Что такое «друза» и существуют ли «агатовые друзы»?

Что такое «друза» и существуют ли «агатовые друзы»? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Разглядывая замечательные творения мастериц, очень часто натыкаешься на словесные несуразности типа, «друза агата». Как будто резанет по уху и очарование испаряется, как буд-то заглянул за ширму последнего шатра на восточном базаре. Сказка заканчивается, когда по незнанию употребляется смешной или несуразный термин. 

Почему-то, люди, работающие с камнем, могут позволить себе не знать элементарных вещей, искажая смысл и неся несуразицу в массы. Можно отгородиться фразой "я не специалист в камнях" и взятки гладки. Нет, люби друзи, как любил говаривать один любитель аметистовых жеод, выбившийся в президенты. Если ты работаешь с камнем, его нужно уважать, а, значит, вникнуть в элементарную терминологию, которой дети в кружках Юных геологов владеют в совершенстве.

Так что же такое «друза» и существуют ли «агатовые друзы»? 

друза

Перед вами на фото классическая друза. Друза — это срастание  или нарастание РАЗНОНАПРАВЛЕННЫХ кристаллов в природной пустоте скального массива (полость, занорыш). Именно этот смысл вкладывается в это понятие. Кристаллы могут быть как одного, так и разных минералов, но «торчать» они будут в разные стороны.

Агат — это одно из проявлений в природе минерала халцедона. Халцедон не образует кристаллов от слова «вообще». То есть, «друза агата» — понятие несуществующее, или, попросту, искаженное. Так что же тогда мы видим на первом фото? Это — жеода (маленькие называют «жеодками») — пустота, остающаяся при зарастании кристаллическим веществом (в эпоху остывании магмы на изрядной глубине). Стенки таких пустот, как правило, устланы щеточкой кристалликов кварца (возможны и любые другие минералы). «Щеточка» означает, что кристаллики при ближайшем рассмотрении растут параллельно на плоской подложке. 

То же самое и с «друзами аметиста». Аметист в друзах бывает. Например, месторождение Вера-Круз в Мексике. Длинные бледные кристаллы причудливо срастаются друг с другом в риолитовых полостях. Это аметистовая друза:

жеода

Но такие срастания исключительная редкость на нашем небогатом камнем рынке. В 99,99% случаев мы видим аметистовые жеоды (полости, устланные внутри кристаллами аметистов) либо их сегменты (фрагменты) — аметистовые щетки. Такого материала в Бразили добывается тысячи (!) тонн ежегодно — от 10 см до 10 м размером, при добыче или распиловке значительная часть раскалывается на отдельные фрагменты — щетки. 

На фото выше — кристалл аквамарина. Его никто не вытачивал — это и есть таинство природы, которое называется кристаллом — природное геометрическое образование, присущее только данному минералу, благодаря его кристаллической решетке. Говоря слово «кристалл», во всем мире подразумевается ПРИРОДНОЕ геометрическое образование, а не выточенный из глыбы карандаш или отлитые в формы стекляшки (Сваровски). Граней может быть меньше (сколоты при добыче или "съедены" кристаллами-соседями), они могут быть сбиты. Но, если виден хотя бы фрагмент одной природной грани — только тогда можно говорить о КРИСТАЛЛЕ.

Очень часто мастера акцентируют внимание на прилагательных «природный» и «натуральный». К таким эпитетам нужно относиться критически, поскольку более чем в половине случаев это не соответствует истине и неясно, почему мастера применяют эти определения, даже когда ребенку ясно, что перед ним стекло. Откуда, скажите люди, у вас убежденность, что вы продаете природные ограненные камни по 35 или 165 рублей за штуку (карат, этак в 15) ?! Честное слово, наворачиваются слезы радости за будущих владельцев «розовых топазов», «раухтопазов», «горных хрусталей»... Драгоценности, однако, за сущие копейки! 

