Фурнитура для бижутерии — сравниваем разные материалы

Фурнитура для бижутерии — сравниваем разные материалы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Украшения своими руками создаются из совершенно различных материалов: каменных, стеклянных, пластиковых, глиняных, металлических бусин, подвесок и вставочек, ракушек, лент, шнуров, резинок, цепочек, перьев и всего остального, что человеческая фантазия способна применить в дело. Всё это обычно соединяется в единое целое с использованием металлической соединительной фурнитуры – замочков, колечек, различных зажимов и крепежей и так далее.

Понятно, что у каждого материала есть свои особенности, нюансы использования и носки. В данной статье мы разберём вариации металлических элементов украшений.

Итак, из чего могут быть сделаны металлические бусины, подвески и остальные части бижутерии? Давайте рассмотрим основные варианты.

1. Драгоценные металлы (золото, серебро). Редко, но попадаются в продаже элементы фурнитуры, выполненные из драгоценных металлов. В основном, это серебро 925 пробы. Чаще всего можно встретить швензы, так как у многих людей аллергия на никель, который содержится практически во всех бижутерных сплавах, а замена швенз на серебряные обычно позволяет носить серьги, в остальном выполненные из сплава. Бывает аллергия и на золото, хотя и редко (есть сведения также, что иногда золотые украшения могут также содержать небольшую долю никеля, возможно, в этом дело). Аллергия на серебро встречается достаточно редко.

фурнитура

В использовании драгоценных металлов в украшениях есть свои особенности:

— такую фурнитуру сложнее достать, чем обычную (иногда – гораздо сложнее);

— она дорогостоящая;

— и поэтому обращаться с ней надо с особенной осторожностью и тщанием;

— составляющие из серебра и золота тоже могут потемнеть (впрочем, их несложно почистить).

2. Покрытие благородными металлами. Фурнитура разного состава (медь, сплавы) может быть покрыта слоем золота или серебра. Обычно это элементы довольно высокого качества, и покрытие придет им «правильный» цвет и блеск, а также – определённую ценность. Эта ценность (как и прочие качества, например, долговечность покрытия) зависит напрямую от толщины слоя благородного металла – он может быть как совсем тонким, так и достаточно основательным.

фурнитура для бижутерии

Так как такая фурнитура тоже может потемнеть (как и сами металлы), следует иметь в виду, что чистить её можно, но с особой аккуратностью, чтобы как можно меньше повредить драгоценный слой.

3. Родированный металл. Основа – обычно медь или латунь. Основа покрывается тонким слоем родия (это один из самых твёрдых металлов на Земле). Родированную фурнитуру отличает яркий красивый блеск, особая гладкость (она как будто полированная) и, обычно, неплохое качество (аккуратность, отсутствие явных дефектов). Родиевое покрытие придаёт фурнитуре несколько важных потребительских качеств: она гипоаллергенна, не темнеет и выглядит, как только что отполированная.

фурнитура для украшений

К сожалению, это покрытие не вечно – в ходе носки родий постепенно стирается, особенно в местах сочленений элементов. Долговечность родированного украшения в жёстких условиях эксплуатации (постоянная носка; вода, в том числе морская; песок; моющие и химические средства, крема и т.д.) составляет около 4 месяцев. В нормальных условиях (при периодической носке и бережном отношении) – годы и десятилетия. После того, как родиевое покрытие начало стираться, фурнитура ведёт себя как обычная, выполненная из сплавов – темнеет, может вызывать аллергию. От потемнения её можно почистить, но прежний яркий блеск уже не вернуть. 

Особенности:

— требует особенно аккуратного обращения при работе – её нельзя царапать, чтобы не повредить родиевый слой;

— она дороже обычной фурнитуры.

В настоящее время родированную фурнитуру всё чаще можно встретить в магазинах, особенно в больших городах (и в интернет-магазинах), поэтому можно использовать её без опаски.

