Создаем миниатюру в орехе: подготовка скорлупы

Создаем миниатюру в орехе: подготовка скорлупы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Миниатюра — это волшебная крошечка в огромном мире... и что с нею делать, чтобы ее не смахнули, не сдули и она б не потерялась в пыльном углу? Конечно, ей надо найти домик. Поиск подходящего контейнера — креативное и очень вдохновляющее занятие. Можно селить миниатюры в банки, в стеклянные шарики и колбочки, в спичечные коробки, в чашки, в медальоны... а можно в орехи. Как говорил персонаж Никулина, «чтоб никто не догадался». Натуральная, экологичная и очень приятная ёмкость. Отличный сувенир и неожиданное ёлочное украшение. Итак, данный материал посвящен некоторым тонкостям и хитростям размещения миниатюры в скорлупе грецкого ореха.

Для работы с орехом потребуются:

  • Сам орех или его скорлупа.
  • Нож кухонный, нож крафтовый или канцелярский, дрель или дремель, кисть для красок.
  • Клей ПВА и клей универсальный.
  • На выбор: атласная лента, миниатюрные петли, шнур, бусинка и нить резинка.
  • Для «интерьера»: краски акриловые, салфетка бумажная или тишью, картон, спички или зубочистки.
  • Для «начинки»: много всякой всячины, но об этом мы поговорим позже.

Указанная продолжительность — ориентировочная, по большей части время уходит на просушку клея, в осенней влажности может и 3 дня получиться, а летом и меньше суток.

Задача номер 1. Раскрыть орех. Орехи бывают разные, по размерам, зрелости, сортам и другим «органолептическим» свойствам. Лучше всего брать орехи покрупнее, спелые, хорошо просушенные; они кажутся легкими для своего объема. Дикие, свежесобранные, мелкие и сырые — трата времени и сил. Орех моем, с щеткой, тщательно выбираем все волокна из рельефа. Вытираем салфеткой. Молотки и орехоколы оставляем в кухонном столе, для творчества они не нужны, несмотря на разнообразные мастер-классы в сети «как аккуратно разломить орех орехоколом» — у меня так и не вышло, только всмятку :)

орехи

(На фото справа темный орешек — дикий, найден в парке, промыт, очищен, просушен, но я полтора года не могу его расколоть! Жду, может, сам когда-нибудь сдастся, крепкий орешек :))

Можно распилить идеально дремелем, например, или иной фрезой. Но поскольку это требует дополнительного оборудования и отсутствия в квартире спящих детей (что для моего рукоделия пока актуально :)), будем делать все ручным и тихим методом. Берем нож с коротким широким и острым лезвием. Режущей частью проводим «по шву»:

миниатюра

Находим у ореха место крепления к ветке и основательно там «колупаем». В получившееся отверстие вгоняем нож поглубже. Пробуем повернуть (вращательное движение вокруг продольной оси ножа). Если не получается — толкаем нож еще глубже. Снова совершаем вращательные движения. И так повторяем, пока внезапно орех не щелкнет и тихонько не начнет расходиться на половинки. Тогда очень аккуратно смотрим, как пошел раскол, и раскалываем на половинки.

орех

Трещина может быть не идеальной. Но у нас же таинственный и натуральный домик для микрошек; все естественные линии прекрасны! :) 

грецкий орех

Возможно, с первого раза не выйдет. Возможно, орех расколется на 3 или 4 части или будет очень неровный и некрасивый скол. Советую запастись как минимум 5 орехами для проб и экспериментов, а так же можно мыслить более креативно: 3 части — тоже хорошо, например, сделать открытую диораму или раскрытие двойных створок:

миниатюра в орехе

Задача номер 2. Обработать изнутри. Достаем ядро. Внутренние перегородки убираем, они довольно легко удаляются ножом.

микро миниатюра

Можно потереть наждачкой, но идеальной гладкости нам все равно не надо, а подлезть во все изгибы не слишком просто. Потому просто аккуратно срезаем заусеницы и лишний рельеф.

скорлупа ореха

Пусть все-таки натуральность контейнера немного виднеется.