Также советую осторожно обращаться с термином «циркон». Граждане ювелиры привнесли свою лепту в культуру употребления названия замечательного минерала. Цирконы, существующие на нашей планете, в 99,99% случаев непрозрачного коричневого цвета (гиацинты). Очень редко голубого, желтоватого, бесцветного или красноватого цвета. Промеж ювелирами цирконами принято называть фианиты, или кубическую окись циркония — искусственный материал, не имеющий ни малейшего отношения к минералу циркону. Хорошо бы соблюдать правильность терминологии.

Еще несколько иллюстраций на тему жеод:

Свежедобытые бразильские жеоды аметиста перед тем, как их обмажут цементом и ровненько спилят край.

Жеода довольно редкого минерала вульфенита.

Азуритовая жеода.

Жеода целестина, Мадагаскар.

Кальцитовая жеода с кристаллом серы. Это из-под Самары.

Цеолитовая жеода (стильбит), штат Махараштра, Индия.

Комментарии (55)

Значит, срез агата ,если в нем присутствуют кристаллические образования, правильно будет назвать "агат с жеодкой кварца " ?

Если "дырки" нет - называется "кварцевое ядро". Наличие "дырки" с кристалликами любой величины - жеода или жеодка (от размера).

Спасибо!!! Очень интересная статья!

америку открыли) есть друза агата,аметиста.итд перечень большой.

Статья написана специально, чтобы разъяснить, что "друза агата" - бессмыслица, абракадабра.

Спасибо за статью! Очень наглядно все объяснили.
Увы, чем больше информации в соцсетях, тем ниже ее качество! Меня, к примеру, бесит когда говорят: «Вот эти изделия из фарфора, а эти – из керамики...». Но ведь фарфор – это вид керамики!!! Я профессиональную терминологию!

Кстати сказать, в Праге в Национальном музее очень большая коллекция камней и минералов. Мы там несколько часов провели. Хотелось бы дольше, но очень устали.

Спасибо , очень нужная информация . Покупаю камни на eBay и каких только названий там не увидиш , всё ради продажи. Конечно самому нужно хорошо разбираться , что перед тобой , не смотря на фантаию продавца , но это не сразу , нужно опыт наработать . Благодаря таким статьям , знаний прибавляеться . Хотелось бы ещё подобных статей . А фото вообще полный обпад.

Деда Миша 03.08.2017

Замечательная статья. Очень доступный человеческий язык. А камни то какие......

Евгения 03.08.2017

Спасибо{#}Интересная статья и обсуждения, и очень понравился магазин{#}

Местами жестковато, но познавательно. Надеюсь, что инфра мне пригодится, хотя слово "друза" звучит продаваемее, чем "жеода". Надо претензию направить к родоначальникам названий{#}

А если серьезно - меня возмущает когда подделку под чароит называют натуральным чароитом, и цену соответственную ставят. Не знаю, почему именно за чароит так обидно, может потому что он уникальный и пока еще неоценен по достоинству. С уважением - Ольга

Ermine 03.08.2017

С учётом того, что периодически описывают лечебные свойства камней, то использование "торговых названий" - это цветочки.

Не поняла, почему агат не образует кристаллов. Слоистая структура не мешает быть кристаллом. Просто специфическим в понимании обывателя. Правильно всё же, что не образует крупных кристаллов, являясь поликристаллической структурой.

Кристаллов не образует халцедон. Соответственно, агат тоже не может быть в кристаллах, поскольку агат - это больше даже не разновидность, а агрегат выполнения (слой за слоем) миндалин в вулканических (эффузивных) породах. Кстати, плотность слоев неоднородна и имеет довольно сложное (трубчатое на микроуровне) строение, плотность и пористость, что и позволяет окрашивать их солями различных металлов. Часто в агатах мы видим абсолютно белые прослойки, не поддающиеся окрашиванию (их четкая полосчатость переводит агаты в разряд ониксов) - это кварцин - еще одно из состояний кремнезема.

Отличная статья, большое спасибо! И я считаю "наезд" вполне обоснованным. Ответственность за неверные названия несёт именно тот, кто продаёт изделия непосредственно конечному потребителю, то есть - мастер.

