Волшебная вышивка родом из Венгрии — розы Матьо

А вы знали, что розы могут быть сиреневыми? Венгерские мастерицы-вышивальщицы Матьо создают такую красоту.

вышивка

В каждом регионе Венгрии — свой стиль вышивки, но самые известные — это Матьо и Калочаи. Вышивка Матьо — один из самых старых стилей вышивки, сформировавшихся в Венгрии. Согласно легенде, еще во времена турецкого ига (XVI-XVII века) девушка спасла своего возлюбленного из плена. Турецкий султан потребовал за юношу необычный выкуп — передник, полный роз, во время зимы. И находчивая девушка расшила свой передник цветами.

Расшитые передники — шурцы, являются важной деталью как женского, так и мужского костюма Матьо. Каждая уважающая себя девушка или юноша до свадьбы должны были подготовить себе в приданое семь передников, только самые бедные могли довольствоваться двумя. Передники-шурцы служили предметом для обручения — девушка дарила свой передник избраннику на празднике, а юноша бросал свой передник ночью в окно невесте. В дальнейшем обручальным шурцам придавалось магическое значение — считалось, что это чудодейственное средство для успокаивания плачущего младенца и даже самый капризный малыш моментально заснет под таким «одеялом».

гладь

сиреневый

розы

венгрия

На самом деле причина их возникновения, скорее всего, более прозаична. Район Мезёкёвешда испытал немало потрясений: оккупацию, войны, разрушения... Земли этого региона не очень плодородны, и сельское хозяйство требует много трудов и сил. На рубеже XIX-XX веков усилилась трудовая миграция, и многие мужчины стали уезжать на заработки в другие города. Но чем труднее жилось жителям Мезёкёвешда, тем красочнее становились костюмы. А нарядные вышитые передники помогали легко превратить любой, даже сильно поношеный повседневный костюм в парадный.

этнический

этно-стиль

Центральным мотивом вашивки Матьо является роза. На самом деле чудесные флористические мотивы, вышитые гладью по черному фону, — это лишь одна из разновидностей стиля Матьо. Она называется «Лапош». Кроме самого популярного мотива розы и розового бутона встречаются еще тюльпаны, георгины, листья, ягоды и мелкие цветы. Вышивка заполняет практически все пространство изделия. Так же вышивали и традиционные для этого региона овчинные тулупы и куртки.

традиции

Две другие разновидности вышивки матьо — это «шубрика» (разновидность мережки в сочетании с гладью) и «торда» (цепочная вышивка). Но самая яркая и запоминающаяся разновидность вышивки — это, конечно, гладь. Традиционно она выполнялась шелковыми, шерстяными или хлопчатобумажными нитками. Изначально цветовая гамма была проще и ярче: красный, черный, зеленый, желтый, но постепенно стали использоваться самые разные цвета и оттенки.

В начале ХХ века, когда магазинные галантерейные товары стали доступнее, юные мастерицы стали украшать свои вышивки бисером. Но духовенство не одобрило такого нарушения традиций. Надо сказать, что Матьо — католики, и это еще один момент, выделяющий их среди прочего населения Венгрии. Сначала девушек в блестящих передниках перестали пускать в церковь, а в 1925 году в начале Великого Поста все «бижутерные» передники были торжественно сожжены на площади. И по сей день мастерицы матьо бережно хранят традиции. Вышивают одежду: жилеты, корсажи, блузы, рукава мужских рубашек, жилеты и тулупы из овчины и, конечно, знаменитые передники-шурцы. Также популярна вышивка матьо в интерьере: скатерти, настенные панно, салфетки и пр.

вдохновение

XIX век.

матьо

вышивка гладью

вышивка ручная

история вышивки

красный

Комментарии (33)
Спасибо! Очень интересно! Вот бы ещё вживую увидеть и в руках подержать...

Вот не зря я добавилась на ЯМ, не зря! Ну когда бы я могла где узнать, что в Венгрии национальной мужской парадной частью костюма является передник, расшитый цветами!!! Нигде и никогда! Спасибо!

Рада, что не зря :) Здесь много интересного.

botanica-m 11.08.2017

Потрясающие вышивки! Спасибо, очень интересно! {#}{#}{#}

Lana von Viesen 11.08.2017

Интересные у них розы, на пионы похожи..)

Спасибо за красоту)

ELENA (ellvik) 11.08.2017

Потрясающие костюмы! Мужской костюм - просто отпад! )) У меня дед был и столяр, и плотник, и печкик, и каменьщик, да еще и увлеченный огородник. Если-б ему пришлось бы в таком ходить..... то он бы только и ходил бы ))))))))) {#}

У венгров волшебный мужской костюм в целом, а какие вышитые дубленки, а куртки на гусарский манер..... эх, красота.

HobbyDay (Ирина) 11.08.2017

Как интересно! Спасибо) моя прабабуля родом из Венгрии, до меня дошла пара вышивок, но видимо сказалось, что она жила в России после 15-ти лет и вышивала русско-народные узоры)

Жаль, что не передали вам премудрости венгерские. Но мне матьо еще и городецкие росписи наши напоминают.

Спасибо! Как раз изучаю венгерский костюм, ваша публикация очень пригодилась! Вышивка потрясающая! А сожжение бисерных передников - это просто преступление))))
Показать еще