Мастер-класс по жаккардовому вязанию: особенности различных техник

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Мастер-класс по жаккардовому вязанию: особенности различных техник | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня я хочу поговорить о жаккардовом вязании и рассказать о некоторых особенностях различных видов жаккарда.

Для работы нам потребуется пряжа двух цветов и спицы.

Но сначала немного истории.

Ткани и вязаные изделия с рисунком известны человечеству давно. Такие вещи находили в гробницах фараонов и в сокровищницах древних инков. Узорчатую ткань можно получить или нанесением рисунка на готовую ткань, или переплетая нити разных цветов при изготовлении ткани.

Понятие «жаккард» стало нарицательным после того, как изобретатель, француз Джозеф Мари Жаккард, представил в 1804 году миру свою находку — особый ткацкий станок. Он предназначался для плетения сложных узоров, которые вручную создавать было сложно. 

вязание

Принцип работы такого станка остался неизменным до наших  дней, усовершенствовались только сами станки, а придуманные Жаккардом перфокарты нашли применение и в других отраслях.

Материалы для жаккарда используются самые разные: натуральные, синтетические и искусственные волокна. Рисунок получается именно за счёт переплетения разных нитей. Поэтому из-за сложности изготовления ткань такая стоит недешёво.

В вязание термин «жаккард» перекочевал из-за похожего принципа работы. Точно так же, как и для тканей, жаккардовое вязание — это создание различных рисунков и узоров при помощи переплетения нитей разных цветов. 

Жаккардовые узоры выполняются спицами, крючком или на машине чаще всего по лицевой глади с использованием схемы. В зависимости от рисунка, при вязании ряда петли провязывают  то одним, то другим цветом, следуя при этом схеме. В такой технике можно создать самые разные узоры и картинки.

Мы с вами рассмотрим вязание жаккардовых узоров спицами. Лицевую гладь мы уже вязать умеем, как подобрать спицы под толщину пряжи, вспомним здесь.  Я хочу показать вам, что жаккард — это не так сложно, как кажется.

Схему узора можно взять в интернете, в журналах, нарисовать самому. Сегодня мы возьмем схему по скандинавским мотивам. 

учимся вязать

Повторяющиеся мотив узора называются «рапортом». На схемах рапорты обозначаются по разному, я выделила для вас рапорт сеткой. 

Более традиционный способ вязания жаккардовых узоров — вязание с протяжками. Это когда вы вяжете одной нитью, а вторая нить свободно ложится по изнаночной стороне, при этом надо следить, чтобы она не была в натяжении и не провисала.  

Набираем на спицы петли, кратные рапорту узора, у меня получилось 32 петли узора +1 петля для симметрии + 2 краевые петли = 35 петель. Для образца я набирала петли одним цветом, провязываю 2 ряда лицевой гладью и начинаю вязать рисунок. Для этого я привязываю нить другого цвета и вяжу первый ряд согласно рисунку.

Есть специальные приспособления, которые одеваются на палец или руку для вязания жаккарда, но я ими не пользуюсь, они мне мешают. Если вам оно подойдет, то это ваше решение. Жаккардовое полотно я вяжу, меняя нить на пальце. Есть мастера, которые держат обе нити на пальце, есть те, кто держит одну нить на пальце левой руки, а вторую на пальце правой руки. Кому как удобно, так и будет правильно. В вязании нет никаких догм!

Лицевая сторона вяжется лицевой (или кулирной) гладью, рисунок хорошо виден на лицевой стороне. Лицевыми петлями я вяжу одним цветом, при этом вторая нить находится с изнаночной стороны и образует протяжку. Протяжки не должны быть сильно натянуты, иначе полотно будет коробиться и будет не красиво! Протяжки не должны провисать, иначе в процессе эксплуатации вещи, петли растянутся и на полотне образуются дырки. 

мк по вязанию

Протяжка должна быть такой длины, на сколько петель будет связано полотно другим цветом. Я вяжу протяжки не больше 5-6 петель, если расстояние между петлями другого цвета больше, то на средине протяжки я перекручиваю нити и продолжаю вязать тем цветом, который нужен по рисунку.  Иногда перекручиваю нити на протяжении протяжки 2 или 3 раза.

жаккардовое вязание

Вот так выглядит с изнанки полотно и перекрученные нити протяжки. Как видите, длинная протяжка не провисает. с лицевой стороны перекрученные нити не видны.

учимся вязать на спицах

Сегодня я подобрала рисунок, где максимальная длина протяжки 5 петель. 

Образец мы вяжем прямыми (поворотными) рядами. Довязав до конца ряда, поворачиваем полотно. Теперь будем вязать изнаночными петлями, и протяжки будут находиться сверху полотна.  Когда будем вязать изнаночный ряд нужно строго следить за схемой, потому что рисунок с изнаночной стороны плохо читается.