И ещё. Нужно заметить, что в минералогии вообще много запутанных понятий. Например, лабрадор и лабрадорит. Лабрадорит - это лабрадоросодержащая порода, а лабрадор - непосредственно камень, уже отделённый от породы. А в торговле оба эти названия используются для обозначения камня. Аналогично - серпентин и серпентинит. В общем, ждём продолжения!)))

Беда в том, что геммологическая безграмотность многих мастеров зашкаливает, причина часто именно в этом. А учиться не хотят{#}

За лабрадор скажу еще больше. Держите крышу {#}. Лабрадор - термин, не признаваемый международной геммологией. Они там наш лабрадор называю лабрадоритом, а наш лабрадорит - лабрадорититом. Сколько копий с ними сломано в этих спорах..

спасибо за информацию!

Как все это близко...торгаши действительнльно оборзели... Называют чем хочешь что хочешь, при этом не думая ни о чем.

вместо того ,что-бы помогать производителю встретиться с покупателем делают все,что-бы этого, упаси,господи не проризошло. результат мы видимтут и друзы агата и фионит не тем обозванный, и бриллианты Сваровски))) стеклянные..

За статью спасибо, люблю камни,не обрабатываю
, просто люблю на них смотреть

Спасибо за ликбез! Красивые фото.

Вышивка (Natahari) 01.08.2017

Спасибо за статью,очень познавательно особенно малограмотному в этой области человеку.Дочка (8 лет )увлекается этой темой ,а я ни в зуб ногой ,вот теперь объясню ей и покажу интересные фото.

Вот почему я так люблю своих поставщиков камня. Влюблённые в своё дело геологи и геммологи. Придёшь к ним хомяка покормить, а тебе каменных диковинок насыплют, расскажут про каждый, друзу щеткой не назовут)) Положишь камешки, любовно завёрнутые в пупырку каждый, в сумку, и как-то на душе спокойно. Крашеное нечто не попадёт в продажу. Хотя ничего против не имею, если вещи названы своими именами, мутный трещиноватый корунд тоже оживает в умелых руках.
Светлана 01.08.2017

Ой, как я люблю подобные статьи!

Я не мастер, на ЯМ я только покупатель.

Дорогие мои мастера, хочу разочаровать некоторых из вас, но вы ОБЯЗАНЫ знать, что используете в своих изделиях. Потому что вы ответственны за использованные в ваших работах материалы. Меня совершенно не интересует, где и у кого вы покупали тот или иной камешек, но я хочу быть уверена, что плачу за настоящие бирюзу или авантюрин. И постараюсь приложить все усилия для того, чтобы понять перед покупкой, насколько тот или иной мастер заслуживает доверия. А публикации такого рода и обсуждения после них только помогают в этом.

Фраза "Халцедон не образует кристаллов от слова «вообще»" меня порвала. Хохотала долго)) Надо взять на вооружение{#}

Правильно я поняла (с камнями дело не имею и почти ничего о них не знаю), что, например, кулоны из камней с дырочкой по середине это жеод???

П.С. Фото волшебные!

Жеода (жеодка) - женского рода. В "дырочке" еще должны быть кристаллики по стеночкам, иначе на "жеоду" не потянет.

Понятно) Спасибо!

Отвечу всем. Я - за интерес к теме, поиски, изучение и понимание. И - против сознательного искажения и игнорирования очевидного, передергивания фактов, умалчивания и бездарности. Всегда есть соблазн "забыть" написать приставочку "раух" перед словом "топаз" - это конвертируется в наличные быстро и ощутимо. Думаю, что лучше 20 грамм Hennessy, чем литр бормотухи.

Спасибо за статью и красивые иллюстрации.

Фото прекрасные, материал полезный, но можно было бы более дипломатично высказаться.

За статью спасибо! {#}
А за наезд обидно. Не мастера виноваты, что продавцы, которые как раз должны разбираться в своем товаре, неправильно обозначают камни, которыми торгуют.