Задача номер 3. Придумать эскиз. Кладем половинки ореха на лист бумаги (лучше в клеточку для масштаба), обводим карандашом, примерно подрисовываем внутренние границы свободного пространства. Можно сделать несколько зарисовок и выбрать потом лучшую. Творим, фантазируем, придумываем. Это будет наша основа, по ней будем измерять детали и сравнивать творимое с желаемым :) На фото виден скотч — я соединяю половинки временно, чтобы они не терялись и не разбегались, когда я делаю перерыв в работе (а заодно храню так заготовки, расколотые пустые скорлупки, чтобы не искать «где вторая, куда делась правая?!»)

коллекционная миниатюра

У меня будет осенний орешек. В одной половинке — улица, в другой — дом; слева — лес и лис, справа — кухня с урожаем. По задумке требуется окно — надо его будет наметить на скорлупе.

Задача номер 4. Соединить половинки. Только разломали, а уже обратно чинить :) Но нам же надо как-то сделать, чтобы половинки оставались половинками, родными и близкими, а не болтались сами по себе. Потому соединяем их вместе. И делаем это до того, как нафаршируем их всякими интересностями, ибо последние в процессе грубого монтажа могут пострадать. Нужно: а) соединить с одной стороны, б) сделать застежку с другой стороны, в) придумать позиционирование в пространстве — подвес или подстав.

4а. Петли. Тут возможны инженерные варианты, можно соединять на штифты, можно на магниты, можно шкатулкой с петлями и т.п. Варианты во многом зависят от конфигурации орехов. Те, у которых стенки скошенные — для петель очень слабо годятся. А если стенки тонкие — так и вовсе все на «ниточке и веревочке». Рассмотрим классический вариант шкатулочного типа.

подготовка

Петли бывают разные, в миниатюрном варианте промышленного производства в основном два вида: классические и H-типа.

елочная игрушка

Продаются в специализированных магазинах, упаковками по несколько штук в комплекте с микро-гвоздиками.

Работать с ними сложно. Во-первых, ширина стенки не всегда позволяет, а в Н-типа стенки еще и должны быть довольно ровными по вертикали. Во-вторых, гвозди к ореху — однозначно нет, он очень хрупкий, никаких гвоздей туда не вбить. Придется клеить. Гвозди можно потом тоже вклеить в просверленные отверстия (чисто для красоты). Петли как на фото слева — кажутся самыми нормальными, но на деле они «внешние», и при установке их внутрь ореха половинки или не будут смыкаться до конца или будет петля сильно торчать или отклеится. Их надо пережимать плоскогубцами, чтобы работали «как надо». Н-петли удобнее, закрывают плотно, но довольно длинные — из 5 орехов у меня только одному подошло по конфигурации.

В общем, я сама не очень люблю мастер-классы, где всё такое пафосное на «проф. уровне»: «закажите себе специализированные штучки и специальным инструментом одной левой установите» :) Я люблю, когда есть хитрости «для всех и каждого» — чтобы «делать на коленке». Потому показываю более доступный, хоть и трудоемкий вариант. Крепление лентой. Держится крепко, надежно и требует минимум подгонки и выверки.

новогодний сувенир

Примеряем: отмечаем карандашом границы на обеих половинах закрытого ореха.

Вытачиваем на каждой половинке выемку под ленточку: можно дремелем, можно ножом. У меня ножом получается точнее.

Прикрепляем ленту к ореху клеем.

Фиксируем сверху слоем (2-3) салфетки.

Закрашиваем салфетку смесью белил с коричневым и охрой (пропорции примерно 5:1:2, но зависит от конкретных красок и ореха, они тоже бывают и темнее и светлее) — под цвет ореха.

Сначала крепим ленту к одной половине, ко второй будем крепить после полного высыхания ленты и после черновой обработки второй половины, в завершении данного мастер-класса.

4б. Делаем застежку. Процесс, в общем, такой же: примеряем, вытачиваем, заклеиваем, «шпаклюем», закрашиваем. Вариантов несколько, много зависит от геометрии скорлупки.