учимся вязать на спицах

Как вы понимаете, вязать жаккардовое полотно легче по лицевой стороне. Вязание по кругу дает возможность  постоянно видеть только лицевую сторону, что упрощает работу и полотно получается более ровным, а так же вяжется быстрее. По кругу мы можем вязать варежки, носочно-чулочные изделия, юбки, шапки.

В таком случае набираем петли на круговые спицы (которые с тросиком)  и начинаем вязать. При вязании по кругу нам не нужны краевые петли, не нужны петли для симметрии. Мы набираем только петли, которые будут с рисунком и количество петель должно быть кратно рапорту.

Рапорт нашего рисунка 16 петель, набираю 8 рапортов и получаю 128 петель.

В качестве образца я начла вязать шапку. Для этого я связала 6 см «резинкой» (как это можно сделать смотрим здесь), привязала вторую нить и по кругу начала вязать рисунок.

Чтобы высчитать необходимое количество петель, я измерила образец — сколько сантиметров помещается в одном рапорте и рассчитала, сколько мне надо набрать рапортов на шапку.

Единственная сложность вязания по кругу — это переход из ряда в ряд, но если вы правильно подберете рисунок и разместите его на полотне, то этого перехода или не будет видно совсем или он будет минимально заметен.

Вот юбка с птицами и если внимательно присмотреться, то можно увидеть переход с одного рада на другой. Но в движении на человеке его заметить очень сложно.

Есть еще способ вязания жаккарда — без протяжек.

Способ вязания без протяжек возник с возникновением вязальных машин. Он отличается тем, что полотно получается более плотное, менее эластичное, протяжки с изнаночной стороны не образуются.

Для этого нити обоих цветов находятся у нас рядом на указательном пальце левой руки. Нам нужно провязать некоторое количество петель одним цветом. Для этого захватываем рабочую нить нужного нам цвета, сначала сверху не рабочей нити, а следующую петлю — снизу не рабочей нити.

Переходим на другой цвет и точно также захватываем нить. Полотно получается плотнее, но нет протяжек, значит, они не будут натянуты или провисшие.  Так смотрится изнаночная сторона при вязании жаккарда без протяжек. Рисунок в этом случае не читается вообще. 

Получается, что нити мы переплетаем каждую петлю. При определенном навыке и сноровке можно связать очень красивые и аккуратные изделия.

Для того чтобы научиться вязать жаккардовые изделия, нужно желание, усидчивость и терпение. Предлагаю попробовать на чем-то небольшом, например, на шапке.  Провязав всего небольшой узор после резинки, вы получите нарядную шапку себе или ребенку, и я уверена — вам понравится!

Комментарии (48)
Спасибо за мастер класс! Давно искала как сделать жаккард красиво на изнанке)

Олеся! Секрет очень прост: красиво, значит аккуратно!)) И еще знаете, тут писали по поводу того, что с протяжками цпляется за все. Это видимо зависит от качества работы! У меня не цепляется и не стягивает - опыт, сын ошибок трудных {#}

Екатеринa 12.09.2017

Ирина, спасибо за мастер-класс! И об истории жаккарда было очень интересно почитать. Сохранила себе, хотя вяжу только крючком, но принцип, думаю, такой же. А может Вы планируете написать такой же мастер-класс для крючкотворцев? Я на всякий случай буду ждать!

Екатерина, спасибо! В вязании жаккардов крючком есть есть маленькая "заковырка" когда менять нить, что бы петля была над петлей. тогда рисунок не будет сдвигаться в сторону. Но там есть + нерабочую нить можно проложить по цепочке уже связанных петель, предыдущего ряда, как бурдон. Тогда изнаночная сторона будет без протяжек и с рисунком. Но пока в планах этого не было.))))

К стати Наполеон выписал Жаккарду пенсию в размере 3000 франков за создание станка и за каждый новый станок, который делался в стране, Жаккард получал по 50 фрнков!

Екатеринa 12.09.2017
В том то и дело, что "заковырок" много! Так что я всё равно буду надеяться и ждать, подписалась на Ваши новости! Творческих Вам успехов!

Один из немногих полезных мастер-классов за последнее время. Вот ей-богу, ребята, зачем писать о том, как наклеить палочки на картон и повесить на стену?! Я и сама это знаю с детского сада!! А вот здесь все очень наглядно и даже узнала кое-что новое, хотя вяжу с пяти лет. Большое спасибо!

Спасибо! в бжайшие два дня выложу МК по "разрезному жаккарду" в магазине {#}

не люблю протяжки, иногда надеваешь вещь и они цепляются. Вот моя изнанка.