Ольга, возражу - мастера должны разбираться в материалах, которые они используют в работе.

Вы поднимаете очень интересную тему! Но из-за изящного и местами довольно жесткого стиля повествования, не могу не указать вам на то, что в данной фразе:

Говоря слово «кристалл», во всем мире подразумевается ПРИРОДНОЕ геометрическое образование

некорректно употреблен деепричастный оборот. Поскольку статья начиналась с того, что взявшись за дело, нужно разобраться во всех его тонкостях, то, раз уж вы взялись за написание статьи... :)

Но на самом деле, вы рассказали много интересной информации - моя сфера с этим мало соприкасается, но для общего образования точно пригодится!

Ну куда же мы без ликбеза!!! Спасибо, что заботитесь о нас!

Повышаем литературное качество, научное и художественное уже на высоте =)

m'art Украшения 03.08.2017

Браво, Александра! Русским языком владеют не все, но обучают многие)

MariyaYakovleva 31.07.2017

Большое спасибо!

Странный наезд на мастеров!!!! Если хотите кого-то поучать, так обращайтесь к поставщикам материалов...как они обзывают камешки, так мы в описаниях и указываем. И я говорю даже не о местных обитателях, а о крупных интернет- магазинах, типа "Кабошон"

Открою маленький секрет {#}. Люди, не говорящие даже на английском языке продадут Вам нужные камни еще дешевле, чем конечные поставщики. В детстве и я так делал - искал на планете дыру, где-нибудь в джунглях, где "то, что нужно" добывают, а значит (по неокрепшему тогда разумению) и цены минимальные... С тех пор прошла четверть века, а некоторые названия так и не переведены на русский язык.

Например, tigereisen (нем.) - всем известный камень. Как это по-русски?

тигровый глаз?

Нет. Прослойки тигрового глаза в этой породе могут быть, а могут не быть. Это метморфизованные пропитанные окислами железа аргиллиты и алевролиты с прослойками гематита и тигрового глаза. Расшифровка понятна, но названия нет. Кто не морочится - называет "тигровым железом" - дословный перевод.

Татьяна 8 января

Вот бы фотографию его посмотреть! Если у Вас есть, поместите, пожалуйста, ее

Склько угодно.

Татьяна 8 января

Спасибо. Теперь точно знаю, что это у меня. Приобретала с ярлычком "джеспилит".. Дома рассмотрела, сильно засомневалась. Так и лежат они у меня, неопознанные. Поэтому и в работу не пускала.

Все правильно, такое джеспилитом назвать проще всего. По крайней мере, ближе всего к нему.

Elena 12.09.2017

А может мастерам бы не возмущаться, а взять статьи такие на заметку? Как можно не изучать материалы используемые в работе?

Как покупатель, в случае получения украшения с камнем не соответствующим описанию, а то и вовсе стеклом/пластиком, свои негативные отзывы я буду адресовать именно мастеру, И мне будет совершенно не важно под каким названием, где, у кого и за какую цену мастер прирбоел материалы. Ибо как покупатель я выбираю работу именно по описанию составленному мастером.

Какие красивые фото {#}. Спасибо за интересный материал

НИИБИЖУ 30.07.2017

Читала публикацию и удивлялась, неужели кто-то не знает, что такое друза, жеода и кристалл?

Однако в собственном магазине обнаружила "агат с друзой" {#} Исправила. Спасибо! {#}

Мила 02.08.2017
image )

Как то довелось, так сказать живьем повидать аметистовые жеоды! Была просто поражена!))) Правда тогда я понятия не имела, что они называются жеодами!{#} Теперь вот знаю!)) Спасибо за интересную информацию!)

IronDuck 30.07.2017

Тут стало обидно)
"Также советую осторожно обращаться с термином «циркон». Граждане ювелиры привнесли свою лепту в культуру употребления названия замечательного минерала. Цирконы, существующие на нашей планете, в 99,99% случаев непрозрачного коричневого цвета (гиацинты). Очень редко голубого, желтоватого, бесцветного или красноватого цвета. Промеж ювелирами цирконами принято называть фианиты, или кубическую окись циркония — искусственный материал, не имеющий ни малейшего отношения к минералу циркону. Хорошо бы соблюдать правильность терминологии."

