Император цветов: пион в древних сказаниях и на полотнах китайских и европейских мастеров

Император цветов: пион в древних сказаниях и на полотнах китайских и европейских мастеров | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я обожаю пионы, их чарующий тонкий, но сильный аромат, роскошь и обильность их форм! Название цветка пион (или пивония по старорусски), от лат. paeonia возникло в античности от местности Пеонии (Пэонии) в Македонии, на  севере Греции.

Одна из древних легенд гласит, что жил-был на свете один врач, по имени Пеон, ученик бога врачевания Эскулапа. Он так успешно лечил людей, что превзошел своего учителя. Поговаривали, что все его успехи от того, что применяет он в своем целительстве какое-то удивительное растение, обладающее лечебными свойствами. Когда Пеон исцелил бога мертвых, Эскулап воспылал завистью и решил его убить. Но бог подземного царства защитил Пеона и превратил его в прекрасный цветок. Пион уклоняющийся получил свое название потому, что ему удалось уклониться от мести.

пион

чарующий

нежный

С тех пор пионы считают целебными растениями и любимцами богов. Но у римлян пион — олицетворение напыщенности и чванства, якобы он хотел перещеголять саму розу, если не по красоте, то по размеру. Пыжился, пыжился, да так и остался раздутым. А по мне, так пион и не надо сравнивать с розой, он хорош сам по себе!

Однако культивировали это растение на Востоке, в северном Китае, где его называли Hua Wang («Император цветов»). Ведь выращивание пиона считалось благороднейшим занятием, которому покровительствуют боги, поэтому считалось привилегией императорского двора. Это цветок богатства и славы, древние китайцы связывали его силу с мужским началом Янь, символизирующий также весну, любовь и привязанность, часто является символом женской красоты. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом. Ведь согласно поверьям, это защитит дом от злых духов. Именно по причине большой любви к пионам в Поднебесной сложилось о них множество красивых поэтических сказаний.

император цветов

Вот одно из них.

Жил-был некогда один страстный любитель пионов, некий Хо-Чи. Каких только пионов он ни разводил! Были у него белые, как лебеди,  темно- и светло-розовые, ярко- и темно-малиновые; были с гладкими лепестками и с завитыми, душистые и не пахучие... И любовался он ими с утра до вечера и с вечера до утра. Когда цвели его пионы, то сад его становился так прекрасен, что ему мог бы позавидовать сам император. Но сын одного знатного мандарина Чанг-Эй из зависти решил все уничтожить, и придя в сад стал безжалостно топтать все цветы. Несчастный садовод со слезами на глазах смотрел на это бесчинство. Потом не выдержал и поколотил завистливого юнца. Но сад было уже не спасти,и старик горько заплакал. К счастью, откуда ни возьмись, появилась прелестная девушка, оказавшаяся феей цветов, и оживила сад.

страстный

Он стал таким прекрасным, что отовсюду стал приходить к старику народ, чтобы полюбоваться чудесно воскресшими цветами... Но избитый стариком Чанг-Эй, раздосадованный такой неудачей, не мог простить нанесенного ему оскорбления и задумал отомстить. Он распустил ложный слух о том, что Хо-Чи чародей. Результатом стало взятие старика под стражу и смертный приговор. А сам явился в сад и снова начал топтать и ломать цветы.

Но тут, как по волшебству, все пионы превратились в прекрасных девушек и взмахнули рукавами так, что принца унесло ветром. Хо-Чи освободили и он продолжал мирно жить и трудиться на радость всем.

И вот однажды, когда он любовался только что распустившимся дивным пионом, вдруг повеяло теплым нежным ветерком, по всему саду распространилось чудное благоухание и раздались дивные, никогда не слыханные им божественные звуки...

Подняв глаза, Хо-Чи увидел свою молодую богиню, которой предшествовали непорочные белые аисты и лазоревого цвета феникс, опускающийся на розовом облаке. «Хо-Чи, — сказала она ему, — ты достиг полного совершенства. Творец вселенной, желая наградить твою беспредельную любовь к цветам, зовет тебя в свои небесные сады, следуй за мной!..»

Хо-Чи вступил на облако и медленно вознесся на небо. А за ним поднялись его хижина и окружавшие ее деревья, цветы, пионы и все, что он любил.

И с облака раздался голос: «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получит блаженство. А тот, кто обходится с ними дурно и уничтожает их, будет несчастен и подвергнется самым строгим наказаниям!»

Затем облако исчезло среди других облаков, и в воздухе почувствовалось как бы дуновение легкого ветерка. И с этих пор селение, где жил Хо-Чи, стало называться селением праведника, вознесшегося живым на небо, а место, где был его сад, — садом «ста цветов».

