> Журнал > Мастер-Классы > Расписываем заготовку контурами с имитацией вышивки

Расписываем заготовку контурами с имитацией вышивки

Мастер-класс участвует в конкурсе! Условия Участники
Виды творчества:   Роспись > Народно-прикладное искусство
Роспись > Point-to-point / Точечная роспись
Сложность:   средняя
Время работы:   1 день

Известие о подготовке к новому конкурсу мастер-классов застало меня в отъезде, далеко от дома. Но тема настолько благодатная и богатая, что я решила участвовать, несмотря на крайне скудный запас материалов, привезенных с собой. Тем более, что идея подобной работы давно витала где-то рядом.

Расписывала я панно с прицелом сделать из него фукнциональную вещь — либо ключницу, либо вешалку для полотенец на кухню. Крючков и колков у меня с собой не было, поэтому сейчас была проделана основная работа по декорированию, а «обвесом» займусь по возвращению. Центральным элементом панно, по сложившейся ранее идее, была задумана мифологическая птица Сирин. Вообще, конечно, с достоверной информацией о славянской культуре в интернете крайне сложно. Было бы здорово, если бы кто-то с образованием в этой сфере пролил наконец луч света, хотя бы в комментариях, на былые времена. После прочтения энного колчества информации лично у меня сложилось в итоге такое представление, что есть понятие дохристианского славянства, там и языческие боги, и какая-то своя, широко не известная культура. Есть христианское славянство, в искусстве и культуре которого переплелись христианство с язычеством. И, уже в относительно современном мире, появилось такое понятие как неоязычество, когда по тем или иным причинам были частично возрождены, частично разработаны различные символы, знаки, рисунки, наделены обережным и другим мистическим смыслом, и под эгидой возрождения языческой культуры славян, все это внедрилось и пропагандируется. Я могу ошибаться.

Птица Сирин, как мне показалось, на самом деле была одним из часто изображаемых существ в творчестве славян. Это райская птица с головой женщины, сладкозвучным голосом, поющем о неземном блаженстве. Видеть ее могли лишь счастливые люди. По другим версиям, голос Сирин одурманивал и завлекал человека в подземный мир, а сама птица была темным посланником властелина загробного мира. В общем, дело ясное, что дело темное. Так или иначе, изображение Сирин часто присутствовало в пермогорской росписи. Я использую очень сильно стилизованные изображения и пермогорской росписи, и птицы Сирин, и узора славянской вышивки — прошу это учитывать и не корить.

Итак, у меня была с собой вот такая плоская заготовка из фанеры. Композицию буду выстраивать, исходя из ее формы. Первоначальные подготовительные этапы стандартны — шкурим до гладкости.

точечная роспись

По моей задумке центральный элемент с птицей должен немного возвышаться над общей плоскостью. Если бы я была дома или в зоне доступности художественных магазинов, я бы для этой цели использовала заготовочку под подставку для кружки. Но за неимением выходим из положения подручными средствами. Наверное, у многих есть вот такие коврики пластиковые, подложки на стол. Он еще и голографический, поэтому такое размытое изображение.

контурная роспись 

Коврик тонковат, поэтому склеиваем его в несколько слоев. Черный квадратик — это как раз оставшаяся у меня от предыдущего проекта загрунтованная подставка под чашку, она подходящего размера, примерно 10 на 10см., но сделана из картона или чего-то типа него. Вырезаем из нашего коврика по шаблону этой подставочки такие же квадратики, 4 штуки.

славянский

Склеиваем квадратики в бутерброд ровной стопкой — два пластика снизу, картонка в середину, два пластика сверху. Я это склеила суперклеем. И приклеиваем к основе в центр.

пермогорская роспись

Грунтуем все вместе. Лучше белым грунтом. У меня с собой его не было, поэтому грунтовала светлой акриловой краской на водной основе, оставшейся после недавнего ремонта хозяев. Если работаете с фанерой, можно все целиком грунтовать, но поскольку у меня есть пластик, его я предварительно прогрунтовала акриловым паркетным лаком, тогда на него уже крепко легла краска.

