Рубины-сапфиры-изумруды...Как не купиться на самые примитивные подделки.

Рубины-сапфиры-изумруды...Как не купиться на самые примитивные подделки. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Хэнд-мейд - та самая область, где хождение камней от поставщиков к мастерам, а от них к в виде изделий к покупателям - является довольно оживленным. Камней много, разных - цветных, красивых и, как правило, не дорогих. Каменный калейдоскоп пестрит в глазах. Есть и минусы: жесткого контроля за идентификацией камней нет, специалисты эту область обходят стороной, а женщинам в радость получить за недорого шикарное украшение с "как бы драгоценным" камнем! Особенно с теми, которые по советскому недоразумению были отнесены к первой, недоступной ранее группе (рубины, самфиры, изумруды). Разве не соблазнительно - рондель из ярко-синего сапфира или здоровенная бусина из кроваво-красного рубина за 35, или даже (гулять - так гулять) за 155 рублей? Сущие копейки, и ваше украшение - в разряде шикарных ювелирных украшений, только "недорого и доступно".

В Сети и на ЯМ множество поставщиков материалов и мастеров предлагают заветные камни, иногда настолько "недорого и доступно", что соменние в их натуральности закрадывается даже у тех, кто их не видел ни разу даже на картинках. Объяснения поставщиков "запчастей" довольно туманны - низкое качество, облагораживание, прямые поставки - не выдерживает никакой критики и вызывает вопросов еще больше. В длинном пути от производителя (добытчика, обработчика) вставок очень часто недоразумения начинаются еще на самой первой стадии - есть мастерские, которые не заморачиваются правильным названием (идентификацией) - иногда это сложное или незвучное название, иногда трудности перевода на русский язык, иногда разница в определении разновидностей камней "у нас" и "у них". Например, термины "хризолит" и "сердолик" существуют только у нас - "у них" таких определений (разновидностей) нет. Или, возьмём рубин. Что называть рубином - нешуточно бьются между собой специалисты - минералоги и геммологи и на сегодняшний день. Все это и есть почва для "передергиваний" в терминологии, а значит, повод для заметного повышения цен на заменители и имитации.

В инете и соцсетях есть целые сайты, группы и паблики, посвященные фейкам среди камней. Поэтому научить или рассказать про все в одной публикации невозможно. Существуют многотомные труды по этим камням, а ученые всю жизнь их исследуют и все равно не могут найти ответы на многие вопросы. Поделюсь простыми способами отличить ОСНОВНЫЕ подделки среди упомянутых камней - рубинов-сапфиров-изумрудов. Не будем рассматривать сорта и способы облагораживния, коротко дам ликбез только по тому, что к данным камням никакого отношения не имеет, но, тем не менее, за них выдается.

1. Всегда разглядывайте камни на просвет, чем сильнее просветите и рассмотрите под лупой - тем больше увидите. Чаще всего за эти камни выдают окрашенные кварциты. 2 основных признака, которые можно увидеть даже без лупы: зернистое строение - материал состоит из просвечивающих зернышек и банальный краситель меж зерен, особенно виден по трещинкам. Таким образом, в разные цвета окрашенные кварциты (made in India) продают почти за любые самоцветы даже на авторитетных аукционах. Насчет трещин - универсальное правило: если по трещинам краска - вас надувают, трещины должны быть белесыми на фоне основного материала - гарантия отсутствия прокрашивания. Если вы заподозрили прокрашивание - проверяйте уксусом: кладете бусину на белую тряпочку и капаете несколько капель уксуса. Видите? Именно это останется на кофточке от "Дольче Габана" у вашего покупателя после первого же дождя.

2. Простейшие знания кружка Юных геологов, которые даются детям на первом занятии - не помешают и людям, думающим, что они разбираются в камнях. Корунды (рубин и сапфир) обладают характерным для них строением - правильный шестигранник в кристаллической решетке. Вы его увидите во всем - в трещинках, и цветовых зональностях по шестиграннику - это часто видно даже в ювелирных ограненных камнях. Виден "шестигранник" не всегда, но довольно часто. Если материала много - он не может нигде не вылезти. На заглавном фото - имитация рубина - таких трещин и "облачных" (бесформенных) зональностей окраски в рубинах быть не должно, против кристаллической решетки не попрешь...

имитации, имитация рубина, имитация изумруда

Параллельные трещинки (в минералогии это называется спайностью - способность минерала давать ровные сколы под разными углами) всегда скажут в пользу корундов, их отстуствие должно насторожить как минимум. Также и сколы. Если материал необработанный - плоские участки скола (или фрагменты граней кристаллов) обязательно попадутся на глаза. Если материал обработанный (бусины), то параллельные-спайные трещинки нужно искать внутри. На фото выше имитация сапфира - стекло - полное отсутствие проявления спайности, излом раковистый - такой только у стекла и обсидиана.

Маленькая хитрость при покупке бус или бусин - устья бусин не могут не иметь микросколов, которые можно отлично разглядеть под сильной лупой. По этим микросколам можно довольно уверенно идентифицировать большинство камней, особенно непрозрачных.

