Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2

История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2

Виды творчества:   Косметика ручной работы > Мыловарение
История мыла. Крестоносцы на страже чистоты. Часть 2 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Первая часть >>

В Европе моду на чистоту закрепили средневековые рыцари, которые везли из крестовых походов с Востока мыльные трофеи. Первый кусок твердого мыла, который более привычен нам выпустили в Италии в 1424 году. Ах, Италия, спагетти, пицца, вечный город, аморе мио… Известными центрами мыловарения стали Аликанте, Карфаген, Севилья, Венеция. С этих пор началась история обычного мыла, но если мы с радостью используем его в своем обиходе, то европейская знать боялась мыла как огня.

мыло, франция

Одно из моих любимых выражений на римском диалекте, дословно оно означает «говори, как ешь», а в моем собственном переводе — «будь проще». Это такое напоминание — когда слишком усердно пытаешься что-то объяснить, не можешь подобрать нужные слова, лучше всегда говорить простым и незатейливым языком — таким же простым, как римская еда. Ни к чему драматизировать. Просто расскажи все как есть. (Из книги «Ешь, молись, люби»).

Вот и мыло, будь проще и мой чище.

мыловарение, испания

Людовик-Солнце, известный своим выражением «После нас хоть потоп» положил его не только в основу своего правления, но и в основу своей жизни и жизни своих придворных. Если процедура одевания занимала несколько часов и каждый приближенный к королю четко знал, что, как и когда он надевает на своего повелителя, то умывался король, протерев смоченными водой кончиками пальцев веки и …все! Представляете как все поменялось, сейчас одеваемся за пять минут, а в ванне можем нежиться часами.

эпоха возрождения, италия

Мытье считалось дьявольским пороком, и никто не мылся, королева Изабелла Кастильская мылась в жизни два раза, при рождении и в день свадьбы, только муж Фердинанд II Арагонский этого не оценил, потому что сам был не мыт. Папа Климент V погиб от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирал от чесотки, как и король Филипп II. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей.

Зловонный аромат стал самым верным спутником всего населения на несколько веков. Мыться отказывались из религиозных соображений, зубы не чистили, совсем не чистили, а в пищу употребляли такие «деликатесы», что дышать рядом с таким человеком было невозможно в прямом смысле этого слова. Уход за телом считался грехом, и тело человека стало рассадником блох, вшей и заразных болезней, что считалось признаком святости, из-за отсутствия привычной для нас гигиены вымирали целые города. При мытье можно было смыть с себя святую воду, которой был окроплен человек при крещении. На чистоту в буквальном смысле смотрели с отвращением и никогда бы не променяли чистоту души, на чистоту тела.

история

Если дама предпочитала быть чистой, то могла угодить на костер инквизиции, и осознать свою неправоту в любви к воде и мылу. Не мало ведьм оказалось на таких кострах, которые и ведьмами не были, а решили всего лишь сполоснуть себя. А еще они могли быть закиданы камнями, такая практика часто встречалась в мелких городах Европы. В сравнении — простой люд моется гораздо чаще, чем знать, тем более что рек и водоемов в Европе достаточно.

европа

Духи были созданы не для подчеркивания женской прелести, а, чтобы скрыть вонь, исходящую от дамы, не помывшись год-два дамы не пахли, как майская роза, отнюдь, они пахли не хуже Авдиевых конюшен. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами. Помимо аромата грязнуль, городские улицы пахли помоями и экскрементами, туалет был по принципу «где приспичило, там и сел», а сесть можно было и за деревом в парке, и за портьерой в королевском дворце, отчего дышать во дворце было нечем. Так называемые ночные горшки стояли неделями переполненными и духи маскировали и эти ароматы.

чистота

Мыло прочно закрепляет свои позиции!

Со временем первые мыловаренные фабрики расползлись по всей Европе, состав мыла отличался от места нахождения и доступности ресурсов: на севере главным компонентом оставался животный жир, включая говяжье, свиное, лошадиное, баранье сало и рыбий жир, а на юге использовали растительный заменитель — оливковое, хлопковое, миндальное, льняное, кунжутное, кокосовое и пальмовое масла, основная миссия мыла была выполнена — оно мыло!

натуральное мыло

И только в эпоху Возрождения мыловарение в Европейской части было доведено до совершенства и стало максимально приближено к нам известному мыловарению. В мыло стали добавлять отдушки, их создавали на основе эфирных масел, мыло становится не только средством очищения, а скорее роскошью. Мыло стали делать разных форм и ставить фирменные знаки, мыло стали дарить возлюбленным, видимо намекая таким образом на необходимость принять ванну. Вместо золы использовали природную кальцинированную соду, что привело к снижению себестоимости мыла.

мыло с нуля

Лишь в 1808 году мыло получило свой современный состав. Его вывел французский химик Мишель Эжен Шеврёль по просьбе владельцев текстильной фабрики. Во второй половине XVII века во Франции был издан королевский указ, разрешающий варку мыла только в летнее время и только из золы оливкового масла. В 1841 году в Мексике мыло было в таком дефиците, и стоило так дорого, что выполняло функцию денег.

Продолжение следует, как раз в нем будет история мыловарения в России.

Часть 3 здесь>>

Картинки из интернета.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email