История швейных аксессуаров. Часть 1: сантиметровая лента

Любоваться на винтажные и антикварные инструменты для рукоделия можно практически бесконечно. Да, декор этот нефункционален в большинстве случаев, но как приятно взять в руки красивую вещь, сделанную изящно и надежно.

история рукоделия

Швейных приспособлений, аксессуаров и инструментов много, и почти все они насчитывают тысячелетнюю историю. Но некоторые из них довольно молоды. Сегодня я предлагаю рассмотреть поближе портновский метр.

Некое подобие сантиметровой ленты в виде узких полосок кожи было известно еще в Древнем Риме. Но в привычном виде сантиметровая лента — изобретение относительно молодое. По одним данным она была изобретена французским портным в 1810 году, по другим — сантиметровую ленту изобрел в 1847 году Алексис Лавинь. Англичане также указывают на своих изобретателей сантиметровой ленты. Сохранились документы, указывающие на то, что в 1838 году молодой англичанин Чарльз Уайт привез в Австралию «измерительную ленту», хранящуюся в металлическом футляре и извлекаемую с помощью деревянного колечка на конце ленты.

история моды

швейная фурнитура

Вероятно лента Чарльза Уайта могла выглядеть примерно так, 1820 года.

В Южном Лондоне с 1830 годов существовала фирма Эдварда Дина по производству портновских измерительных лент и складных метров. В декабре 1864 года в США Уильям Х. Бангс получил патент на портновскую ленту в рулетке с «возвратным механизмом». В 1868 году Алвин ДЖ. Феллоу получил патент на подобное же изобретение.

сантиметровая лента

Складной метр.

занимательные истории

Начали производить и сантиметровые ленты из гибкой стали. В музеях, на сайтах коллекционеров и антикваров можно обнаружить образцы сантиметровых лент, датированных 1800-1830 годами. Поэтому когда речь идет об изобретении сантиметровой ленты или получении патента на нее, скорее можно говорить об особенностях изготовления или хранения сантиметра, особенных материалах, широком внедрении в массы или промышленном производстве. Почему сантиметры производились преимущественно в футляре — тут все просто. Это текстильная лента, порой шелковая, с метками, нанесенными чернилами, в ряде случаев вручную, и конечно футляр с возвратным механизмом обеспечивал большую сохранность. Но чем объясняется такой всплеск интереса именно в середине XIX века? Попробуем разобраться. Но для этого нам придется совершить маленький экскурс в историю костюма и моды.

В Древнем Мире, в Средневековой Европе, а также в культурах традиционного типа, одежда кроится предельно просто и экономично. Основными параметрами оказываются размеры человеческого тела (которые проще мерить подручными средствами) и ширина домотканого полотна. На протяжении столетий, а иногда и тысячелетий сохраняются одни и те же виды одежды. Японское кимоно — один из самых ярких примеров, но так же можно вспомнить римскую тогу и тунику, существовавшие от возникновения Рима до распада Империи, древнеегипетский костюм, сохранявший свои формы на протяжении тысячелетий, и многие другие примеры. Изменения чаще всего носили поверхностный, декоративный характер, не затрагивавший внутренней структуры костюма, а новые формы одежды появлялись крайне редко. Часто перемены объяснялись внешними влияниями — пристрастиями правителей, завоеваниями или торговыми отношениями. Долгое время эти изменения не складывались в систему моды. Но в XIV веке на территории Западной Европы появляется новый тип костюма, принципиально различный для мужчин и женщин. Мужской костюм стал узким, коротким, облегающим. Женский костюм остался длинным, ниспадающим до полу. Но это был уже не средневековый балахон, скрывающий тело, а изящное платье, подчеркивающее фигуру. Начиная с этого времени изменения в костюме стали правилом существования в обществе. Люди начинают обращать внимание на сферу эфемерного, анализировать изменения, происходящие в области костюма, начинают интересоваться различными традициями и обычаями, связанными с костюмом и модой, а решения в области внешнего вида становятся все более смелыми. Но главное, что отвергается ценность традиций и наследия предков, а превозносится новизна и современность. Моду осмеивают, осуждают, но ей же и подражают. А вот казаться старомодным становится непрестижно.

