Ладаница и история ладана
Слово Ладан теперь синоним благоухания, про все что хорошо пахнет можно сказать благоухает как ладан. Одним из древнейших фимиамов, судя по дошедшим до нас историческим источникам, является ЛАДАН. Так что же это такое, ЛАДАН?
О ладане определенно говориться в Библии, в книге ИСХОД, собственно там содержится один из первых в истории рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать:
34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну,
35. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый чистый, святый;
36. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас.
37. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа.
38. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребиться из народа своего.
В Библии вещество, именуемое «чистый Ливан» и есть «Ладан» в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем, то чем кадили в христианской церкви стало называться одним словом ладан. Не известно, изготавливают ли сейчас где-либо ладан по библейскому рецепту. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов. Хотя многие люди думают, что это что-то одно.
Настоящий ладан — это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии в Восточной Африке и Индии. Латинское название его — Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому что называется ладаном. Желательно сразу договориться, что ладаном мы будем называть смолу дерева Boswellia Carteri, произрастающего в Аравии.
К остальным же видам и сортам ладана мы будем добавлять определение: «индийский», «иерусалимский», «росный», «африканский» и т.д. Для большей точности приведу небольшой список латинских названий растений и название продуктов производимых ими, так дерево — Boswellia carteri производит «настоящий», «Чистый» или «Аравийский ладан». Следующее и самое близкое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera — растущая в Сомали и Эфиопии дает «Сомалийский» или «Африканский ладан» иногда его еще называют «Абиссинский ладан».
И наконец дерево растущее в Индии и Персии Boswellia Serrata доставляет «Индийский ладан». Но честно говоря по запаху своему при воскурении оно раза в три уступает первым двум и попало в эту компанию только из ботанических соображений, да по внешнему сходству смолы.
Родиной настоящего ладанного дерева считается Южная Аравия а именно долина Дуфар в Хадрамауте Южная часть Аравийского полуострова. Сомали же, Судан и остров Сокотра доставляют «Африканский ладан».
Но как выглядит сам ладан?
Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розоватого, иногда встречается с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый но не сильный.
В начале XX века Ладан добывали так: в феврале или марте делают на стволе и ветках дерева надрезы, из которых вытекает сок похожий на молоко Смола вытекает довольно продолжительное время покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком.
Тогда собирают засохшую смолу с дерева и земли. Затем попадающий в Европу товар тщательно отбирают, разделяя на два сорта: Отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Olibanum in sortis.
Отборный ладан представляет круглые или продолговатые куски, подобные каплям, светло-желтые или розоватые, с восковым блеском, сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения, друг об друга, обладают приятным бальзамическим, терпким запахом и вкусом: при растирании превращаются в порошок белого цвета.
Второй сорт представляет собой менее чистые, более крупные и темные куски. Он в последствии часто используется для приготовления «составного ладана».
В настоящее время в Дофаре юго-западном районе государства Оман ладан добывают таким образом: на дереве делают зарубки в конце марта. В последующий за этим дождливый сезон, сок поднимается по стволу и вытекает из зарубок. С одного дерева собирают до 400 грамм ладана.
Нельзя не сказать о традиции ладановарения, то есть о приготовлении ладана из нескольких компонентов. В православных монастырях русской, греческой, румынской Церкви, на Старом Афоне в Греции - почти в каждом имеется свой рецепт приготовления ладана, который держится в секрете. Существует, например, ладан «Студитского монастыря по Оптинскому рецепту», «Охридского болгарского монастыря», румынского монастыря «Брынковяну». Очевидно, что традиция «ладановарения» существует давно и центром этой традиции в настоящее время являются монастыри Старого Афона.
Качество ладана приготовленного в этих монастырях изумительно что ж, это и понятно его составляют монахи, а когда человек достигает определенного духовного уровня он уже ничто не может делать плохо.
Печалит одно как бы эта традиция не потерялась из-за теперешних трудностей на Старом Афоне. В монастырях там сейчас не очень людно, не то что век-два назад.
Как «варят» такой ладан, то что называют этим именем, как правило, многокомпонентное вещество в котором иногда может присутствовать часть настоящего ладана, а может и не присутствовать. Часто такой составной ладан делают из смол местных деревьев: фисташки, можжевельника, сосны, с добавлением эфирных масел, к примеру, розового.