3. Твердость. Она относительна и "измеряется" путем царапания минералов об эталоны. Среди твердых камней граничный эталон - кварц (горный хрусталь), на нем оставляют царапины большинство благородных камней (топаз, бериллы и изумруд в их числе, корунды - рубины и сапфиры оставят глубокие царапины). Ни одна имитация из дешевых камней кварц царапать не будет.

искуственные камни, имитация сапфира

4. Цвет. Очень важный признак в минералогии. Например, у изумруда не бывает желтоватых оттенков, а сапфир может быть абсолютно любого цвета или оттенка - от бесцветного прозрачного (лейкосапфир) до черного. У цвета есть свои особенности, которые тоже говорят о многом - оттенок, тон, насыщенность, окраска в ультрафиолете и др. Плюс оптические эффекты, например, эффект смены цвета при разном освещении - присущ и сапфирам в том числе. Очень важно рапределение цвета (пятен, полос) на поверхности или внутри камня.

5. Включения. В природных камнях они есть. Есть от слова ВСЕГДА. Не существует на нашей планете такой чистоты камня, в котором нельзя разглядеть внутренние деффекты или включения. Но, мы не заморачиваемся на чистых ювелирных камнях, поскольку это not your body bisness или совсем другой рынок, который с хэнд-мейдом никак не пересекается. Поэтому, если вы не видите включений в рассматриваемых камнях - это точно не "оно".

Существует еще множество визуальных признаков - блеск, полируемость, дихроизм, "разрешенное" и "запрещенное" соседство разных минералов в одном куске, типичные включения и множество других. Например, сапфир и рубин ВСЕГДА содержат так называемый рутиловый шелк - безошибочный идентификационный признак, но видимый только под сильной оптикой (40х и более). По иголочкам рутила, которые также ориентированы в корундах по шестиграннику, как писалось выше, геммологи определяют даже темпреатуру нагревания рубинов и сапфиров (обязательная процедура облагораживания при добыче слабонасыщенных камней). Этот же "шелк" отвечат за эффект звездчатости и тех и других. Микровключения в благородных камнях на каждом месторождении разные и по ним можно не только уверенно идентифицировать камень, но и где его нашли. Но мы говорим о видимых глазом вещах. В искусственных материалах, выдаваемых за рубины и др часто можно увидеть частые черные включения как бы нарезанной кусачками проволоки. А пузырьки ВСЕГДА выдают искусственные материалы - в природных камнях их не должно быть (за редчайшим исключением - газово-жидкие включения. Но в наших камнях они точно исключены).

Ну, вот так, вкратце. Думаю, многие, прочитав, смогут дополнить, поскольку информации много, она не секретна.

Всем удачи!

Ваш магазин "Галтовка и минералы".

Комментарии (10)
Олеся Леся 17.07.2017
Спасибо за информацию! А я ВС никак не могла понять, почему раньше корунды чуть ли не в стоимость бриллиантов шли, а сейчас намного дешевле :) поэтому вообще избегать этих камней. Теперь, пользуясь Вашей "шпаргалкой" можно познакомиться с ними поближе.
Zojka Botanica (Таня) 17.07.2017

мне всегда хочется кричать про пластиковую и говлитовую "бирюзу", которую продают в диких количествах за 3 копейки. у самой лежит настоящая бирюза, так даже использовать её не хочется.

НАТАЛИ 17.07.2017

очень полезная информация, но остаться необманутым на рынке хэнд-мейд для не профессионалов практически невозможно

Что можно ответить на вопрос: хочу купить натуральную бирюзу (рубин, сапфир, ...), но никогда в глаза её (его) не видел, и чтобы было очень дёшево! как мне не купить подделку? Наверное, нужно как минимум интересоваться натуральными камнями, держать образцы в руках или посоветоваться с разбирающимся человеком, которого тоже найти не просто, так как знатоками считают себя многие{#}.

Можно вопрос? А натуральный снежный абсидиан даёт раковинистый стекловидный скол так как это вулканическое природное стекло?

Снежный обсидиан не может быть не природным, пока не практикуется, т.к. сырье почти бесплатное. Скол как у стекла (как на картинке с синим стеклом выше).

Самая большая ошибка человека вдруг озадачившегося покупкой камня - будь то хоть рубин, хоть бирюза - упование на быстрый и однозначный ответ от кого-то. Любой мнение принимается априори как конечная идентификация. Не отдавая себе отчета, насколько этот человек кометентен. Так что Вы написали абсолютно правильно: интересоваться, иметь образцы и советоваться с как можно большим количеством человек. В нашем деле все сложные вопросы, как в медицине, решаются консилиумом.

И ещё вопросик, если позволите! Получила в подарок к покупке вот такой камушек, межу прочим от продавца из Индии, не могу понять, что это. Не поможете?

Моё мнение - иолит{#}

Мелковатые фото. Если Вы видите радужные блестки в минерале - то это иолит с гематитом (иолитовый солнечник). Иолит при вращении должен давать четкий трихроизм - с одной из сторон быть бесцветным. Если все так, то подарок роскошный - камень не плох, хотя, скорее убит огранкой.

На втором фото немного видны блёстки. Есть и бесцветность! Конечно, не великий ювелир гранил, но камешек красивый. Спасибо! Приятно пообщаться со знающим человеком!

Спасибо за поднятую тему!{#}

У стекла нет спайности. Это аморфный материал. Это первое. Второе. Раковистая спайность у кремня.