Якутские бриллианты: лучшие среди королей

Первые находки алмазов в России датируются 18 веком. Сейчас наша страна считается одним из крупнейших в мире поставщиков этого драгоценного камня, богатейшие коренные месторождения которого находятся в снежной Сибири, а именно в Якутии.

Немного истории

О промышленных поисках алмазов в России задумались только в 30-х годах прошлого века. Именно в это время вышло научное исследование Владимира Соболева, доказавшего геологическое сходство Южной Африки, известной крупными месторождениями драгоценного камня, и Сибирской платформы.

После окончания войны поиски возобновились, и в Сибирь направили сразу несколько геологических экспедиций. В 1949 году в Якутии был обнаружен первый алмаз, а в 1955 открыто первое на территории СССР коренное месторождение самого ценного минерала — трубка, названная «Мир».

Для того чтобы передать информацию государственной важности в Москву, находчивые геологи телеграфировали: «Закурили трубку мира. Табак отличный».

Алмазы: территория обитания

Так называемая алмазная столица России, город Мирный, находится в западной части Якутии. Выросший посреди тайги в 1955 году палаточный посёлок рабочих уже через 3,5 года стал важнейшим промышленным центром нашей страны. Сейчас в Мирном живёт около 35 тысяч человек, и 80 % из них работает в алмазодобывающей промышленности.

Открытая разработка алмазной руды расположена прямо рядом с городом. Карьер считается одним из самых больших в мире. Его глубина равна 525 м, и он мог бы вместить даже Останкинскую телебашню. За время своего существования карьер настолько разросся, что серпантинная дорога, проходящая по его внутреннему склону, насчитывает около 8 км.

И таких карьеров в Якутии множество.

Помимо открытых месторождений в Сибири есть и подземные рудники. Работа там кипит не прекращаясь, в прямом смысле и день и ночь. Шахтёры трудятся по сменам, а отдыхают только два дня в году — в Новый год и в День шахтёра.

В зависимости от месторождения, в тонне руды может содержаться до 8,53 карат алмазов. Для перевозки руды на поверхность использую самосвалы, вместимостью до 136 тонн. Получается, что один такой самосвал перевозит по 300-400 карат. Камни отправляются на обогатительный комплекс, где найденные минералы проходят обработку.

От алмаза к бриллианту

После обогащения все найденные в Якутии алмазы неизменно попадают в Центр сортировки в г. Мирный. Здесь минералы разделяются по весу и проходят первичную оценку.

Самые крупные камни сортируются исключительно вручную. Вооружившись микроскопами и лупами, специалисты оценивают форму, качество и чистоту минералов. В час через руки сортировщиков проходят десятки, а то и сотни крупных и более мелких алмазов, каждый из которых смотрится три раза.

После строжайшего отбора камни попадают на гранильный завод. Разметка для резки алмаза сначала наносится на 3D-модель камня. Специалист подбирает наиболее оптимальное сочетание форм бриллиантов, которые получатся из одного алмаза, чтобы минимизировать отходы сырья и сохранить наибольший каратный вес.

Режут минералы на специальных автоматических станках с помощью лезвий с алмазным напылением. Все получившиеся кусочки отправляются на огранку. Крупные камни гранятся вручную, а более мелкие — с помощью специальных автоматов с программным управлением.

Комментарии
Комментариев пока нет