Несколько интересных фактов о чароите

Несколько интересных фактов о чароите | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Изделия из чароита и с чароитом давно не редкость на полках салонов и на страницах интернет-магазинов. Но информация о нем разнобокая, а иногда просто ошарашивает. Мастерицы любят этот камень, на него есть спрос всегда. Мы вправе гордиться нашим эндемиком (то, что есть только у нас), поскольку нет в мире больше такого камня. Даже плохонького, даже зернышек. А у нас этого чароита! Никак не кончится. Поэтому, возьму на себя труд в сухом остатке выдать самую злободневную информацию тезисно.

1. То, что мы называем чароитом — правильно было бы называть чароититом, поскольку перед нами всегда горная порода, в состав которой, кроме чароита, входит еще порядка 40 разных минералов, большинство из которых очень редкие. 2 минерала в чароититах было открыто впервые: токкоит и франкаменит. Но основной минерал — это сиреневый чароит. Помимо него мы видим ярко-желтые «щепки» минерала тинаксита, черные «солнышки» или просто включения черного эгирина, прозрачные почти бесцветные зерна кварца и мутные зеленоватые, похожие на сало включения полевого шпата. Все. Остальное — экзотика, которую просто так особо и не разглядишь.

2. Название чароиту дала не река Чара, которая протекает в 70 км от месторождения, а от слова «очарование».

чароит

Чароит сорта «экстра».

факты

Чароит, полностью забитый эгириновыми «солнышками».

фото

«Сливной» — сплошной чароит без рисунка.

3. Запасы чароита изрядны, в Мурунском горном массиве выделены 6 участков с чароититами, разной их степенью пригодности для поделочных и ювелирных работ сырьем. Разговоры, что сырье заканчивается или все уже добыто — не соответствуют действительности. Еще в советское время его добыто столько, что еще не все растащили и переработали, несмотря на огромный спрос. В первую очередь из России «уплывает» сорт «экстра» или «паркетник» (по названию рисунка) чистых насыщенных цветов. 2-3 сорта еще довольно много. При надобности, на рынке любой сорт можно найти в любых количествах — только вопрос цены.

интересное

4. Цены на чароит давно выросли в 10 раз от приводимых в открытых источниках еще 10-летней давности. 1000-1500 долларов за килограмм ювелирного сорта «экстра» уже никого не удивляют. В оппиленных и заполированных брусках этот сорт будет еще заметно дороже. 

5. Радиоактивность чароиту придает минерал стисиит, иногда имеющийся в его составе. Причем, крупицы этого вредного минерала не уловимы глазом и обнаруживаются иногда только высокоточным счетчиком Гейгера. ВЕСЬ чароит, покидающий месторождение проверяется на радиоактивность дважды - в карьере и при отправке со склада. Редкие отклонения от фоновой радиации (в которой мы существуем) настолько редки и незначительны, что в пределах одного украшения вреда принести не могут. Но исключения могут быть. Прибор, измеряющий радиоактивность не способен уловить скопления радиоактивного минерала внутри глыбы, а предприятия, где потом распиливают купленные на месторождении блоки, не всегда строго проверяют полученные пластины на излучение, хотя, эта процедура является обязательной.

Ториевый (радиоактивный) паскудник стисиит, замаскировавшийся под тинаксит.

6. И напоследок — красивая история, связанная с открытием чароита, кто еще не читал. 

Первооткрыватель месторождения Юрий Рогов (открыл в 1973 году) был отправлен правительством в заграничную командировку. Там он зашёл в минералогический музей Лувра, который претендовал на наличие полной коллекции всех минералов Земли и, показав пластинку из сиреневой породы, попросил определить минерал. Сотрудники музея были вынуждены признать, что такого минерала у них нет, и предложили ему продать образец. Но советский геолог отказался. (При этом следует учитывать, что Ю. Г. Рогов имел в то время первую форму допуска и работал на поисках урана. И вывоз образцов за пределы СССР происходил по очень специфичной процедуре.)

Комментарии (20)
Татьяна 8 января

Для меня радиоактивность чароита тоже "открытие". Очень интересно. Спасибо, Александр. Удачи Вам.

Самый-самый мой любимый камень

AntiD 16.08.2017

Очень интересно. Не знала, что этот камень радиоактивен. Спасибо за публикацию.

Елена Кор 10.08.2017

С удовольствием почитала статью. Обожаю этот камень и люблю его имитировать. Говорят неплохо получается. Но вот недавно заказал молодой человек своей девушке шкатулку. Показала работу сверху - очень ему понравилась, а потом пропал, на письма не отвечает. Вот я в растерянности- то -ли с девушкой поссорился, то-ли рассчитывал на натуральный чароит такого размера{#}.

Имитация поделочных камней - не всегда порочная тема. Один раз был случай. В Берлине на выставке (весьма 2-разрядная по любым меркам) увидел необычный стол. Дело было в зале на 2 этаже, где стены обтянуты черной тканью, в зале мрак и светятся убойным светом только столы. Красота почти на каждом столе неимоверная, наши каменные выставки отдыхают. Так на том столе аккуратными стопочками лежали небольшие плоские брусочки ручного мыла. Дело было давно, не сохранилось ни фото, ни проспекта той фирмочки. Мыло имитировало природные камни, причем самые лучшие сорта, причем сверхреалистично (я это хорошо понимаю), камней видов 15: малахит, чароит, родонит, опал и др. Причем сорта, такие полупрозрачные и светящиеся изнутри.. Зрелище было еще то - глаз не оторвать.. С тех пор я уже не нерничаю огульно по поводу имитаций.

Да, и вишенка к тому торту - цены на некоторое мыло-имитации превосходило цену на сам камень. Брусочки шли на вес за грамм и самый небольшой получался 15-20 евро (а фирма была, по-моему, австрийская). С тех пор я их больше нигде в Европе не встречал.

Очень интересно, спасибо за публикацию {#}

Спасибо, интересно! Люблю камни!))

Спасибо за рассказ о прекрасном камне - чароите {#}
Читала с удовольствием!

Jelena ( Уютная) 10.08.2017

Такая интересная публикация,спасибо!image

Чароит!!!! Люблю этот камень и с огромным удовольствием прочла статью{#}

Мария Цымбал 09.08.2017

ocen interesno !!!!!spasibo ....

Спасибо! Мой любимый камень, всегда разный, неповторимый и всегда прекрасный.

Тоже много лет назад слышала историю про иссякающие источники чароита. Есть у меня комплектик из этого чудного редкого камня. Благодарю за прекрасные фото, красота необыкновенная!

Спасибо! Очень интересно!

Спасибо, у Вас такие темы интересные!

Спасибо большое за интересную публикации!
С огромным интересом прочитала! Спасибо!
Марьяна 09.08.2017

Спасибо за публикацию!

Очень интересно.

Спасибо! Всегда читаю Ваши публикации с большим интересом!

Очень интересно! Большое спасибо!