4. Медь, латунь, бронза. Эти металлы (медь и её сплавы) исторически использовались для создания украшений. В настоящее время изредка можно встретить комплектующие из этих материалов, в основном это авторская фурнитура, хотя и не только.

статья

Особенности:

— темнеет (можно почистить, но не всегда первоначальный вид восстанавливается);

— довольно редкая (мало где можно встретить), поэтому начиная создавать украшение из какого-нибудь из этих материалов, можно потом столкнуться с некоторыми трудностями, если чего-то не хватит;

— не дешёвая – как уже было сказано, обычно это или авторская фурнитура, или сделанная на заказ, или вручную небольшой партией.

5. Фирменные сплавы. Некоторые крупные фирмы, занимающиеся производством фурнитуры для бижутерии в мировом масштабе, разработали собственные сплавы, чей состав держат в секрете. Обычно они лучшего качества, чем обычные бижутерные сплавы и обладают рядом преимуществ:

— дольше сохраняют первозданный вид;

— некоторые обладают гипоаллергенным составом;

— гарантированно не содержат вредных примесей.

для начинающих

Также, фирменная фурнитура обычно сделана достаточно качественно и обладает оригинальным дизайном. Но стоит отметить также её достаточно высокую стоимость.

6. Нержавеющая/хирургическая сталь. В украшениях используются разные марки стали, обладающие высокой коррозионной стойкостью. Они могут быть разного состава (содержать разные добавки, в том числе и никель). Название «хирургическая сталь» может не иметь ничего общего с настоящим положением дел, это, скорее, ярлык — название для покупателей. О гипоаллергенности (наличии/отсутствии никеля) можно судить по комментариям производителя (или продавца), которые, впрочем, тоже не всегда имеют отношение к истине.

секреты

С точки зрения потребительских качеств. Нержавеющая сталь обладает довольно тёмным серым цветом и неярким блеском, в ходе эксплуатации покрывается мелкими царапинками и становится матовой. Действительно не темнеет (по крайней мере, продолжительный период) и легко поддаётся чистке.

Бюджетный вариант для людей, подверженных аллергии на никель (если выбранные элементы из стали его действительно не содержат). 

7. Мельхиор. Это сплав меди с никелем. Мельхиор также использовался для создания украшений с давних времён. Основные особенности этого сплава:

— он быстро темнеет;

— из-за высокого содержания никеля большая вероятность вызвать аллергию.

украшения своими руками

Даже если на фурнитуре из мельхиора есть какое-нибудь дополнительное покрытие – например, золото или серебро, всё равно у людей с повышенной чувствительностью к никелю может проявиться аллергическая реакция.

8. Сплавы на основе никеля. 90-95% фурнитуры для бижутерии делается из таких сплавов. В состав также входят другие металлы: олово, алюминий, цинк, медь и т.д., в разных пропорциях. Самый большой плюс в них – это низкая цена. Также стоит отметить достаточно большой выбор и широкое распространение даже в небольших городах.

украшения ручной работы

Но также важно отметить и минусы:

— низкая износостойкость (темнеют, краска стирается, ломаются);

— высокие шансы вызвать аллергию;

— не всегда можно быть уверенным в отсутствии вредных примесей;

— из-за очень широкого распространения практически утратили оригинальность.

Бижутерные сплавы на основе никеля и фурнитура, выполненная из них, также бывают разного качества, и, учитывая большой выбор поставщиков, имеет смысл найти тот вариант, который вас устроит.

Такую фурнитуру тоже можно чистить, но делать это надо аккуратно, потому что краска с неё довольно легко стирается, обнажая другого цвета основу. Основа темнеет ещё быстрее, и украшение приобретает неаккуратный вид. В таких случаях остаётся только заменить изношенные детали. 

9. Пластик, окрашенный под металл. Самый дешёвый и самый слабый вариант в этом списке – пластик, покрашенный металлической краской.

Он обладает очень малой прочностью, краска быстро стирается или облетает.

