,группа средних деформаций,группа больших деформаций. В некоторых случаях (при действии влаги, чрезмерном растяжении) в деформации может преобладать пластическая доля. Изделия из шерстяной пряжи удобны в носке и обеспечивают хорошее облегание частей тела, при этом не стесняют движений.Самой большой эластичностью обладают кулирная гладь.

Отрицательным свойством трикотажа является роспускаемость и стираемость, влияющие на срок службы изделия. Устойчивость к истиранию зависит от вида волокон, структуры пряжи .При истирании трикотажа не в свободном, а в растянутом состоянии (участки сиденья, колена, локтя) устойчивость к истиранию снижается.

Существенным недостатком трикотажного изделия является пиллинг — образование вследствие рыхлой структуры пряжи и открытых участков петель на поверхности полотен шариков из закатанных кончиков отдельных волокон, ухудшающих вид изделия. Наиболее устойчивым характеризуются изделия из пряжи прочных синтетических волокон, меньше пиллинг у изделий из шерстяной пряжи.Усадка трикотажного изделия обусловлена релаксационными процессами и набуханием волокон и нитей. Под влиянием влаги перестраивается структура трикотажа: изменяется конфигурация петель, смещаются точки контакта нитей, в петлях меняется соотношение петельного шага и высоты петельного ряда.

Большая усадка трикотажа объясняется большей подвижностью его петельной структуры. Большой усадкой характеризуются изделия из натуральных волокон — хлопка, шерсти. Иногда усадка по петельным столбикам сопровождается увеличением размеров трикотажа по петельным рядам (отрицательная усадка — притяжка). Повышенная усадка трикотажа отрицательно сказывается на устойчивости размеров и форм изделий. Поэтому в процессах проектирования и производства одежды необходимо предусматривать возможное изменение линейных размеров изделий с учетом усадки полотен. Изменяются  линейные размеры после мокрой обработки,что необходимо учитывать при расчетах.

К гигиеническим свойствам относятся: теплозащитные, проницаемости, гигроскопические.

Теплозащитные свойства трикотажа зависят от его пористости, толщины, структуры пряжи, переплетения, отделки, влажности, воздухопроницаемости. Трикотаж обладает высокой  пористостью, поэтому и теплозащитные свойства его высокие (при отсутствии ветра). Лучшими теплозащитными свойствами обладают изделия, изготовленные из шерстяной и высокообъемной пряжи.

Ветрозащитные свойства трикотажа низкие, что обусловлено высокой пористостью его петельной структуры.

Воздухопроницаемость зависит от пористости, количества и величины открытых пор, вида пряжи, толщины и плотности полотна, вида переплетения.Положительным свойством трикотажа является обладание большой воздухопроницаемостью, наличие теплозащитные свойства. Благодаря наличию пор, обусловленных структурой трикотажа, он хорошо сохраняет тепло, когда человек находится в состоянии покоя, и легко отдает избыточное тепло, когда человек энергично двигается. Для  перчаточных, платочно-шарфовых изделий,  высокая способность пропускать воздух отрицательно сказывается на их теплоизолирующей способности.

Пылеемкость трикотажа зависит от волокнистого состава, строения и свойств волокон, структуры и характера отделки полотна. Полотна с шероховатой поверхностью и сильнопористой структурой имеют большую пылеемкость,что приводит к повышенной загрязняемости некоторых видов трикотажных изделий. Вместе с тем наличие большого количества крупных сквозных пор в трикотаже в значительной мере облегчает циркуляцию стиральных растворов и соответственно быстрое удаление загрязнений.

К положительным свойствам трикотажа следует отнести  и легкую отстирываемость.

В следствие своей петлеобразной структуры тонкие трикотажные полотна обладают высокой пропускаемостью ультрафиолетовых лучей.Все эти свойства придают необходимую одежде гигиеничность.

 На внешний вид трикотажа влияют структура пряжи и нити, вид переплетения, рисунок, плотность, длина нити в петле, пористость, фактура поверхности, а также вид отделки.

Комментарии (1)