Кстати, в составных ладанах используют настоящий ладан низкого сорта, тот что в порошке. Так, например, делают ладан известный у нас среди православной паствы и духовенства под названием «Иерусалимский». Его привозят обычно из Иерусалима, в виду своей дороговизны он достаточно редок. Это небольшие подушечки 5-8 мм в диаметре, розового цвета обсыпанные снаружи порошком из смолы. При воскурении их можно услышать нежный запах розы. По сообщению Д. Перлова его делают в Иерусалиме для армянской церкви и приобрести его можно там в Армянском квартале, поэтому будет также справедливо называть его «армянский ладан». Интересно, что еще Ксенофонт живший в третьем веке до Р. Х. лестно отзывается в своей книге «Анабазис» о душистых благовониях, изготовлявшихся в Армении. Возможно традиция приготовления этого «армянского ладана» очень древняя.
К сожалению, ладанное дерево очень прихотливое оно растет на высоте около двух тысяч метров при определенной влажности и температуре и вырастить его где-либо кроме мест его привычного обитания не удавалось нигде, даже в теплице.
Придя на службу в православную церковь в праздник, вы сможете узнать как пахнет настоящий «ладан», его, любящий свою паству священник, припасает специально для такого случая, в коробочке от леденцов, прячет глубоко в складках своей рясы и в особо торжественный момент кладет в кадило.
Именно запах такого ладана создает во время службы особое, приподнятое настроение у прихожан и клира. Он служит при этом для всех присутствующих камертоном, с помощью которого соотносятся общие чувства и мысли.
Молитвы же вместе с благовонными клубами поднимаются ввысь под церковные своды и далее на небеса. Так и звук молитвы будто бы исчезает, растворяясь в воздухе, но оставляет вокруг себя «аромат праведности и любви».
Ладан воскуряется на древесном угле, который является тихим и незаметным спутником, но без которого вознесение к небесам не возможно.
Что касается угля, у нас в России предпочитают березовый древесный уголь, который сгорая почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же целей, используют уголь, получаемый из виноградной лозы.
А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь. На его основе с добавлением ладана и других ароматических смол делались курительные свечки позже известные у нас в России под именем «монашенок».
В обиходном словаре у русских достаточно слов связанных с ладаном и приспособлениями для его хранения и употребления, так например — «Ладанницей» назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также «Ладанная курильница» которая ставилась перед иконами, обычно ее делали из меди в виде шара, с крестиком на верху. Такую информацию можно найти в «Словаре русского языка» составленного В. Далем. правда Даль немного ошибается определяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это как известно можжевельник.
Вообще во времена Даля в России не было четкости в ботаническом определении производителя ладана например, Энциклопический словарь А. Старчевского изданный в С. Петербурге в 1853 году. Из главы «Ладан» посылает читателя в главу «Бальзам» и там в числе естественных бальзамов, упоминает: «гальбан, смирна, бделий, росный ладан, стиракс». И все на этом следы настоящего ладана здесь просто теряются.
Наверное автор подумал: «Потом отдельную статью напишу.» Да видно забыл. Через тридцать лет уже в энциклопедическом словаре «Гранат» ладан определяется правильно, это смола производимая деревом Босвеллия. Кстати, написал эту статью о благовониях для словаря — о. Павел Флоренский!
В средние века известны были в России «Ладанные книги» в них вписывались расходы на ладан и облачение, которые отпускались из казенного приказа в разные московские и иногородние церкви, а также к государю и царице. Главный интерес представляется куда, в какие монастыри и церкви посылали ладан и облачения, а также сведения о лицах которые являлись в приказ за получением этих вещей. Книги эти относятся к царствованию Алексея Михайловича и хранятся в архиве московской оружейной палаты.
В Новгороде в начале восемнадцатого года в «весчей» книге мы находим запись за 1714 год: «Ладан — 7.75 пудов общей суммой 78 рублей». Вероятно, это цифры годового потребления ладана в Новгороде и окрестностях, всего 124 килограмма, цифра не маленькая. Связано это с тем, что настоящий ладан дорог, также долгое время при советской власти ладан практически не употребляется прихожанами и священниками в домашних службах, в домовых церквях, как это было раньше. Надо отметить, что духовенству было запрещено совершать молебны, погребальные ритуалы вне стен церкви, что тоже уменьшало количество потребления ладана.
И теперь читатель может спросить вот такая замечательная вещь ладан, где же его настоящий достать, действительно это проблема. Но Господь позаботился обо всех народах и каждый может найти в окружающей его природе нечто подобное.
У нас в России «лесным ладаном» называли смолу сосны. Также хороши смола лиственницы, кедра, можжевельника и ели. Любой желающий может собрать эти смолы и смешав их класть на угли, в городе очень заметно становится их действие.
Любому верующему человеку, будет приятно получить в подарок коробочку ладана. Но все коробочки с ладаном одинаковые и простые, поэтому я сделала красивую шкатулочку для хранения ладана с иконой преподобного Серафима Саровского
А ведь можно дарить такие шкатулочки для ладана с именными иконами, т.е. с небесным покровителем того человека, кому будете дарить, это вдвойне приятно! Принимаю заказы…