История мыла. Мыльная Русь. Часть 3

История мыла. Мыльная Русь. Часть 3 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Первая часть

Вторая часть

история мыла

С древних времён на Руси люди имели привычку регулярно ходить в баню, куда брали с собой щёлок. Бани раньше топились по-черному, и во время мытья сходило семь потов. Мыло научились делать ещё в допетровскую эпоху из поташа и животных жиров. Целые деревни занимались «поташным делом»: срубленные деревья жгли в котлах прямо в лесу. Из золы делали щёлок, при выпаривании которого получали поташ. Мыло стали варить не только ремесленники, но и простые люди в домашних условиях. Мастера-мыловары появились лишь в XV веке. Особой популярностью пользовались валдайские и костромские мастера. 

мыло

Во время правления Петра I мыловарению уделялось немалое значение: целые поля были отведены под растения, которые использовались в качестве компонентов; поташ начали смешивать с животными жирами для изготовления твердого мыла.

натуральное мыло

Однако, к сожалению, до середины XIX века промышленное мыло оставалось не только весьма непривлекательным, но и содержало следы необработанной щелочи, раздражающей кожу. Были случаи выпуска мыла, которое имело настолько высокое процентное содержание жиров, что кожа после его использования становилась сальной. Значительно позднее мыловаренные фабрики научились использовать отдушки для приятного аромата и заморские масла — пальмовое, кокосовое. Это значительно увеличило потребительский спрос.

мыловарение

Промышленное производство мыла было налажено при Петре I. В XVIII веке знаменитым на всю страну было мыло, изготовленное на фабрике в городе Шуя — об этом говорит брусок мыла, расположенный на гербе этого города. Его готовили на миндальном и коровьем масле, с духами и без них, белое и цветное. Такое мыло считалось лучшим после итальянского.  На известной московской парфюмерной фабрике изготавливали фигурное мыло. 

история

В связи с особыми экономическими условиями, первые мыловаренные фабрики стали появляться в России лишь в XVIII веке. В Москве на тот момент было известно две: в Новинской и Пресненской частях. К 1853 году в Московской губернии их число выросло до восьми. Потребителями мыловаренных заводов стали многочисленные суконные, ситценабивные и красильные фабрики.

С 1861 года переехавший в Россию Анри Брокар успешно занимался созданием мыла и духов. 

Брокар стал выпускать мыло для детей с изображением букв русского алфавита. Этот ход помог фирме выделиться и стать известной. Затем появилось фигурное мыло с необычными для того времени названиями: мыло «Шар», мыло «Огурец». Брокар придумал также такие сорта мыла, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» (оно было одним из самых дорогих), они были популярны среди наиболее богатой и требовательной публики.

Постепенно мыловаренные фабрики стали распространятся повсеместно и приобретает размеры заводов. Мыло становится таким, какое мы знаем сейчас. Пусть не особо полезное, но дешевое. Наверно самое легендарное у нас — хозяйственное мыло, которое долго использовали и для стирки и красоты. Некоторые до сих пор рекомендуют намазывать лицо на ночь хозяйственным мылом, польза от этого весьма сомнительная.

Всем известное выражение менять «шило на мыло», оно пришло к нам с далеких времен. Чтобы легко и аккуратно проколоть кожу шилом, в старину приходилось его намыливать, так как оно было сделано не из нержавейки и поэтому как правило было немного заржавленным, а следовательно, шершавым. Поэтому поменять шило на мыло означает поменять одно необходимое на другое, то есть совершить бессмысленную трансакцию: работать-то все равно нельзя.

Выражение «намылить шею» в русском языке означает кого-либо обругать, побить, наказать. В японском языке это означает признать свою неправоту и быть готовым искупить ее ценой своей жизни.

В 1930-х годах на американском радио появились многосерийные программы с незатейливыми слезоточивыми сюжетами. Их спонсорами выступали производители мыла и других моющих средств, так как основной аудиторией этих программ были домохозяйки. Поэтому за радио, а впоследствии и телесериалами закрепилось выражение «мыльная опера».

Английская пенсионерка Кэрол Вон коллекционирует мыло с 1991 года. В её собрании есть образцы практически из всех стран мира. И на данный момент у Кэрол хранится более 5000 кусков самого различного мыла!

Крупная коллекция мыла принадлежит американцу Альберту Блаустейну. Его коллекция насчитывает 1400 кусков мыла из разных гостиниц мира и хранится в подвале его дома в чемоданах.

Самое дорогое в мире мыло — COR SILVER SOAP - 12-14 долларов за 10 граммов, 125 долларов за 120 гр. этот простой маленький кусок мыла стоит большие деньги из-за содержащихся ингредиентов — Cor soap содержит серебро и четыре вида коллагена, в том числе морской коллаген из Франции.

Мыло, как сыр и вино, тоже должно дозревать. И с возрастом, как ни странно, мыло тоже становится лучше. «Старое» мыло нежнее, оно более пенное, меньше раздражает кожу.

То мыло, которое мы знаем и любим сегодня, является потомком древнего арабского мыла. Арабское мыло делали цветным и ароматизированным, часть мыла производили в жидком виде. Также имелось специальное мыло для бритья. Такое мыло для бритья было продано за 3 дирхама (0,3 динара) в 981 году н.э. Персидский химик Аль-Рази написал целую рукопись с рецептами древнего мира. Эту древнюю рукопись обнаружили в 13 веке, в ней написаны подробные рецепты древнего мыла, как например такой: взять кунжутное масло, смешать с щелочью, водой и соком лайма, и варить на огне.

Надеюсь, эта статья была вам полезна и вы узнали что-то новое о мыле.

Комментарии (4)
Вещи из СССР 05.08.2017

Спасибо за интересную информацию!

Спасибо. Интересная информация.

Отличная статья. Спасибо. Было познавательно{#}

МыЛенка 02.08.2017

спасибо большое