День Рождения Ильи Ефимовича Репина

репин

 5 августа 1844 года в слободе Осиновка – пригороде г. Чугуева  Харьковская область – в доме на Калмыцкой улице родился Илья Репин. Хлебопашеством и вообще сельским хозяйством Репины не занимались, но дом их считался богатым. Репины жили тем, что держали постоялый двор. Путники, торговцы, ямщики могли остановиться там на ночлег, отдохнуть, накормить лошадей и поесть сами.

«Пeчкa в кyxнe oгpoмнaя, – вспоминает Репин о семейном постоялом дворе в мемуарах "Далёкое близкое". – Cкoлькo тaм гpoмaдныx чyгyнoв, гopшкoв! Кyxapкa eдвa вытacкивaeт poгaчoм чyгyн, нaливaeт yпoлoвникoм в oгpoмнyю миcкy и cтaвит нa дepeвянный cтoл бeз вcякoй cкaтepти.

Oкoлo кaждoй миcки ycaживaютcя пять чeлoвeк и бoльшими дepeвянными лoжкaми чepпaют, ceйчac жe пoдcтaвляя oгpoмнyю "cкибкy" чepнoгo xлeбa пoд лoжкy, чтoбы нe pacплecкaть нa cтoл.

Eдят дoлгo. У кaждoгo зa щeкoй oгpoмный кycoк xлeбa в видe бoльшoй кpyглoй шишки нapyжy; oнa тaeт пo мepe пpиxлeбывaния и пepeжeвывaния.

Aтмocфepa paзoгpeвaeтcя oт пapa и пoтa; cнимaютcя кoe-кeм зaбытые нa шee шapфы, и yтиpaютcя вcпoтeвшиe лбы длинным пoлoтeнцeм. Пoлoтeнцe клaдeтcя, oднo нa тpoиx-чeтвepыx, нa кoлeни.

У вcякoгo oбщecтвa cвoи пpaвилa пpиличия, cвoй этикeт. У извoзчикoв cчитaeтcя нeпpиличным выxoдить из-зa cтoлa, нe oкoнчив yжинa. A мeждy тeм людям, пpoшeдшим пo мopoзy вepcт двaдцaть пять-тpидцaть пeшкoм, paзoгpeвшимcя oт гopячeй пищи и тeплoro пoмeщeния, a глaвнoe, cъeвшим, нe тopoпяcь, тaкoe бoльшoe кoличecтвo жидкoй пищи, нacтyпaeт пooчepeднo нeминyчaя нeoбxoдимocть выйти нa вoздyx...

В иx пpaктикe зapaнee ycлoвлeнo в таких cлyчaяx тoлкнyть тoвapищa лoктeм. Тoт знaeт, чтo нaдo cкaзaть. 
– Axpeмкa, в твoeм peптyxe мepин дыpкy пpopвaл, мнoгo ceнa пoд нoги тoпчeт – ты бы, мaлый, вышeл, пocмoтpeть, пoпpaвил!

Axpeмкa быcтpo пepeлeзaeт чepeз cкaмeйкy и идeт пocпeшнo к лoшaдям.

Вepнyвшиcь чepeз дecять-пятнaдцaть минyт и ycлыxaв, кaк ycлoвнo кaшлянyл Никитa, oн гoвopит:

– Никитa, a Никитa? У твoeгo чaлoгo ceнa yжe пoчти нeт, нe пopa ли eмy пoвecить тopбy? 
Никитa быcтpo yдaляeтcя, a Axpeмкa caдитcя и пpoдoлжaeт xлeбaть бopщ.

Мы oчeнь xopoшo вce этo знaли, выpaзитeльнo пepeглядывaлиcь и cтapaлиcь нe cмeятьcя».

Илья Репин. Украинская хата, 1880

живопись

На протяжении 1900-х годов излюбленной героиней полотен Ильи Ефимовича Репина становится его вторая супруга – Наталья Борисовна Нордман-Северова (1863-1914), с которой художник познакомился на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Литератор, автор небольших повестей и пьес, она была выдающейся личностью своего времени, дамой прогрессивных взглядов. Репин был ею очарован!

