Определение натуральности камней в золотых изделиях периода СССР

Определение натуральности камней в золотых изделиях периода СССР | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Это очень простой мастер-класс. За одну минуту я научу вас определять подлинность камня в золотом изделии, даже если вы не отличаете стекло от пластмассы, а о камнях не знаете вообще ничего. И не только определять, но и оценивать заодно.

Итак. Перед вами золотое кольцо (сережки, брошка, кулон) с неким камнем, доставшееся в наследство от бабушки (мамы, тети и т.д.), которая сказала, что в кольце стоит александрит (рубин, сапфир, топаз, аметист, горный хрусталь — нужное подчеркнуть), стоящий целое состояние.

Условие — главное и единственное. Камень в кольце не менял знакомый ювелир, то есть камень изначальный, который поставили на ювелирном заводе, где изготовили это кольцо (сережки, брошку, кулон). И — речь пойдет только о ПРОЗРАЧНЫХ вставках.

Действие первое. На камень можно даже не смотреть — в этом нет никакой необходимости. Переворачиваем кольцо (сережки, брошку, кулон) оттисками на них вверх, то есть обратной стороной.

Действие второе — вооружаемся лупой. Любой, даже самой слабой. И разглядываем оттиски на металле. Самый большой с двумя буквами, звездочкой и цифрой — называется пробным, или сокращенно «пробой». В паре букв зашифровано название завода-изготовителя, цифра означает сколько реально золота в данном изделии. Нам же ценно именно наличие звездочки с серпом и молотом в серединке — они однозначно подтверждают, что изделие изготовлено в советский период. Вторым подтверждением является проба 583 — такая была почти до конца советского периода, после чего перешли на 585.

определение камней, камни

Все. Больше ничего делать не надо. Только выводы.

А выводы простые — камень природным не является. В период СССР законы и механизмы ювелирного рынка были простые, как 3 копейки: природные камни (прозрачные, а значит, по каким-то меркам драгоценные) в изделия для массовой розничной продажи не ставить. Поэтому вставка в вашем кольце (сережках, брошке, кулоне) — искусственная. А искусственные камни — это уже не совсем камни, и стоимости не имеют вообще никакой (б/у). Ну,максимум, 100 руб.

Но как память о бабушке — они, конечно же, бесценны.

совет, золотое кольцо

Этот мастер-класс я даю в контексте неоправданных ожиданий большинства владельцев таких колец от своих «богатств» в трудную минуту. Ну и — нет необходимости искать геммолога (оценщика), которого еще найти надо, а потом заплатить такую простую работу.

Все любви, удачи и терпения!

Комментарии (70)
А непрозрачные?

Это уже другая история.

Непрозрачные делятся на "глухие" и просвечивающие. Из просвечивающих синтетикой было только молибденовое стекло. Да плюс к нему "облагороженный" (окрашенный) в зеленый цвет халцедон канал за хризопраз.

"Глухие" - все были природными - сырья было в достатке и стоимость была ниже возможных имитаций. За исключением "кошачьего глаза" - улексита.

А если александрит меняет цвет?

Пластиковые колечки "хамелеоны" тоже меняют цвет {#} . Смена цвета обусловлена небольшой добавкой ванадия. Поэтому вставки из синтетических корундов с добавкой ванадия в Советском Союзе шли за александриты. Стоимость нулевая.

Спасибо! Помню бабушка за эти александриты убивалась)) что бы не растеряли.

Расскажите, что означают буквы рядом с пробой? Очень интересно.

Завод-изготовитель. Есть их реестр по первым буквам - можно найти в инете при надобности. Также как и вид пробы. Ее вид меняли раз в несколько лет. По ее внешнему виду можно определить год производства плюс/минус. Тоже есть реестр видов пробирования.

Есть у меня и бабушкин перстень с "александритом" и современные выращенные "александриты". Иллюзий по поводу стоимости не питаю, камушки и камушки. Но вот советский камень цвет меняет иначе, чем современные, более интересно. тут скорее ценна память, и ломбарды не дождутся меня...

Да, с камнями все ясно было и в то время - все камни, кроме бриллиантов, были синтетическими, и даже в то время иллюзий не было на эту тему), но зато Золото было настоящее, полновесное, в отличие от современной ювелирки.

Да, и если бриллианты окружали "зеленое или синее", можно было не сомневаться - это натуральный изумруд или сапфир. Так что не все было фальшивым и не имеющим цену)

Проба золота, то есть процентное соотношение золота и добавок какое было, такое примерно и осталось. А вот лигатура (добавка других металов, которые всегда добавляют в золото) изменились так, чтобы было проще отливать и вообще работать с ним .. поэтому импортное золото кажется таким... неполновесным...

Ну и еще цепочки делают не из проволки, а из очень тонких трубочек, поэтому они мгновенно рвутся, а в изделиях преобладает дешевая штамповка, которая тоже легко и быстро деформирутся.

Закрепка камней в таких украшениях - это отдельная песня)

Показать все