История швейных аксессуаров. Часть 2: наперстки

История швейных аксессуаров. Часть 2: наперстки | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Продолжим историю швейных мелочей. В прошлый раз это были приспособления для хранения сантиметровой ленты, сегодня я предлагаю полюбоваться на наперстки. Если пропустили первую часть, то она доступна по ссылке >>

рукоделие

С их появлением связанно несколько легенд. Согласно средневековой легенде, один портной увидел, как гномы срывают в его саду колокольчики и уносят их куда-то. Он подивился и решил узнать, для чего же гномам нужны цветы. Проследив их путь, портной заглянул в подземное царство гномов и увидел, как эльфы шьют им одежду. А на пальцах у маленьких мастеров были надеты колокольчики. Портной смекнул, что такая идея может быть полезна и в его работе. Вернувшись домой он смастерил колпачок, напоминающий колокольчик.

Другая легенда более конкретна и менее сказочна. Она указывает на мастера, время и место появления этого швейного аксессуара — Амстердам, XVII век.  Если верить этой истории, то честь изобретения наперстка принадлежит мастеру-ювелиру Николаю Бентотену. Он был влюблен в свою соседку, Аниту Ван Ранселье. Девушка была вышивальщицей и много трудилась. И чтобы защитить нежные пальцы своей возлюбленной  Николай Бентотен изобрел специальную шапочку с насечками. Он преподнес свое изобретение в подарок на день рождения, сопроводив его подобающей подписью: «Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

На самом деле, пользоваться наперстками люди стали намного раньше, еще в Китае и Древнем Египте. И даже в захоронениях кроманьонцев (кстати на территории России)  был найден наперсток. 

история рукоделия

 Средневековый наперсток (XIV  век)

швейные аксессуары

Англия, первая половина XVIII века. Филигрань.

наперсток

Германия, Мейсен, 1740-ые года. Фарфор.

ювелирные изделия

Наперсток середины XVIII века. Серебро, филигрань.

Фабричное производство наперстков началось в 19 веке, после того как в 1824 году был зарегистрирован патент. Их изготавливали из металла, в том  числе серебра и золота, перламутра, фарфора и дерева. Их украшали филигранью, эмалью, вышивкой, резьбой, драгоценными камнями и иными доступными способами. Фантазии мастеров не было границ. Наперстки могли храниться отдельно или идти в комплекте с сантиметровой лентой. В первой половине-середине XIX  века были очень популярны рукодельные шателены — подвесы на пояс, куда крепились различные инструменты. Навеяно это было эпохой романтизма и интересом к Средневековью. Но собирали и затейливые рукодельные несессеры: шкатулки, фигурки, футляры.

антиквариат

Золотой наперсток, первая половина  XIX века.

винтажный

Перламутровый наперсток, Франция, 1800-ые гг.

Наперсток с вышивкой. Дерево.

Наперсток деревянный.

Швейный набор — наперсток, игольница и "карта" для намотки ниток.

1870-ые гг. Швейный набор — наперсток и ножницы. Перламутр, золото.

Наперсток в чехле, 1900 -ые гг.

Серебряный наперсток и сантиметровая лента.

Сначала на наперстках гравировали название фирмы-производителя, но они довольно быстро стали носителями рекламы и прекрасными сувенирами. Сейчас, это не только практичный швейный аксессуар, но и объект коллекционирования. И я вполне могу понять коллекционеров. Ведь старинные наперстки — это очень изящные вещицы.

Наперсток 1830-ые года, Англия. Серебро.

Наперсток серебряный, Англия. 1800-1820 гг.

Перламутровый наперсток, 1840-ые года.

Золотой наперсток, 1830-50 года, США.

Золотой наперсток, середины XIX века. Возможно, подобный наперсток хранила Скарлет о'Хара в память о любимой маме.

Серебряный наперсток, украшенный эмалью, 1890-ые гг.

Золотой наперсток, 1920 гг.

Серебряный наперсток, 1920-ые гг.

Комментарии (15)
KOTOMKA_NV 30.11.2017

Прекрасная статья! {#}

Спасибо.

Нина (loveGift) 21.09.2017

Какая прелесть!!!! Пересмотрела несколько раз. Спасибо за такую историю.

Рада, что понравилось! Все эти старинные вещицы очень увлекательно рассматривать.

Использую не напёрсток, а многоразовые кожаные наклейки-монетки. Нравится.

Я вот тоже такие сейчас опробовала. Удобно.

L-bijou Любовь 18.09.2017

Большое спасибо за статью. Всегда интересно узнать исторические факты из того направления творчества, которым занимаешься!

Маруся 17.09.2017
Красииивооо! Но в работе удобнее всего кожаный наперсток. Не скользит и не стесняет движений.

О, интересно. Надо попробоватьimage

Маруся 18.09.2017
Своя история (исторические костюмы) (SvoyaHistoria), попробуйте. ))) лично мне неудобен твердый наперсток. А вот мягкий, из плотной кожи, вполне себе.

Какие очаровательные! В работе у меня наперстки не прижились, но вот полюбоваться обожаю) Спасибо за красивые экземпляры!

Аналогично, не могу с наперстком работать.

Татьяна. 17.09.2017
Спасибо, даже не задумывалась никогда, что у такого простого предмета такая большая история. А вещицы действительно сеть очень изящные.

Колокольчики из сада портного будут определенно великоваты для миниатюрных пальчиков эльфов! image С большим интересом посмотрела на старинные наперстки, особенно понравился набор с игольницей, наперстком и "картами" для намотки ниток.

Елена (-warmtoys-) 17.09.2017

Спасибо за собранную информацию! Интересно.