И.Е.Репин. Автопортрет художника со
своей женой Н.Б.Нордман-Северовой. 1902

Именно она стала одной из первых вегетарианок в России! В вегетарианство Нордман-Северова обратила и мужа. Более того, Илья Ефимович не только вынужден был разделять пристрастия жены, но относясь с большим уважением к ее лекциям на тему здоровой еды и литературной деятельности на эту тему, зачастую иллюстрировал ее брошюры.

И.Е.Репин. Портрет Н.Б.Нордман-Северовой. 1910

Будучи уже 60-летним, живописец уверял, что никогда не чувствовал себя таким молодым, бодрым и работоспособным, как с тех пор как перешел окончательно на "травяной режим"! Однако когда он уезжал ненадолго из Куоколы в Петербург и навещал друзей, то непременно просил хозяев дома: "Сделайте-ка мне хороший вегетарианский ……бифштекс! – Кушал он его с удовольствием, лукаво поглядывая и говоря: "Опять съел отравы…и сейчас же начинается процесс умирания…а я вот его и не ощущаю!" и просил не выдавать его своей жене.

Илья Ефимович Репин. Капуста. 1884

Многие отмечали постоянную улыбку на лице Маэстро, его "манеры особенные, не такие, как у других, быстрая походка, повороты живые и изящные. Во всем какая-то застенчивая скромность и в то же время маленькая рисовка баловня судьбы". Современнице Репин запомнился таким: "Был он небольшой, сухонький, весь "пружинистый". Некрасив: длинные волосы, растрепанный, бородка мочалкой. Глаза маленькие, глубоко сидящие, но зорко – внимательные – это пожалуй, больше всего в его наружности напоминало художника. Одевался он демократически, с небрежно повязанным галстуком…Движения у него были энергичные, быстрые, походка торопливая, речь слегка отрывистая, и в общем, - впечатление именно молодости… "

Внешняя моложавость и отсутствие барственного вида Репина однажды даже смутила одну даму, не признавшую в облике неприглядного гостя - великого художника, пришедшего писать портрет хозяйки дома, и велела оставить его в прихожей с указанием прислуге "Приглядывать, на всякий случай, за шубами!" 

Илья Репин в своей мастерской в Пенатах (Куоккала), 1914

Илья Репин
Бурлаки на Волге. 1872—1873

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

Далее из воспоминаний Н.А.Мудрогеля...

...Ре­пина Павел Михайлович Третьяков как-то боялся…например, боялся дать ему поправить его же собственные картины. Репин был художник размашистый, широкий. Ему ничего не стоило вместо того, чтобы поправить какое-нибудь небольшое место на картине, переписать гораздо больше. И переписывал он, как говорили знатоки, иногда и к худшему. На этой почве между Репиным и Третьяковым произошел серьезный конфликт. Я помню все подробности, потому что сам пострадал при этом.

Репин Илья Ефимович. Не ждали
1884–1888

Когда у нас появилась картина "Не ждали", вокруг нее поднялись большие разговоры. Худож­ники и критики находили, что лицо человека, воз­вратившегося из ссылки, не гармонирует с лицами семьи. Об этом писали газеты и, слышно было, много спорили художники в Петербурге и в Москве. Однажды Третьяков, вернувшись из Петербурга, справился у меня, не был ли в галерее Репин. По­хоже было, что он поджидал Репина в Москву.
И действительно, через несколько дней в гале­рею пришел Илья Ефимович, на этот раз с этюд­ником и красками. Как раз в этот день Третья­кова дома не было, он уезжал куда-то на несколько дней.

— Жалко, что его нет. Ну, все равно. Дайте-ка мне лесенку, я должен сделать поправку на картине "Не ждали",— сказал он мне.

Мы знали, что Репин — близкий друг Третьякова и всей его семьи. Но как же все-таки разрешить поправку без особого разрешения Павла Михайло­вича? Мы смутились. Репин тотчас заметил наше, смущение, усмехнулся:

— Вы не беспокойтесь. Я говорил с Павлом Михайловичем о поправке лица на картине "Не ждали". Он знает, что я собираюсь сделать.

      Раз так, делать нечего, — мы принесли ему ле­сенку, он надел рабочую блузу, поднялся к картине и быстро начал работать. Меньше чем в полчаса голова ссыльного была поправлена.  

Илья Репин
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883—1885

Окончив ее Репин переходит с красками к другой cвоей картине "Иван Грозный и сын".