имитация ткани

После высыхания краски снова шкурим — выглаживаем, труху сметаем большой кистью. Поскольку я буду использовать элементы имитации вышивки, в качестве фона мне нужна имитация ткани. Имитировать буду грубую ткань типа льна. В качестве основы намешиваю акриловую краску цвета слоновой кости (она у меня как раз с собой была, да :)), можно взять вместо нее белую с каплей черной для получения светлого серого оттенка, похожего на неокрашенный лен.

имитация вышивки

После высыхания наносим второй слой. Идеальная гладкость в данном случае не нужна, поэтому разбавлением и разглаживанием краски не заморачиваюсь.

славянская культура

Высушенную поверхность покрываем слоем акрилового паркетного лака. Далее сухой кистью накладывем краску цвета слоновой кости горизонтальными длинными мазками. Краску предварительно немного обстукать о палитру, чтобы от кисти оставались вот такие разрозненные полосы, как волокна ткани.

птица сирин

Просушиваем с полчаса и наносим сухой кистью вертикальные полосы краской, чтобы получилась имитация полотна.

сирин

При нанесении и горизонтальных, и вертикальных нитей стараемся кистью не елозить по одному месту несколько раз, а тянуть краску за один прием.

культура славян

Повторяем эту процедуру с обеих сторон нашей заготовки. Покрываем слоем лака, сушим.

славянские мотивы

Из бумаги вырезаем квадратик такого же размера, как центральный элемент заготовки, на нем схематично рисуем Сирин и примерно располагаем цветы росписи и другие декоративные элементы. Далее переносим рисунок на заготовку. Есть несколько способов, в данном случае я воспользовалась следующим. Обратную сторону бумажного эскиза закрашиваю сплошь мелом (синим). Накладываем бумагу на заготовку и обводим рисунок по контуру ручкой. Убираем бумагу, на заготовке остался след, обводим его для четкости гелевой ручкой. На фото плохо, но виден след от ручки на заготовке.

славянские мотивы 2017

Приступаем к росписи цветом, расписываю акриловыми контурами, Decola и Таир. Классические цвета пермогорской росписи — основной красный, вспомогательные зеленый и желтый. В качестве желтого я использую золотой. Важной чертой пермогорской росписи является черный контур рисунка — его я не использую, контур рисунка либо не делаю, либо на цветах делаю его золотым контуром. Лицо птицы закрашиваю той же краской цвета слоновой кости. Первым слоем кладу неразбавленную краску, после высыхания бугорки краски сошкуриваю и кладу уже разбавленный немного для ровности водой второй слой.

точечный мир

Черты лица рисую серым контуром с помощью зубочистки. При рисовании перьев на теле накладываю ряд за рядом растянутых зубочисткой точек разных цветов, роспись получается выпуклой, объемной.

point-to-point

Рисуем рамки красным контуром вокруг птицы и по бокам. (Перед прорисовыванием контуром обязательно делаем разметку гелевой ручкой с помощью линейки). Начинаем имитацию вышивки. Для этого все рамки рисуем таким образом. Сначала проводим прямые непрерывные линии контуром, а затем, вдоль всего внутреннего края рамки ставим точки через одинаковые расстояния друг от друга.

В боковых рамочках с помощью линейки и гелевой ручки размечаем незамысловатый ромбовидный узор «вышивки». «Вышивку» начинаем золтыми точками. Ставим точки максимально близко друг к другу, но чтобы они не сливались.

В узоре чередуем разрозненные точки со слипшимися друг с другом точками — этакими дорожками вышивки. Опять же идеальная симметрия рисунка не требуется, так как идет имитация ручной же работы, но тем не менее, если где-то получилось криво, или точки неправильно слиплись, это нужно исправлять. На фото ниже в левой створке получились неудачные ромбы, я их в дальнейшем исправляю. Для этого ждем высыхания контура, поддеваем ошибочные точки зубочисткой и снимаем их. Если зацепили точку вместе с фоном, сначала чиним фон, затем снова наносим точки.

На отдельной бумажке нужного размера подбираем рисунок для верхней и нижней частей панно и переносим его на заготовку. В этот раз, поскольку рисунок теперь симмметричный, я переносила его другим способом. Сам рисунок на бумаге обвела гелевой ручкой, приложила лицевой стороной к заготовке и прогладила рукой — на заготовке остался отпечаток гелевой ручки.

Обводим контур узора разрозненными точками, расстояние между которыми стараемся держать максимально одинаковым (левая часть рисунка). И между ними в шахматном порядке ставим второй ряд точек (правая часть рисунка).