Бусинка/пуговка-петелька и бусинка-ниточка (вместо петли — нитка, свободно обматывает бусинку) — вариант для толстых стенок с большими «закраинами» в открытом виде, узелок можно там легко спрятать (фото с сосульками), в моем орехе наоборот получилось — возле «шва» снаружи глубокие выемки (фото внизу), которые в открытом виде выпирают округлостями, и если делать бусинку на узелке, то узел будет торчать прям вперед и может даже помешать закрытию ореха:

Возможны варианты со штифтами: в одном орехе штырь, в другом — отверстие, посадка с натягом; но это сделать довольно сложно — как из-за габаритов ореха, так и и из-за свойств материала, и позиционирование должно быть очень точным, причем вслепую. Возможны варианты с магнитами (кстати, можно и с двух сторон сразу, т. е. вместо петель): маленький магнитик в нише с одной стороны и кусочек канцелярской скрепки — с другой. Но опять же — заказывать 100 магнитиков ради одного ореха вряд ли кому захочется, потому предлагаю более «эргономичный» вариант с завязочками. И наиболее подходящий моему конкретному ореху.

Держим орех закрытым и сверлим насквозь ровно по желтым стрелочкам (как на фото выше). Получаем две небольших ровных дырочки.

Вдеваем ниточку-шнурочек в одно отверстие, отмеряем длину нитки такую, чтобы можно было ее отогнуть при рассматривании содержимого. На концах ниточки закрепляем бусинки. Закрывается орешек бантиком. Нитка из-за бусинок не убежит, не потеряется; закрывается надежно. 

4в. Делаем петельку. Петельку можно сделать: только на одной половине, между половинками с креплением только к одной и между половинками с креплением разных концов к разным половинам.

Самое надежное — к одной половине, хоть и будет орех плохо отцентрирован, если будет висеть, но это сделать проще и надежнее, чем другие два варианта. В одном петля всегда будет на срезе — это уязвимое место, в другом — петля может мешать рассматриванию начинки и предъявляет завышенные требования к застежке.

Делаем просто: сверлим в верхней части (впрочем, это у меня здесь в верхней, а орех не обязан иметь вертикальную ориентацию, может, у вас и сбоку будет) дырочку. Вставляем два конца ленточки (обернув скотчем, чтобы проще протаскивать было). Расправляем, приклеиваем, маскируем салфеткой, закрашиваем.

NB: не советую держать дрель именно так, как на фото — это просто «натюрморт с участием сверла», сверлить по направлению к собственной руке — это, конечно, неправильно. Миниатюра игрушечная, все такое маленькое и кукольное, но инструменты настоящие и получить настоящую травму таким образом проще простого. Берегите руки :)

Задача номер 5. Делаем окна. У моего орешка задумано окно. Не хочу бутафории (можно было бы наклеить окно-картинку внутри) — стенки не ровные, плохо будет держаться; хочу всамделишнее! Рисуем снаружи контуры. В углах створок дрелью намечаем отверстия. Ножом выбираем лишнее.

Спросите, почему не всё сразу высверлить дрелью? Потому что у меня так не получается и вам не советую :) Орех мало того, что имеет разную толщину скорлупы, так еще и неравномерную плотность. Он местами очень хрупкий, образуются непредсказуемые и очень обидные сколы при работе на больших скоростях. А если одну половинку ореха уже оформил, взялся за вторую — окно всё в дырках — как быть? Все заново! Новую вторую половинку не возьмешь, они ж уникальны, невозможно подобрать другую пару. Потому делаем, не спешим, тщательно, по старинке. А заодно и тихо (дети ж спят :))

Задача номер 6. Делаем пол. Орехи бывают с почти плоской «попой» и почти круглые — потому то, что будет в нижней части композиции, надо внимательно оценить. Чаще всего там нет ровной «полочки», поэтому придется немного потрудиться над «выравниванием горизонта». Для «уличной» половинки вариант попроще: подобие папье-маше. Клей+салфетка.