Приклеили эти термины "граждане торгаши".
Также как "швензы".

Думаю, что не ошибся, насчет ювелиров. Поначалу жаргон был "финики" (фианиты). Впоследствии, при падении "железного занавеса" на фабрики хлынул поток вставок из аналогичного материала, который "там" не очень широкоглазые производители поголовгно называют "цирконами". Да даже если и называли верно (кубическая окись циркония), так мудреное сочетание так же и сокращали. Так что массовый старт этому дали именно фабрики и работающие на них ювелиры. Естественно, в торговых сетях воспользовались звучным термином, позволяющим маскировать искусственное происхождение блестящих вставочек...

IronDuck 31.07.2017

Ошиблись)
Есть "продажники" на так называемых "фабриках" (кстати ,никто из ювелиров так своё производство не называет) вот с них и спрос: что написать на бирке изделия и в рекламе.
"...фабрики и работающие на них ювелиры." Прочитал фразу и представил; к ювелиру подходит начальник, и спрашивает :" Слышь, Иваныч ,как "камни" назовём?" "Цирконами конечно, "пипл хавать будет" !" Смешно?
Не путайте пожалуйста "тёплое с мягким".)
И прежде чем говорить о "цирконах" я бы хотел задать вопрос: что такое "галтовка"?
В моём понимании это способ обработки.

С удовольствием бы узнал Вашу версию. Ювелирная сеть, допустим 1992-й год. Магазины пока зависят от фабрик и сами еще ничего не изобретают, процент поставляемого на комиссию от частников мизерный и в расчет не берется. Что пишут в накладных отделов сбыта на заводах? Первые потоки "цирконов" попадали именно туда, в продажу под "частников" они пошли несколько лет спустя. Работал я с теми накладными. И Иванычей никто не спрашивал. Названия брались там же, где и сегодня - от производителей, преимущественно тайцев и Швейцария (Signity до 1999г.). Производители их называли либо zircon либо Cubic Zirconia (CZ) либо "кубическая окись циркония" - все как и сейчас. Чаще 2-й вариант. В принципе, спорить не буду, ничего против ювелиров не имею, но их терминология свою лепту вносит - факт.

Галтовка - все верно - это и есть процесс. И "галтовкой", в зависимости от направления деятельности, называют либо процесс, либо галтовочные барабаны, либо конечный продукт на выходе. Конечно же, правильно будет - галтованные камни.

Wool cool (IULIIA) 30.07.2017

и тут я с ужасом увидела у Вас в магазине жеоды агата {#}

друза это то что растет в жеоде? и если она не может там расти, то что выросло в жеоде? я ваааще ниче не поняла {#}

пысы поняла: на агате расте кварц. так?

Жеода по-факту - это пустота во вмещающей горной породе (минерале), на стенках которой мы видим кристаллики-кристаллы-кристаллища. Если они растут ровненько, слоем - называем щеткой (щеточкой, если кристаллики мелкие). Если кристаллы буйно нарастают друг на друга и торчат во все стороны - это друза.

Минеральный мир настолько многообразен и причудлив, что все базовые понятия комбинируются разным образом в разных случаях - бывают друзы (например, кальцита или гипса) на щетках кварца внутри одной жеоды. Такие образования называют генерации - т.е., сначала кристаллизовался один минерал на стенках при остывании магмы, затем, по мере циркуляции горячих расворов по трещинам - кристаллизовались следующие минералы. И таких процессов друг за другом может быть несколько. И после каждого остаются свидетельства, по которым минералоги восстанавливают картину происхождения камней. Зная базовые понятия и терминологию - паззл нетрудно складывается.

Виктория 30.07.2017

Очень интересно было почитать такую информацию! Камни просто великолепны))

Большое спасибо, очень полезно было прочитать!