Новая эпоха театрального костюма. Л.Н. Бакст

Новая эпоха театрального костюма. Л.Н. Бакст | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Лев Николаевич Бакст – один из моих самых-самых любимых художников сценического костюма. На Ярмарке Мастеров были публикации, посвященные этому художнику, была отличная публикация с выставки «Открытие материи», в Москве в галерее «Наши художники» в 2013 г. Но хотелось бы более подробно рассказать о его биографии и показать все великолепие его театральных костюмов. Красота линий, динамика движений, декоративность летящих тканей – художественное совершенство, соединенное с глубоким знанием культуры античности и Востока – это театральные эскизы Льва Николаевича Бакста.

Лев  Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно. Его детство прошло в Петербурге, но в среде далекой от искусства и совершенно к нему безразличной. Отец Льва был против увлечения мальчика искусством и даже запретил ему рисовать, но, преодолев сопротивление отца, (родные послали его рисунки скульптуру М. Антокольскому и получили благосклонный отзыв), он поступает вольнослушателем в Академию Художеств. Однако академическая подготовка разочаровала его, и он покидает учебное заведение. Но именно в стенах академии он знакомится с В. Серовым и А. Бенуа.

На первой своей выставке (1889 г.) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). С середины 90-х Бакст очень легко входит в группу молодых людей, формировавшуюся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, с легкостью воспринимает их взгляды и становится активным участником кружка. Позднее этот кружок превратился в известное всем нам объединение «Мир Искусства».

Сферы деятельности Льва Николаевича и его энергия поражают – он занимается иллюстрацией, пишет портреты, даже занимается оформлением интерьеров и выставок.

Его картина «Ужин» (1902 г.), становится своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.

театр

Одна из моих самых любимых картин «Древний ужас» (1906-08 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

театральный костюм

Но, конечно же, в первую очередь, имя Бакста связано с театром. Его театральные эскизы декораций и костюмов были воистину революцией и оказали огромное влияние на сценическое искусство XX века.

Я думаю, все слышали о знаменитых «Русских сезонах» С. П. Дягилева. Оформление и эскизы костюмов, выполненные Бакстом для балетов «Клеопатра» (1909 г.), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910 г.), «Нарцисс» (1911 г.), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912 г.) до сих пор остаются восхитительным источником вдохновения не только для театральных художников, но и модельеров, художников по ткани.

«Нарцисс и Эхо». Этот балет на античную тему написан Николаем Черепниным для «Русских сезонов» Дягилева.

бакст

лев николаевич бакст

театральное искусство

Две беотийки – динамика линий и контраст цвета!

мир искусства

Нимфа Эхо. Очень красивый костюм.

балет

«Клеопатра» – это единственный балет, музыку к которому создал Антон Степанович Аренский.

Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн

дягелев

русские сезоны

сценический костюм

графика

«Елена троянская» балет на музыку и сюжет оперетты Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена».

Красота строгих линий и совершенство декора.

акварель

эскизы костюмов

«Послеполуденный отдых фавна» — одноактный балет, премьера которого состоялась в 1912 года в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева. В качестве музыкального сопровождения использовалась симфоническая поэма Клода Дебюсси «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна»

балетный костюм

русские сезоны в париже

искусство балета

«Жар-птица» — одноактный балет Игоря Стравинского.

Вспышка пламени.

«Пери» — одноактный балет. Композитор П. Дюка.

Эскиз костюма Пери для Н. Трухановой. Один из моих самых любимых костюмов! Такие красивые линии и цветовое решение.

«Синий бог» — одноактный балет Р. Ан.

Костюм невесты — легкость и воздушность.

«Шехераза́да» Непередаваемая красота — эскизы к балету на сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи. Балет поставил Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада»

Костюм Серебрянный негр. Очень красивое цветовое решение — шоколад, желток, малина.

«Карнавал» – одноактный балет-пантомима на музыку одноимённого фортепьянного цикла Р. Шумана.

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, лишь изредка возвращаясь на родину. Интересный штрих законов того времени — он, как еврей, не имевший права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Даже после того, как в 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

Очень интересны его отношения с Марком Шагалом. В период 1908-1910 годов Шагал был одним из его учеников, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред его искусству, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти. Шагал, тем не менее, поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

Первая мировая война окончательно отрезала Льва Николаевича от родины. Отношения его с С. П. Дягилевым изменились и в 1918 г. Бакст покинул труппу, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу. Последняя крупная  работа художника — балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского.

27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

Очень красивые и неожиданные цветовые сочетания, изысканные линии, продуманность до совершенство орнамента и украшений – надеюсь многие найдут в этом идеи и вдохновение для своего творчества.

(По материалам из интернета)

Комментарии (31)

Замечательная статья. Обилие иллюстраций. Бакст - один из гениев Серебряного века. Его шедевры не повторимы.

Замечательная подборка)

olga (ecojoy) 21.07.2017

У нас в городе проходила выставка работ Бакста в рамках проекта Росатома, их привозила дама из Германии (поклонница его искусства и коллекционер)

Гениальный художник, гениальные декорации, костюмы!!!

Спасибо за публикацию!

Прекрасные иллюстрации {#}

Елена спасибо!Порадовали)

Девочки, спасибо вам, мне так приятно, что тема востребованна!{#}

Спасибо, Леночка!

К тому же всегда современно. Лучше и не придумать.

Спасибо, Елена.

Меня поражает у Бакста неожиданное, но уверенное сочетание отличного знания анатомии, умелого ремесла рисовальщика, с декоративной композицией, цветом, ритмом.

Показать еще