Несколько слоев. Пока не будет достигнут нужный уровень. Замечу, что для такой диорамы выгоднее делать пол «под уклоном», т. е. не строго параллельно поверхности земли (или перпендикулярно оси ореха), а так, чтобы задний край орехового пола был выше переднего. Так удобнее рассматривать и располагать детали — они как будто сами показываются зрителю. Да и площадь наклонной поверхности чуть больше, чем горизонтальной — значит, больше деталей поместится :)

Для домашнего пола процесс продолжается.

Ставим половинку на картон (можно гофро), обводим примерно внешние контуры карандашом. Вырезаем полукруг, вставляем в орех — тщательно проминаем пальцами те места, которые не влезают. Потом по этим отметкам и загибам обрезаем лишнее. Примеряем — все влезло!

Делаем напольное покрытие сразу, потом в орех подлезать неудобно будет. Здесь у меня деревянные половицы задуманы. Берем спичку (можно зубочистку, но я спички больше люблю - они проще раскалываются, имеют постоянную ширину, а еще такую уютную смену оттенков по краям...), расщепляем, намазываем клеем заготовку для пола — прикрепляем половицы-спичинки. Вклеиваем в орех, хорошенько прижимаем.

Задача номер 7. Красим фон. Просто красим фон. Пока без детализации и изысков, просто фон. Небо, травка, стенки...

Подсоединяем вторую половину и ее тоже закрашиваем. 

Задача номер 8. Наполняем орех волшебством... Поскольку здесь вариантов миллион, то продолжать в данном мастер-классе не буду :) При наличии заинтересованности — напишу продолжение отдельно.

Надеюсь, вам было интересно заглянуть на мою «ореховую кухню». Не претендую на открытия или какие-либо непреложные истины, просто поделилась своим опытом. Буду признательна за нажатие кнопочки «Нравится».

Приятного творчества и неиссякаемого вдохновения! :) 

Комментарии (54)

Спасибо, Елена! Я давно засматриваюсь на подобные миниатюры, думаю, что после вашего МК стоит попробовать сделать что-то и самой. {#}

Чудесно! Обжаю миниатюрки!

Леночка!Чудесный МК!Хочется попробовать и сделать на ёлку сказку!!!А из чего вы всё нутри делаете?

Большое спасибо, Марина! =) Конечно, попробуйте! =)

Внутри - из подручного материала =) Пока по большей части - бумага разных сортов и видов, проволока, клей и краски. Плюс немножко полимерки, немножко мха, ненможко бисера, чуть-чуть ваты, ниточки и волокна шерсти, блестки и украшения для ногтей, деревяшки из спичек и зубочисток... В общем, "по сусекам" =)

Очень надеюсь, что удастся мне продолжить МК и рассказать подробнее о начинках =)

Галина 22.09.2017

Обалдеть, очуметь, офонареть можно{#}, извиняюсь, за жаргончик, но так меня это все восхитило!!!{#}Это же надо, столько терпения, усидчивости, а главное мастерства, Елена Вы чудо-мастер, просто волшебно получилось{#}{#}{#}{#} Успехов и постоянной музы на плечике{#}{#}

Ничего себе реакция, а ведь это пока только начало... В осеннем-то орешке начинки ещё нет image но безумно приятно получать такие отзывы image благодарю за внимание и комплименты! Мы с музой будем рады стараться дальше image
Елена 22.09.2017

Супер!!!{#}{#}{#}

Благодарю! image

Удивительное волшебство!!! Невероятная красота!!!

Большое спасибо за внимание и добрые слова image

Супер, спасибо!!!{#}

Благодарю за внимание image

Слов нет! Восторг!!!!! Даже пробовать делать не буду, только наблюдать!{#}

Непостижимо, как можно поместить такие милипуськи в маленький орех! Действительно, ЛЕВША!!!!!{#}

Большое спасибо за такой эмоциональный отклик и комплименты! image очень приятно Ваше внимание, Елена image
Большое спасибо вам советы! Всегда любуюсь миниатюрами, не знаю дойдут ли у самой руки, но унесла в избранное! У вас очень красивые работы image

Благодарю за отклик =) Желаю вдохновения и наилучших отношений с миниатюрами =)

Спасибо за комплимент, заходите на акцию в моем блоге, если интересно =)

Какое чудо! Лена, пожалуйста сделайте продолжение МК по волшебству!