необыкновенный                                А сколько сортов и разновидностей пиона существует на свете! Один древовидный пион чего стоит! Я читала у одной девушки, побывавшей в Германии, что она там впервые столкнулась с этим видом и была очень впечатлена. По её словам, цветы древовидного пиона  раза в два больше обычного, с годами его стебли становятся выше и крепче. А какие чудесные расцветки у него!  Но, к сожалению, его сложнее вырастить.

В живописной традиции Китая пион стоит на особом месте, его очень любили и до сих пор любят изображать. Техника письма очень тонкая, нежная, картины часто выполняются на шелке или парче. Краски — от ярких до приглушенных, сюжеты сопровождаются часто китайскими философскими подписями.

чувственный

Ци Байши. Пион. Шелк

Изысканный цветок пиона издавна был любимцем не только азиатских художников, но и в поэзии и литературе.

«Пью вино и смотрю на пионы»

Я перед цветами сегодня пью —
Каждый кубок до дна.
Хмелею, блаженствуя в тишине,
Считаю кубки вина.
И об одном грущу сейчас,
Что не говорят цветы :
Не мне ль старику, принесли они
Дар своей красоты?

 Лю Юй-си.                                                                                                                                                                                                   
Давайте полюбуемся на утончённость этих работ!

лето

зной

прохлада

белый

розовый

алый

китайский

японский

 зной

прохлада

белый

китайский

японский

Япония ,как  и Китай тоже подпала под очарования этих  прелестных цветов!  Они были завезены из Китая в начале XVIII века и быстро получили там признание. В Японии пион считается цветком благополучия, процветания, символом любви и ласки, красоты и удачи. Его изображают на особенно изысканных  тканях, из которых потом шьют кимоно, на посуде. Японские садоводы создали много великолепных сортов травянистых и древовидных пионов, в том числе была создана оригинальная группа пионов с так называемым японским типом цветка, которая отличается неповторимым изяществом.   Только в вазу там , скорее всего, поставят один  нераспустившийся шарик бутона, и сердце будет переполняться радостным предчувствием : наблюдая, как раскрывается один лепесток за другим, становишься соучастником великого откровения природы.

В начале 19 века начинается массовое покорение пионом Европы. Из Китая на территорию современной Англии, Франции и Нидерландов попадают новые сорта этого цветка, которые сразу завоевывают сердца европейских садовников.

В Европе наиболее всего полюбили пион во Франции, где известные садовники того времени с воодушевлением работали над созданием новых прекрасных сортов. Некоторые из них популярны и сегодня. В основном это экземпляры с густо-махровыми цветками белой и розовой окраски и нежным ароматом. У многих народов розовые пионы считаются символом застенчивости и девичьей стыдливости. Возможно, что такие представления повлияли на отождествление пиона с «розой без шипов» — символом Мадонны.

В истории художественных стилей пышный пион считают цветком барокко. Прекрасный пион привлекает сердца многих, его великолепие по праву оценили многие великие мастера-живописцы . Его оттенки, переливы цвета, пышность, нежность нельзя не оценить!

В моменты изучения шедевров живописи мы можем почувствовать и момент творения, уловить то необыкновенное настроение, которое стремился передать художник. Теперь прошу вас насладиться искусством европейских мастеров, приятного просмотра!

Вот такой он, пион — император цветов!  Спасибо, что были со мной! Хорошего настроения и вдохновения всем!

Комментарии (21)
Nice Flowers 26.07.2017

Шикарные цветы! Так совпало,что я третью неделю вдыхаю аромат пионов. Привезла с дачи букет и стараюсь ухаживать, чтоб каждый бутон распустился!! Даже использовала цветы для фото своих работ)))

спасибо! {#}

Кошка Тиу 25.07.2017

Такая красота! Спасибо!

Жанна По 25.07.2017
Спасибо, Галина! Вот бы воочию на них посмотреть!

Спасибо за статью, и иллюстрации замечательные. Особенно понравилась история о садоводе Хо-Чи. Вспомнилась китайская пословица: "Руки дарящего цветы, пахнут цветами". А как цветут древовидные пионы можно увидеть весной в Аптекарском огороде в Москве.

Спасибо за статью, и иллюстрации замечательные. Особенно понравилась история о садоводе Хо-Чи. Вспомнилась китайская пословица: "Руки дарящего цветы, пахнут цветами". А как цветут древовидные пионы можно уведить весной в Аптекарском огороде в Москве.

Жанна По 25.07.2017
Мне очень приятно, что моя статья нашла такой отклик! Спасибо!
Jelena ( Уютная) 25.07.2017

Такая красота! И узнать новое о пионах было интересно, спасибо:)

Мне кажется нет человека, который сказал бы, что пионы некрасивы. Спасибо за публикацию, работу вы проделали не малую, интересно было читать
Fairy Elvi Creations 24.07.2017

Божественно! {#} Большое спасибо за публикацию!

Показать еще