Единственный плюс – пластиковая фурнитура очень легкая, поэтому её можно использовать для невесомых украшений, не нуждающихся в особой прочности.

Резюмируя статью – каждый из перечисленных выше материалов обладает своими плюсами и минусами, они применимы в разных ситуациях. Если вы хотите создать настоящее драгоценное украшение, хороший выбор – фурнитура из серебра. В обычной работе для создания красивых и качественных украшений мы рекомендуем использовать родированную фурнитуру или фирменные сплавы. Впрочем, опытные рукодельницы и из обычной никелевой фурнитуры создают очень красивые украшения с хорошими показателями носкоски, так как умеют её правильно выбирать и применять. Для начинающих рукодельниц, для тренировки (когда надо брать количеством), разумно использовать фурнитуру из сплавов на основе никеля, но с оглядкой на возможные проявления аллергии.

Расскажите, а какие материалы вы обычно используете и почему?  

Статья показалась вам интересной? Тогда жмите «Нравится!» и добавляйте нас в свой круг, и мы будем чаще радовать вас полезными статьями и мастер-классами! :)

Часть картинок взята с просторов Интернета. Если Вы — автор, и не хотите, чтобы ваша картинка фигурировала в нашей статье — обращайтесь, заменим. А если не против, то — спасибо! Она у Вас очень красивая :)

Комментарии (48)
Dreamandact 22.12.2017

Здраствуйте, может кто-то сможет помочь! Разыскиваю где покупать фурнитуру из хирургической стали, нашла очень мало вариантов. Буду благодарн за рекомендации и ссылки , а также вопрос можно ли доверять Алиэксперссу, где пишут -нержавеющая сталь, цены там очень дешевые, в отличие от цен у нас. Или там окажется непонятный спав или сталь не соответсвующая? но здесь не могу найти, что нужно.

Спасибо за статью! И комментарии интересно было подчитать)

Я в последнее время отдаю предпочтение нержавеющей стали. Пока это только швензы, но думаю, и другую фурнитуру из нее покупать. Относительно недорого и качественно, по-моему.

А еще мне нравится фурнитура под бронзу. Она темнеет, но лично мне кажется, что в изделии это смотрится нормально. По крайней мере, потемневшую бронзу я ношу, а потемневшую фурнитуру "под серебро" меняю)

На здоровье) Рады, если она показалась Вам интересной image

В нержавейке всё неплохо, только что её мало. Ну и цвет такой.. характерный. Зато с ней практически ничего не случается {#}

Да, на бронзе почти не заметно. Если только её "до дыр" не затереть {#}

Спасибо за публикацию!

Вот терзает меня один вопрос: а у нас что, уже свободный оборот драгметаллов? То есть, если я буду использовать серебряную и золотую фурнитуру безо всяких документов и учетов, у государства ко мне вопросов не возникнет? Или при использовании именно фурнитуры (как части не ювелирного изделия) ничего не надо?

IronDuck 03.07.2017

Продавать "фурнитуру", заготовки, из сплавов драг. металлов, драгоценные камни (первой группы) имеет право только лицо получившее разрешение пробирной палаты .
Покупать "фурнитуру", заготовки, из сплавов драг. металлов, драгоценные камни (первой группы) имеет право только лицо получившее разрешение пробирной палаты .
Это закон РФ.

Спасибо, Вы подтвердили мои знания на эту тему. Давненько уже этим вопросом интересовалась - и подумала, вдруг что-то изменилось....

Ладно, не будем нарушать закон (я оказалась жутко законопослушной занудой)...

Нюра Cikugi 03.07.2017

Елена, к сожалению у нас такое законодательство, как ниже написал уважаемый IronDuck. но все на это законодательтво плюют. это сходит, пока не прижопят. так что лучше всё же встать на учет или сделать доверенность

IronDuck 03.07.2017

Нормальное у нас законодательство.
Люди ненормальные.
Жадные.

