Квасник или мучения начинающего керамиста :)

В детстве я очень любила сказки и однажды в гостях увидела маленький кувшинчик с длинным носиком и туловищем в форме бублика. Тогда я читала сказзки про Синдбада-морехода и кувшинчик меня заворожил, я думала, что он как раз откуда-то с Востока, из-за дальних морей и неведомых волшебных стран. И с тех пор почему-то я не встречала таких кувшинчиков.

И вдруг на курсах по гончарному мастерству. когда Александр Иванович Поверин, у которого я училась, учил нас выкручивать закрытые формы, обнаружилось, что сосуды с туловом в форме бублика вовсе не происходят из сказочных стран, а народные русские сосуды, которые называются "квасник", и в которых подавали квас к столу. Все ещё не известно как использовалось отверстие в центре квасника , некоторые считают, что туда клали лед, некоторые считают, что благодаря такому отверстию квас просто быстрее остывал в холодном погребе.

В любом случае тулово квасника выкручивается сразу в форме закрытого со всех сторон бублика (тора), полого внутри.

Затем в стенке прорезаются отверстия для горловины и носика.

Вот тут Александр Иванович показывает как это делается :

Своими квасниками славится Скопин, и сейчас в Рязани можно купить чудесные скопинские зелено-коричневые квасники, украшенные орнаментами и фигурками зверей

Вот какие чудесные сосуды делали в Скопине. и сейчас делают. Конечно невозможно не захотеть сделать что-то подобное.

квасник  начинающий керамист  личный опыт 

Конечно я не замахивалась на что-то подобное, но в принципе попробовать сделать квасник в виде какого-то животного мне хотелось. Я выбрала Жар-птицу.

Сперва я нарисовала эскиз и выкрутила на круге тор для тулова и "запчасти" - горло, ножку и крышку.

Из жгута сформировала носик и оставила его подсыхать. На следующий день разрезала носик скальпелем вдоль, выбрала из середины глину, чтобы носик был полым и склеила части обратно.

Тор тоже подсох и я собираю квасник из частей

Отвестия под носик и горло уже прорезаны. Приделываю носик, вырезаю из пласта крылья и приклеиваю их на шликер .

Оказывается крылья надо как-то выровнять одно относительно другого! тклеиваю одно крыло. Вырезаю заново ( хорошо. что сделала выкройку из бумаги ) , приклеиваю заново и стараюсь придать им одинаковую форму. Почти получилось.Украшаю носик перьями, приклеиваю горло на шликер. Ноз квасника держу в пакете, чтобы не подсыхал , мне ведь ещё ножку приклеивать и ручку. А вот место для ручки забыла в пакете держать. Но оно не успело пересохнуть. Фух

Формирую ручку и хорошенько приклеиваю. Укрепляю жгутами в местах соединения, примазываю. Форма ручки не нравится. Отклеваю, зачищаю место, снова делаю ручку. Снова не нравится, хотя делаю по выкройке. С тертьего раза понравилось не до конца. но не пойму никак что не так и оставила.

Теперь нужно собрать из двух частей ножку и установить квасник так, чтобы он не падал.

Добавляю к ручке завиток внизу и жгутами украшаю горловину и ножку. Вот, что получилось в сборе.

Иду отдыхать до завтра На следующий день украшаю.

Мне нужно сделать птице хвост из перьев, кроме того я хочу украсить тулово квасника рельевным рисунком, чтобы подчеркнуть красоту глазури. Делаю выкройку из бумаги для перьев хвоста, ведь они с обоих сторон тоже должны быть одинаковыми. Вырезаю, приклеиваю, украшаю тулово завитками. Посокльку я с глазурями не работала до этого, то я не знаю достаточно ли такой глубины, но мне кажется, что достаточно.

Смотрю на свой квасни - чего-то в нем не хватает. не пойму чего. Смотрю на картинки квасников и понимаю, что нужны перегородки, котоыре соединяют носик и горло и ручку и горло. Делаю перемычки и пимпочку на крышке. Ну вот! Теперь и ручка нравится наконец-то. И квасник приобрел законченный вид.

Теперь он отправляется в сушку. Мелкие детали я отдельно заматываю пищевой пленкой, чтобы они не пересохли. Ведь они будут сохнуть быстрее, чем тулово.Убираю квасник сохнуть в пакетах в шкаф и подпираю его другими горшками, чтобы он не грохнулся, если шкаф ткто-то случайно толкнет.