То, что касается моды, на протяжении долгого времени относилось лишь к одежде знати. Одежда следовала социальной иерархии, а нарушения строго карались. Однако к XIX веку окончательно формируется мода, как система и социальный институт, известный нам. Мода охватывает все слои общества и за счет роста производства готовой одежды становится общедоступной. Французская революция и последующие социальные потрясения расшатывают строгую иерархию. Точно также уходят в прошлое устаревшие цеховые ремесленные правила. К концу XVIII века портные, швеи, модистки отвоевывают право на некоторую самостоятельность. Прежде они были лишь анонимными творцами, воплотителями чужих идей. Из истории костюма нам известны имена аристократов и знаменитостей, вводивших эти новинки в моду, но имя Розы Бертен уже известно ценителям моды наряду с именем Марии-Антуанетты. Но в XIX веке роль модельера, портного, модистки еще более возрастает. Они становятся творцами, создающими новые формы и линии. И вот тут-то мы и вспомним снова об Алексисе Лавине. Он был не только выдающимся портным, но и изобретателем. В 1841 году он открыл первую Школу Моды, в 1847 году изобрел мягкую сантиметровую ленту, а в 1849 представил бюст-манекен для проведения примерок, разработал систему кроя, а также сводные таблицы размеров. Именно благодаря таким усовершенствованиям Школа Моды Guerre-Lavine приобрела всемирную известность.

Если ранее ремесленные секреты портные строго хранили в тайне, а знания о создании модной одежды передавались преимущественно опытным путем, то в XIX веке эти знания становятся общедоступными. Растет количество журналов мод, издаются разнообразные руководства по кройке и шитью, появляются первые бумажные выкройки, в журналах публикуются указания, как выполнить ту или иную модель в домашних условиях. Ткани и галантерейные товары становятся более разнообразными и доступными, а мода и ее новинки — широко известными и желанными. Изящный, красиво упакованный сантиметр превращается в символ профессии модельера и портного, оказывается незаменимым помощником как профессиональной швеи, так и любителя.

викторианский стиль

19 век

Сантиметровая лента, 1790-1810 года, США. Бумага, лен. Winerthur museum.

Сантиметровая лента, Франция, 1810 год.

Сантиметровая лента в костяном футляре. Шелковая лента, чернила, 1820 год.

Сантиметровая лента, 1820 год.

Сантиметровая лента, 1830 год.

Сантиметровая лента, шелк, чернила (подписан вручную), Франция. 1830 года.

Сантиметровая лента. 1850 года.

Были и довольно занятные футляры — кот-попрошайка, головка девушки, и де сам сэр Уинстон Черчиль с сигарой?

Комментарии (13)
Vanda (SouLoft) 05.09.2017

Большое спасибо за чудесную публикацию! Какие все-таки очаровательные эти старинные предметы быта)) Уж, казалось бы - что проще - сантиметровая лента. Ох, просто прелесть!

Да, и самое простое вдруг оказывается произведением искусства.

Спасибо за знакомство с историей. Очень забавные были сантиметровые ленты и их упаковка

Да уж, любили они упаковку с вывертом.

Очень любопытно. Спасибо! Хотелось бы у себя иметь какой-нибудь такой сантиметр.)

Как интересно! Спасибо за подборку!{#}

Когда лента вытягивается изо рта,как-то не алё.{#}

Да, согласна. Я бы себе такую тоже не выбрала. Но были жеimage

Да,из песни слово не выкинешь.{#}{#}

спасибо, как интересно! И красиво, и занятно)

Спасибо. Очень познавательно. Никогда не задумывалась , откуда взялась.. А ведь и правда-привычная вещь стала. Потрясло оформление.. Настоящие произведения искуства есть, в качестве футляра

Елена (-warmtoys-) 04.09.2017

Довольно интересно посмотреть, занятные штучки, голова девушки с лентой не понравилась.

Да, мне тоже они не очень приятны. Такие головы профессора Доуэля с бесконечным языком. Многие знакомые даже ткани не любят с принтом в виде голов - кроишь их, а они глядят.

Очень интересно, спасибо за статью !