Нюра Cikugi 03.07.2017

в нормальных странах с серебром спокойно можно работать у нас нельзя. может, оно и правильно, народ у нас хитрожопый вороватый. даже на серебре так извращаются, что нормальному человеку в головы не придет, пока ремонтитровать не начнешь. но вообше круто так придумывать, умеют наши люди косячить

IronDuck 03.07.2017

Я не знаю про "нормальные" страны и как у них там, но по опыту ремонта изделий такое же ворьё(
И я не верю что в "нормальных странах" мастеров зарабатывающих на хлеб только своими руками (в отличии от тех для которых это хобби) государство не защищает.

Нюра Cikugi 03.07.2017

Бела как-то писала, она в счастивой стране Израиль живет. можно там на серебро самим всё шмякать, золото -надо на ихний израильский завод отнести, там шмякнут пробу

я в нашей стране всё завышаю на серебре-дела копеечные, на золоте так не надо, в изрядные деньги завышение влетит

IronDuck 03.07.2017

Я думаю что не всё так просто.
Вот, "кстати о птичках":
https://www.livemaster.ru/luzvistoso
Ни стыда, ни совести(
Или вот:
https://www.livemaster.ru/item/21528429-materialy-dlya-tvorchestva-tsepi-serebro-925-kitaj
Можно продолжать до бесконечности(
Имя им "легион"

Спасибо, Нюра! У меня драгметаллов нет в работе (останавливала именно необходимость соблюдать формальности, возможно несколько утомительные)... Может, когда и соберусь...Пока еще от онлайн-кассы отхожу...{#}{#}

Марина-Алтай 03.07.2017

А я вот купила медную фурнитуру (пины, спейсеры) из меди. И, как сейчас понимаю (по яркому розоватом-оранжевому цвет), сделано в Индии{#} Хотелось бы узнать про качество такой меди...

Вы уверены, что они именно из меди, а не просто медного цвета?)

В публикациях на тему фурнитуры попадается совет покрывать поверхности из бижутерных сплавов прозрачным лаком "Цапон", для большей износостойкости. Кто пробовал этот метод - поделитесь результатами?

Не знаем насчёт конкретно "Цапона", но если любым прозрачным лаком покрыть фурнитуру, она дольше не темнеет - пока лак не сотрётся.

Нюра Cikugi 03.07.2017

не надо так делать

Почему?

вы кода-нибуь видели, чтоб золото или серебрно лаком замазывали?

мы должны стараться делать как ювелиры. а не какое-то там дерьмо прикручивать

Так...это китайское злато - серебро... Лак предлагается профи, прозрачный. Это же целая проблема - либо фурнитура дорога, стало быть, в целом изделие дорожает, не для массового покупателя. Либо - ищите лайфхаки вроде лакировки! Ювелиры - это целая наука, ступень профессионализма. И, наверное, есть ступень "бижутеры"?

Пардон, для информации - швензы на Ваших дивных керамических серьгах из какого материала?

серебро или латунь. серебро сама лигирую из банковской чистоты или аффинажного металла. так что серебришко у меня очень хорошее

И как, трудно получить разрешение на продажу изделий из драг.металлов? Интересен опыт человека "в теме".

надо ип оформить потом не шибко сложно встать на учет

но там с фурнитурой все глючно. в нашей счастливой стране ювелирное изделие должно быть запаяно. прикручивать-привешивать нельзя

расценки

встать на учет в пробирку =300 руб пошлина,это на 5 лет

перерегистрация именника -200 руб. это надо делать каждый год, сам именник приличный2-3 тыр, мы в укране делали за1800 с пересылкой очень хорошенький именник

иногда нужна выписка из гостреестра-она на квартал действительна. иногда нужна электронная подпись -это плохо, она тоже на квартал и стоит 10 тыр. но это если в тендерах участвовать. у меня печник уже воет от всей этой лабуды ему иногда звонят люди, здрасте. мы выиграли тендер, че делать то

Вопрос именно про бижутерные сплавы, о них и речь. Там же совсем другая специфика.