Мы как ответственные хра­нители встревожились. Репин спокойно сказал нам:

— Вот я немного трону краской голову самого Ивана Грозного.

И действительно, "тронул", да так, что голова в тоне значительно изменилась. Потом — к нашему ужасу — видим, Репин перетаскивает этюдник с крас­ками к третьей своей картине "Крестный ход в Курской губернии"...

Илья Репин Кре́стный ход в Ку́рской губе́рнии 1844—1930

— Здесь я прибавлю пыли. Тысячная толпа идет, пыль поднимается облаком... А пыли недостаточно.

И действительно, прибавил много пыли над голо­вами толпы. "Запылил" весь задний план.
В тот же день вечером, не повидавшись с Треть­яковым, он уехал в Петербург и из Петербурга написал Третьякову, что сделал поправки.

Третьяков, увидев поправки, был возмущен до крайности — так ему не понравилось все, что сде­лал Репин на своих картинах. С укором он обру­шился на нас:

— Как вы могли допустить? Мы пытались оправдаться

— Репин сослался на Вас.

Много дней потом, по утрам приходя в галерею, он останавливался перед картинами и принимался ворчать:

— Испорчены картины! Пропали картины! Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. Наконец, спустя несколько месяцев. Репин приехал в Москву специально с том, чтобы выяснить недоразумение. Когда он пришел в гале­рею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ерми­лова,в репинский зал.

— Подите-ка сюда, идите, мы сейчас устроим суд.

— И чем же вы нас обвиняете? — засмеялся Репин.
— А в том, Илья Ефимович, — отвечал ему очень серьезно Третьяков,— что вы самовольно сделали исправление на трех картинах, не принадлежащих Вам

— Разве это к худшему?
— Да, по-моему, к худшему. Лицо бывшего ссыльного мне не нравится. А ведь это же не мои картины, это всенародное достояние, и вы не имели права прикасаться к ним, хоть вы и автор.

— Ну, хорошо, хорошо. А в чем вы обвиняете вот их? — спросил Репин, показывая на нас.
— А в том, что они допустили вас к картинам. Они — ответственные хранители... Вы не имели права переписывать чужие картины, а они неправы; что допустили вас к поправкам.

— Значит, здесь для нас Сибирью пахнет? — пошутил Ренин.—Вот уж, действительно, не ждали.

Он хотел отделаться шуткой, но Третьяков был очень строго настроен. С тех пор он очень боялся давать Репину поправлять его собственные картины. Когда у Репина был куплен портрет Л.Н. Толстого, Третьякову показалось, что у Толстого очень румя­ное лицо. Особенно лоб. Лоб совершенно красный.
— Будто он из бани! — недовольно говорил Павел Михайлович.

Репин Илья Ефимович.
Толстой Л. Н.1887 год

Он все допрашивал нас:

— Вы видели Толстого. Не такой же у него ру­мяный лоб?

— Да,— говорю — лоб не такой румяный.
— Ну вот, и мне так кажется. Придется испра­вить.

— Сказать Илье Ефимовичу? - спросил я.
— Ни в коем случае! Он все перекрасит и, может быть, сделает хуже.
Ходил он вокруг портрета с месяц и, наконец, однажды приказывает мне:

— Принесите-ка краски, масляные и акварельные.

У меня всегда имелся ассортимент красок.
Несу палитру, Третьяков берет самую маленькую кисточку и начинает убавлять красноту на порт­рете Толстого. Румянец на лбу был залессирован. Так портрет и остался, поправленный Третьяковым.

 Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Творческое наследие Репина очень велико. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. Наиболее значительные произведения нахо­дятся в Третьяковской галерее и Русском музее. 

Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство  дорого, близко и понятно людям - потому и любим его.

(Использовались материалы официального блога Третьяковской Галереи ( Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее"., Маргарита Сергеевна Чижмак - научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX-XX века Государственной Третьяковской галереи. , официальный блог Третьякоской галереи)

Комментарии (1)
Elenavasil 06.08.2017

Здравствуйте Наталия! Сегодня прочитала очень интересную статью об этом художнике в журнале "Культурная столица" http://kstolica.ru/publ/zhzl/strannyj_brak_ilja_repin_i_natalja_nordman/20-1-0-881