Через пару дней сниму пакеты, чтобы сохли крупные детали, а потом сниму пленку, чтобы подсохли мелкие. Через 10 дней отправлю в первый - утильный - обжиг.

Итак квасник досох и треснул Заделала трещину бумажной глиной с уксусом и отправила в шкаф подсушить трещину.

Достаю его из шкафа , упаковываю, чтобы везти на обжиг и...задеваю перемычку у ручки и отламываю её. Пытаюсь ещё приклеить обратно и ломаю её совсем. Пришлось убрать и перемычку у носика тоже. Зачищаю места, где они были приделаны.Теперь он выглядит не так красиво, но я решаю обжечь его, ведь это все равно первая проба.

Везу в обжиг.

Обжиг буду делать на 1000 С в 30 литровой печи в обычном режиме. По 100С в час до 600 С и дальше по 200 в час до 1000С. Я ещё никогда не обжигала изделия с выступающими деталями и не знаю как его установить в печи. Но установила у стенки. Всю ночь волновалась как он там, с утра приехала забирать, а в печи случился недожег по неизвестным причинам. обнаружила я его только дома, когда стала изделия мыть, а они мажутся.

Переобожгла в другой партии снова на 1000 С., но трещина в тулове не заделалась и квасник течет. Я конечно рассроилась, но решила продолжить тесты с глазурью...и уронила крышку и разбила

После первого обжига. На второй картинке видна трещина внизу тора и поптыки её заделать.

Но тут я купила гжельские глазури, и среди них Зеленая русская. Я когда её увидела. то сразу подумала - вот то, что я хотела бы для моего квасника.

Вот так она выглядит на сайте Гжели

Я покрыла квасник внутри белой эмалью.  Но никак не могла понять хорошо он этой эмалью внутри покрылся или нет, ведь не видно же ничего. Вылила эмаль через носик, аккуратно подчистила губкой горло. И стала покрывать его снаружи Зеленой русской.

Это фото с другого раза, тут я развожу белую прозрачную глазурь, но обычно оно выглядит как-то так.

Оказалось, что вообще не понятно как его поливать. ведь он фигурный и глазурь стекает черти-как Заливается внутрь, портит эмаль! Ложится неровно. Смыла все в баночку. Развела глазурь пожиже. Покрыла. Она вся вообещ стекла. Покрыла вторым слоем, она стекла пятнами Покрыла третьим...смыла. Подправила эмаль на горловине. Покрыла наконец поливом тремя слоями

Решила поэкспериментировать и подкрасила с одной стороны квасника перья охристой глазурью и медной.

Отправила в политой обжиг на 1050С, с выдержкой 15 минут в конце. Ожидаю достать зеленый квасник с желтыми разводами

Достаю. Тадам!

Глазурь оказалась коричневой, но блестящей и красивой ( на фото цвета немного изменились, из-за плохой камеры и освещения ), если бы не запузырилась. Много прыщей и наколов, а на ручке одни сплошные пузыри. Цвет все равно не очень ровный, каой-то не сочный. И трещина не заплавилась глазурью, хотя я надеялась. Но квасник протекает, жаль .

Зато видны завитки на туловище, медная глазурь ( голубые пятна ) и охра ( желтые пятна ) на хвосте вышли очень красивыми. И , несмотря на все казусы, я ужасно довольна.

Какое-то время продолжаю изучать как справляться с деффектами глазурей с помощью режима обжига. И снова квасник отправляется в печь. теперь он будет долго обжигаться до 1050 С с длинной выержкой в час на 1050С, медленным контролируемым остыванием - конус в час - и длинной выдрежкой на предполагаемой мной температуре начале плавления глазури ( чуть даже ниже ) - на 900С. . предполгается. что это поможет мне справитсья с прыщами и наколами ( мелкими дырочками на глазури ), и сделает поверхность глазури ровной и гладкой и красивой.

И так и есть!

Вот , наконец-то квасник приобрел человеческий вид. Претерпев множество трудностей и лишившись множества частей себя А в последнем обжиге в итоге заплавилась трещина и квасник перестал протекать , но белая эмаль внутри так растеклась, что заплавился и носик - слив ))

Вот что в итоге получилось.

Надеюсь было интересно и весело

Комментарии
Комментариев пока нет