Большое спасибо! Постараюсь, но не очень скоро выйдет, пока с заказами разбиралась - одну руку сверлом, другую об косяк, гематома %) но благодарю за внимание, буду стараться!! image
Маргарита 15.09.2017

Большое спасибо за МК! Очень понравилось, с удовольствием прочитала. Благодаря Вашим публикациям тоже захотелось попробовать сделать ореховую миниатюрку. Буду с нетерпением ждать продолжения. Удачи Вам в творчестве!

Благодарю за внимание! Успехов в покорении скорлупы! Если будет нужна помощь или совет - обращайтесь, буду рада помочь! image

какое волшебство....и не думала даже, что простой грецкий орех таит в себе такие воможности творчества!
Спасибо за МК! {#}

Большое спасибо за внимание и оценку! image

Расколоть орех неповрежденным очень легко, я беру обычный консервный ключ (с двумя концами, длинным и коротким) или крепкий ножичек. На "попке" ореха есть пятнышко, в которое нужно аккуратно воткнуть кончик ножика или ключа, а затем провернуть. Собственно, это и было в МК, но ИМХО, ключ лучше - он крепче и шире. Орешек чаще всего раскрывается на 2 скорлупки, по "шву". И никакого распила не нужно. Только берегите руки! Проще всего (и аккуратнее) раскрываются, ИМХО, большие орехи, они, как правило, тонкокорые.

Спасибо за совет! Тоже интересно image консервным не пробовала, они у меня какие-то нестандартные, но идею возьму на заметку. Я так понимаю, зависит раскалываемость от сорта и его районирования %)) ... Я колола московские, харьковские, липецкие, флоридские, "абхазские"... Пока лучшие - из Флориды, они большие, действительно. image

Спасибо за интересный МК, очень понравилось, буду пробовать сделать {#}

Здорово image буду рада увидеть потом результат! image

Ого!!! Круто!!!!

Спасибо image

Давно мечтаю сделать такой орешек, но пока руки не дошли. Спасибо за прекрасный МК.

На здоровье! Вдохновения Вам, терпения и скорейшей реализации image

Еленочка, у вас талант - писать мастер классы! {#}Всё так подробно и главное понятно))

Фото очень хорошие! Вы молодец!!!

Марина, большое спасибо за комплименты image стаж журналистский имеется кое-какой image Отдельное спасибо за фото - во втором часу ночи на коленке, неожиданная реакция image вдохновили, благодарю!

Супер! {#}

Ну прямо ЛЕВША!{#}

Спасибо за добрые слова! image

"Ореховая кухня" -- невероятно увлекательный процесс и такие трудности, о которых даже не догадываешься...)))

Спасибо, Света! =) А всегда так, пока сам не ввяжешься, не попробуешь, всего и не прочувствуешь =)

Супер!!!!

Спасибо =)

Ого!!! Как интересно, это ж сколько мне сразу идей пришло на ум!!! Спасибо!))

На здоровье! Очень рада, что вдохновило =) И еще интересней посмотреть, что же у Вас получится =)

Как интересно!Бегу за орехами!

Замечательно! =) Успешных приобретений и творчества! Обязательно покажите, что получится, очень интересно =)

Елена, каждая Ваша публикация для меня как новая приключенческая книга! Сама не ввяжусь, но ужасно интересно чем всё закончится image

Большое спасибо за добрые слова =) Ну раз есть интересующиеся - придется и закончить =)))

Очень интересно наблюдать процесс) Спасибо

Благодарю за внимание! =)

solka 14.09.2017

Замечательно написано: увлекает и руки начинают чесаться попробовать. Требую продолжения банкета! {#}

Большое спасибо за оценку =)

Попробую продолжить =)

Так увлекательно! Что самой хочется взять и сделать{#}

Дерзайте! К Новому году отличный сувенир получится image
Какой же это труд!!!! Вы молодец!
Спасибо! Да, тот случай, когда "маленькое" не значит "быстро" image

Очень кропотливая работа! Спасибо за отличный МК!

Бывает и сложнее image благодарю за внимание и отклик image
Рубрики мастер-классов