Завершаем узор внутри и снаружи.

Оформляем рамку вокруг Сирина. Для большей живости для треугольников рамки берем более темный оттенок зеленого (в самой птице был использован зеленый травяной Таир, а здесь взяли зеленый Деколу).

Добавляем красных треугольников. Размещаем крайние боковые полукруглые рамки.

Намечаем от руки гелевой ручкой стилизованные эелементы пергородской растительности в боковых и центральном элементах. Закрашиваем их контурами.

После подсыхания основных элементов обводим их золотым контуром, добавляем дополнительные декоративные штрихи.

 Основная роспись окончена.

Придаем «налет времен» или просто тени. Я развела черную краску небольшим количеством светлой и полусухой губкой промакнула по краям панно и по краю центрального элемента.

В некоторых местах, где показалось слишком темно, прошлась такой же полусухой губкой со свтело-серой краской, которой оформляли основной фон, приглушая.

После тщательного просушивания покрываем на несколько слоев паркетным лаком и сушим. На фото ниже обратная сторона.

И лицевая.

Панно будет ждать своего функционального воплощения в виде ключницы или вешалки для полотенец, а мой мастер-класс вашего клика на кнопку «Нравится», вопросов и пожеланий!

Большое спасибо за внимание!

Ключевые слова:  
Материалы:  

Замечательный МК! Удачи!))

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Надежда, спасибо!!{#}

Какая же кропотливая работа эта точечная роспись! Но оно того стОит, получается очень красиво!!!

Спасибо за Ваш труд и МК! {#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Спасбо большое, Елена, не более кропотливая, чем роспись шелка! Я пробовала, знаю {#}

Роспись шёлка от EVaSbatik(Елена)

Мне кажется, краска по шелку быстрее растекается, чем каждую точечку выписывать!!!

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Зато она не туда растекается, куда нужно, а если и туда, то страшным пятном и т.д. ))) Так что, как ни крути, а опыт - наше все в любом деле! ))

Роспись шёлка от EVaSbatik(Елена)

Да, опыт - сын ошибок трудных! С разбегу не всё хорошо получается ... {#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо!

Катюша, здОрово как! Удачи!{#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо, Ксюша!!

Екатерина, душевно то как! Чудесный мк!{#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Юлия, благодарю! Тема хорошая..)

Очень понравлось панно! Такое стилизованное этно{#} Спасибо за мастер-класс)

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
И Вам спасибо, Марина, за внимание!
Вера Деменева

Замечательный результат!{#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Вера, благодарю!!

Красиво получилось и понятно! {#}{#}{#}

Удачи!

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо!!

Замечательно получилось!!! {#}{#}{#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Рада, что понравилось!)
Ольга

Здорово! Удачи в конкурсе!

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо!

Очень красиво! Спасибо за МК)

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Благодарю!
Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо!

Катерина! Отличный МК! Надо попробовать!!!!{#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо, Светлана, приятного творчества!
Спасибо! Удачи в конкурсе!
Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Благодарю!

Странное чувство, что подобный способ имитации ткани, льна, в частности, я уже где-то видела...?!!! {#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Катерина, а почему странное? Вероятно, так же, как и подобный способ имитации вышивки и росписи контурами?) Это известные и широкоприменимые приемы. image
Инна

Здорово получилось{#}

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Спасибо, Инна!!

Катя, удачи! Отличный МК!

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Яна, благодарю!
Отличный МК! Проголосовала с удовольствием. Удачи Вам!

Супер МК! Мне всё же кажется такая яркая птичка больше на Алконоста смахивает, она как раз пела песнь радостиimage

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Спасибо! Ну вот я о том и говорю - по одним источникам Сирин сама светлость, по другим - наоборот тьма..

Марина Филимонова

ага, есть такое, но проказник Васнецов не ошибалсяimage

Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)

Вот, а я читала в том числе, что именно с Васнецова и пошла как раз ветка о темноте Сирин, типа у него так вдохновение и видение легло, а его и давай в пример и как доказательство ставить..

Марина Филимонова

Тут, конечно и диссертацию можно написать{#} если копнуть поглубже. Сирин там, Алконост или Гамаюн, всё равно очень красиво вышлоimage

Какой подробный и интересный мастер-класс!

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email