История мыла: пришел, увидел... и помылся. Часть 1

История мыла: пришел, увидел... и помылся. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вы можете представить себе жизнь без мыла? Вот пропало бы и мыло, и гель, и порошок, и шампунь! Что бы мы делали и чем бы смогли заменить столь важный и нужный предмет? Жамкали бы одежду и себя просто в воде?!

Я не представляю мир без мыла, и даже не потому, что сейчас его варят на кухнях опытные и не очень опытные мыловары, а потому, что каждый день надо мыть чем-то руки, лицо и другие части тела, а вода с бактериями в одиночку справляется не очень хорошо. А бактерий в наше время гораздо больше, чем миллионы лет назад.

мыло, египет

Сложно представить, но мыло появилось очень давно, хотя почему сложно, оно появилось, как и другие интересные и нужные открытия, совершенные человеком, около 6-7 тысяч лет назад в прошлое, а мы и сейчас моемся этим замечательным продуктом, но без сомнения основа мыловарения была заложена очень давно, сейчас же люди усовершенствовали то, что имели.

Человечество существовало и без мыла, если не придумали, то взять было не откуда, очищали себя мелким песком, собранным на берегах Нила, в Древней Греции, Тигра и Евфрата на Востоке или пчелиным воском с прополисом, растворенным в воде. Жители древнего мира использовали заваренную кипятком золу или сок мылянки, которая хорошо пенится в воде и вполне годиться для мытья. От некоторых грязь отпадала сама. Мочалками были травы, сорванные недалеко от рек, обеспечивающее качественное очищение или кусок материи набитый мелкой галькой, смоченные этим раствором.

мыловерение, мыловарение

Достоверно неизвестно откуда произошло мыло и честь именоваться его создателями дарована нескольким древним народам. Ученые мужи обнаружили записи о создании древнего мыла аж на шумерских табличках из глины найденные в Месопотамии, способ основывался на смеси древесной золы и воды, которые кипятили и растапливая в ней жир, делали мыло — самое простое, оказалось самым надежным с тех пор азы создания мыла не особо изменились.

древний мир, мыло с нуля

Одна из версий возникновения мыла принадлежит Плинию Старшему, который утверждал, что галльские племена создавали чудодейственную мазь из сала и золы букового дерева и уже в то время они добавляли в, так называемое, мыло глины для очищения и окрашивания, а также для лечения кожных заболеваний или песок, чтобы очищение было более глубоким. Сначала мыли только волосы, а в дальнейшем эту мазь стали использовать для мытья рук, лица и тела во всех римских провинциях. Позднее, древние римляне стали добавлять в мазь золу морских растений и получалось уже знакомое всем нам мыло.

Древний Египет не стал исключением, папирус Эберса упоминает о том, что люди регулярно мылись с помощью вещества, приготовленного особым образом из масел и жиров, перемешанных с золою, а затем придумали вмешивать в этот состав соду, минерал карбонат натрия. Помимо мытья лица, рук и тела, такой состав использовали для подготовки шерсти в ткацком производстве.

история

Другая версия отдает пальму первенства римлянам, и гласит, что само слово мыло (soap) образовалось от названия горы Сапо, где в Древнем Риме проходили жертвоприношения богам. После окончания этой для нас не очень приятной процедуры, а мы знаем, что римляне кормили Богов дымом от горящей туши животного, смесь из растопленного жира животных и золы от сжигания дров на жертвенном костре, смешиваясь с потоками воды стекала с горы и попадала на берега Тибра, богатого разными видами глин.европа

Разумеется, к возникновению мыла руку приложили женщины, без нас никуда. Пока мужчины кочевали с одной войны на другую, женщины занимались домашними делами, в том числе стирали белье на берегах рек. И именно в смеси воды, глины и стекавшей массы с горы белье отстирывалось лучше. Допускаю, что они сравнивали качество стирки, как в наше время это делают производители порошков.

Позднее было замечено, что и натерев тело этой смесью оно очищается лучше, эту идею сразу применили на практике, отмывая мужчин, вернувшихся с очередной войны. Первые мыловарни были обнаружены на территории Древнего Рима, а помог это установить легендарный Везувий, который при своем самом известном извержении похоронил под лавой не только людей, но и их быт и занятия, в том числе помещения мыловарен. В то время мыло было доступно не всем и было скорее роскошью, нежели средством для ежедневного использования, оно находилось в той же категории что и дорогие лекарства, шелковые ткани, духи.

чистота

Оставим споры о месте и времени происхождения мыла, перенесемся ближе к нашему времени в древнюю Европу, мыло и сюда попало, без него никак, с XI столетия центром мыловарения стал Марсель (ах, это марсельское мыло!) и позже Венеция, там воды очень много, ополаскиваться было отлично. Продвигаюсь по Шелковому пути мыло уходило все дальше на север к холодным морям.

В то время мыло не было самым любимым предметов в обиходе у жителей Европы. Мыло использовали дворяне и священники и то не все, и не всегда. Если все кругом не мылись — одним больше, одним меньше — разница не большая. Моду на чистое тело, а, следовательно, на постоянное мытье привезли рыцари, которые побывали в крестовых походах в арабских странах, а уж там то знали цену всем процедурам для чистоты тела, а не только для чистоты души.

натуральное мыло

В XIII столетия начинается расцвет производства мыла и моющих средств во Франции, а затем и на туманном Альбионе. Секреты мыловарения держались в строжайшей тайне и к самому процессу относились очень серьезно. Генрих IV, тот самый король Навары, знакомый нам по королеве Марго А. Дюма, издал закон, который запрещал ночевать мыловарам совместно с другими ремесленниками из опасений во сне разболтать секреты мыловарения.

Завершая первую часть истории мыла, хочу узнать ваше мнение: что интересно будет вам прочитать о мыле?

Часть 2 здесь>>

Часть 3 здесь>>

Картинки из интернета.

Комментарии (16)

Берега Нила в Древней Греции? Удивили...

МыЛенка 14.07.2017

Запятую потеряла, спасибо

Интересная статья, спасибо! Я никогда не задумывалась о происхождении мыла, а тут оказывается столько всего интересного)

Очень интересно!Спасибо!

Спасибо, интересная статья :) ждем продолжение :)

Спасибо, очень познавательно! Интересно было бы узнать чем мылись у нас. )
МыЛенка 12.07.2017

Да про нас готовлю публикацию, спасибо

Спасибо! Подкину факт, может интересным покажется. Название растения лаванда происходит от латинского "lavare" - "мыть". А английское слово прачечная - "laundry" - имеет тот-же корень. Жду продолжения статьи!

МыЛенка 12.07.2017

спасибо, честно не знала этого!

Вещи из СССР 12.07.2017

Спасибо! Интресно все о мыле и про мыло! Ждем продолжения! Пожалуйста!

Показать еще