Что такое «друза» и существуют ли «агатовые друзы»?

Что такое «друза» и существуют ли «агатовые друзы»? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Разглядывая замечательные творения мастериц, очень часто натыкаешься на словесные несуразности типа, «друза агата». Как будто резанет по уху и очарование испаряется, как буд-то заглянул за ширму последнего шатра на восточном базаре. Сказка заканчивается, когда по незнанию употребляется смешной или несуразный термин. 

Почему-то, люди, работающие с камнем, могут позволить себе не знать элементарных вещей, искажая смысл и неся несуразицу в массы. Можно отгородиться фразой "я не специалист в камнях" и взятки гладки. Нет, люби друзи, как любил говаривать один любитель аметистовых жеод, выбившийся в президенты. Если ты работаешь с камнем, его нужно уважать, а, значит, вникнуть в элементарную терминологию, которой дети в кружках Юных геологов владеют в совершенстве.

Так что же такое «друза» и существуют ли «агатовые друзы»? 

друза

Перед вами на фото классическая друза. Друза — это срастание  или нарастание РАЗНОНАПРАВЛЕННЫХ кристаллов в природной пустоте скального массива (полость, занорыш). Именно этот смысл вкладывается в это понятие. Кристаллы могут быть как одного, так и разных минералов, но «торчать» они будут в разные стороны.

Агат — это одно из проявлений в природе минерала халцедона. Халцедон не образует кристаллов от слова «вообще». То есть, «друза агата» — понятие несуществующее, или, попросту, искаженное. Так что же тогда мы видим на первом фото? Это — жеода (маленькие называют «жеодками») — пустота, остающаяся при зарастании кристаллическим веществом (в эпоху остывании магмы на изрядной глубине). Стенки таких пустот, как правило, устланы щеточкой кристалликов кварца (возможны и любые другие минералы). «Щеточка» означает, что кристаллики при ближайшем рассмотрении растут параллельно на плоской подложке.