Отличная изнанка! Но это как кому нравится {#} "У каждого свой вкус - один любит арбуз. а второй - свиной хрящик!" (с)

обожаю жаккард! публикация наверняка кому-то пригодится, но я тоже не люблю протяжки. затяжки часто бывают, на варежках или рукавах, к примеру, цепляешься за них, пока надеваешь, а уж на детских вещах что творится {#}

Смотрела видео мастер-класс Ирины по этой теме. А этот мастер-класс для закрепления - то что надо! {#}

Ирина, Вы - Мастер! {#}

Ксения, спасибо! Это то что я хотела рассказать он-лайн, но разволновалась и скомкала выступление, поэтому и создала этот МК, что бы было понятно о чем я говорила {#}

Виктория (VVK) 02.09.2017

Не устаю удивляться, как творить такую красоту!!!

Мне доступно только крючком по кругу простые прихватки{#}

Виктория! Вы себя не дооцениваете!!!

Виктория (VVK) 02.09.2017

Неее))){#}У меня сестра вяжет вручную, смотрю как она все эти схемы считает-вот китайская грамота для меня{#}

Спасибо за МК! Жаккарды отменно тренируют память{#}

Лана 01.09.2017

Прямо магия!{#}

Что Вы - что Вы! Ловкость рук и никакого мошенничества {#}

olga 31.08.2017
Ириночка, спасибо за мастер класс! Вязать жаккард очень интересно! Моего терпения и внимания хватило только на вязание шапочки! И то ошибалась!

Ольга. а для меня он как наркотик {#} одно время вообще не вязала спицами - только крючок, а потом на глаза юбка попалась и все - опять ушла в "запой" {#} Столько было планов...., а теперь перекраиваю все идеи, в первую очередь на внука {#}

olga 31.08.2017
Внуки - это святое! Я тоже сейчас работаю на внучек, так сказать. На выписку связала спальный мешок. Надо сфотографировать, все руки не доходят. Одна из внучек которая в 3 класс перешла попросила комплект, шапочка, снуд и варежки. Вот вчера закончила. Тоже надо сфотографировать.

Интересная информация, спасибо! Жаккард с протяжками вязала в юности. А как вяжется без протяжке, не знала. Теперь поняла {#}

Я знаю как вяжется без протяжек))) но мне удобнее с протяжками. Привычка - вторая натура {#}

Спасибо, Ирина, за урок. Жаккардовых узоров сегда боялась, а теперь может попробую.{#}

Не бойтесь! Пробуйте! Тем более у Вас есть для кого связать что-нибуь маленькое)))

Хороший материал для понимания и обучения!Спасибо!

Jelena ( Уютная) 31.08.2017

Очень полезная публикация!:)

Спасибо, полезно!))

Спасибо! Интересный МК! {#}Ирина, восхищаюсь Вашими работами!

Любовь (lik-vitraj) 30.08.2017

Ира спасибо! Понимаю, что это уже не для меня) Терпения у меня не хватит)

Люба! Глаза боятся. а руки делают! А что если вывязать твои маки! на жилет!

Ирина, спасибо! Всегда было интересно, как Вы эту красоту вяжете.

Елена! Это точно не сложнее Ирландского кружева))) {#}

Замечательный МК, а Ваши юбки - это настоящие произведения искусства!

Ирина,замечательный МК! Красиво у вас как получается! {#}

Ирина, огромное спасибо за МК !!! Утащила в копилочку.

Доминика 30.08.2017

{#}{#}.

Приятно получить одобрение от Мастера!!!

Ирина, какая прелесть и красота!!!! Спасибо!!!{#}{#}

Вещи из СССР 30.08.2017

Ирина, спасибо!

Спасибо!

Ирочка, спасибо! с интересом читаю. Но, боюсь, уроки более сложные, как жаккард, мне не осилить.{#} Восхищаюсь Вашим терпением, в результате которого получается красота!

Анечка! Глаза бояться. а руки делают! пробуй и все получится!!

Спасибо за Статью !

Полезная информация!{#} Кинула в копилочку!) Спасибо огромное, что делитесь!))

Наталья. полностью с Вами согласна - все в наших руках! Поэтому опускать их совсем не стоит! {#}

Ирина, спасибо!! {#} Пока что только мельком просмотрела ( закинула в избранное), но успела зацепиться за несколько предложений...)) О! Оказывается, что можно сделать сразу несколько перекрутов нитей на изнанке? Да, поняла, - это в случае, если протяжка больше 5-6 петель. Не знала. Я всегда только один раз это делаю. Учту. {#}

Неля! иногда бывет длинная протяжка получается, ну например петель 12 - 18, тогда точно делю на несколько раз. Вот например эта юбка - связана по кругу серху вниз. переход с одного ряда на другой по черной полосе, но там много бывало в разных рядах, тогда разбивала на несколько участков и перекручивала несколько раз.

Рубрики мастер-классов