Творим на пленэре. Часть 1: подготовка материалов и инструментов

Свою публикацию я хотела бы посвятить тому, что я так люблю и чего я ждала почти год, — пленэру.

Пленэр? Что это за зверь?

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — это не просто термин, обозначающий работу художника на природе, на местности, это особый подход к творчеству так таковому. Именно будучи на точке, в окружении уличного воздуха, под естественным (чаще всего дневным) освещением, можно ощутить, прочувствовать в себе и поделиться этим со своими зрителями, предварительно перенеся эти ощущения на холст, картон или бумагу.

С чувствами и лирикой понятно. А как организовать этот пленэр?

Казалось бы, что тут сложного. Вышел на улицу, во двор — и рисуй, пиши в свое удовольствие. Да, в принципе так оно и есть. Но существует и список нужных вещей, без которого творчество на воздухе будет не таким удобным:

  • Планшет, этюдник или складной переносной мольберт. Далеко не в каждом лесу можно найти стол, где можно было расположить свой белый лист или холст. И не всегда на даче стол или скамейка находятся рядом с изображаемым объектом.
  • Бутылочки с водой или растворителем. Если пишете акварелью, акрилом, гуашью и так далее, то без жидкорастворяющих веществ тут не обойтись. Очень удобно взять с собой бутылку воды и уже на месте подливать ее в стаканчик для работы. А если работаете с маслом — то и таскать с собой всю лабораторию (лаки, пинен и прочие сиккативы, масла) нет смысла. Достаточно просто намешать  нужных пропорциях в какой-нибудь маленькой бутылочке, ар на месте налить уже готовое в масленку.
  • Палитра, краски, бумага, картон, холст, кисти, мастихин — это, наверное, понятно каждому, что без этого (в зависимости от техники конкретно) не обойтись даже при студийной (читай — домашней) обстановке. Хотя, в искусстве всегда есть место экспериментам: например, вместо кистей использовать травинки-былинки, веточки, а вместо красок — траву, соки, землю... Насчет земли — это не шутка. В свое время на геологической и почвенной практиках мы мазали таблицы в своих полевых журналах естественными подножными пигментами. Спустя годы все сохранилось в первозданном виде!
  • Салфетки. Обязательно берите с собой и бумажные, и влажные салфетки. Сухими всегда можно подправить работу, убрав излишек краски или растушевать ее, протереть насухо кисти. Влажные спасут от пятен на одежде, очистят руки в конце работы или на время перерыва.
  • Складная табуретка, пеночка — опционально, но обязательно для тех, кому будет тяжеловато стоять долго на ногах или кто работает с планшетом.
  • Панама, кепка, платочек и так далее — если на улице нет дождя и относительно светлое время суток, то головной убор обязателен! Солнце и его лучи есть всегда, поэтому всегда есть чему напечь голову и светить в глаза.
  • Термос с чаем, кофе, бутылочка воды, сока — не дадут умереть с жажды, наполнят силой и вдохновением.
  • Зонтик. Погода в средней полосе, особенно этим летом, очень изменчива. Если за окном точно не устойчивый антициклон, то зонтик не помешает, чтобы прикрыть себя и свою работу от внезапного дождичка.

А когда именно выходить на улицу?

В любую свободную минуту, час. Выходные? Утром, пока все спят или еле-ковыляют на кухню испить кофе, вы уже сидите в саду, парке или лесу, творя и сохраняя на бумаге, холсте утреннее волшебство природы. Про отпуска, каникулы вообще молчу. Если не работаете или фрилансите на дому, то тем более.

Что касается погодных условий, то старайтесь выходить в более-менее хорошую погоду без дождей и с температурой окружающей среды не ниже +10 градусов. Проверено на себе — на холоде пальцы примерзают к кистям, не разгибаются.

авторская публикация 2017, пленэр, работа на улице, живопись, организация, организация пространства, пленэр это легко, комментарии, публикация в журнале, сад, лесная тема, лес, лето, лето 2017

P. S.  Это фото сделала как раз сегодня, когда после обеда выскочила на полтора часа из дома.

Часть 1 в названии намекает о том, что я буду писать здесь больше и подробнее. По этой причине буду крайне признательна, если вы, помимо отметок «Нравится», будете также писать в комментариях, что еще вы хотели бы узнать о работе на открытом воздухе, или наоборот, поделились бы своими наработками и опытом.

Комментарии (3)

Я бы посоветовала, тем кто собирается на пленэр, обязательным пунктом - спрей от комаров! {#}

Кстати да, точно подметили. Мне, как привыкшей с детства к комарью, он не нужен, поэтому забыла добавить)

Эх, давно не была на пленэре)