Я купила как-то на выставке авторскую фурнитуру из олова. Правда еще ничего с ней не делала, поэтому интересно, как она себя поведет. Сильно темнеет? Может кто-то использовал, поделитесь опытом.

Автору спасибо за статью. Интересно было читать.

Вроде бы, олово темнеет, но не сильно, как бы становится матовым, сероватым со временем. Его можно чистить, но аккуратно, так как олово - мягкий металл, на нём легко оставить царапины и только сильнее повредить внешний вид.

В принципе, в интернете есть как разные рекомендации по чистке олова, так и рекомендации не чистить и оставить как есть (для придания эффекта "старины", защиты от дальнейшего потемнения и т.д.) {#} Так что советуем заранее не волноваться, а сориентироваться на месте, вдобавок, уже же куплено, в любом случае)))

в принципе, спокойно олово в зеркало отполирую. но зачем так надрываться с копеечным сплавом

серебришко =-ну да. сделаю прилично

Спасибо большое за интересную публикацию!

На здоровье! Рады, если понравилось)

Подписывайтесь, дальше будет ещё интереснее {#}

Мой любимый вариант фурнитуры - нержавеющая сталь. И стоит она достаточно дорого. И внешний вид вполне достойный. Единственный недостаток - небольшой ассортимент, представленный на рынке. Очень трудно найти подходящую подвеску или бусину. Спасибо за обзор!

Вы хотели написать - "недорого"?)

Да, это действительно неплохой вариант, с точки зрения цена/качество. Остаётся надеяться, что может быть, будут больше выпускать разного)

На здоровье! Рады, что статья показалась Вам интересной. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи, мастер-классы и прочие полезности {#}

Именно - дорого. Цена цепей и некоторых особо интересных бусин сравнима с ценой на серебро.

Мм! Настолько подробно в вопрос не вдавались) А разве это плюс - высокая стоимость?) По Вашему комментарию создаётся такое впечатление.

Я не говорила, что дорого - это хорошо. Это Вы отнесли фурнитуру из нержавейки к бюджетному варианту, а это, далеко, не так.

А, в этом смысле. Да, возможно, и среди нержавейки цены разнятся сильно. Мы какое-то время закупали швензы и подвески (правда, заказывали в Китае) - получалось вполне бюджетно. Может быть, те "особо интересные" элементы, о которых Вы говорите - ручная работа, поэтому получается совсем другой ценовой сегмент.

Очень люблю использовать нержавейку. К сожалению, ассортимент изделий ну очень мал!!!

Да, это правда. Может быть, из-за того, что она более твёрдая, чем другие варианты - сложнее в производстве.

есть ещё ниобий, сейчас спокойно можно купить швензы, они гипоаллергенные, белый металл

а так лучше всего серебро или латунь, там точно проблем не будет

кстати, мельхиор особо не темнет, это хороший сплав белого цвета, ёщё нейзильбер типа того же. но он с цинком до кучи

серебро, латунь, мельхиор, нейзильбер спокойно паяются, шлифуются, полируются, если вдруг надо.про бижутерные сплавы-там непонятно, как они себя поведут

с золотом естественно тоже всё без поблем

классическое белое золото содержит никель в лигатуре, что покупали в прошлом веке =точно с никелем. сейчас стараются делать без никеля

С ниобием пока лично не сталкивались. Как он ведёт себя в процессе эксплуатации?

Насчёт мельхиора - ну, возможно, зависит от ситуации. У всех ещё в памяти остались, наверное, мельхоровые столовые приборы, которые надо было регулярно чистить)) Со швензами, по крайней мере, в нашей практике похожая ситуация

Паять и шлифовать - это для избранных {#} Но важное тоже качество, согласны)))

Matryoshka-doll 02.07.2017

Еще бывает пресованная крошка. Вроде металлическая, но прочности никакой. Ломается и крошится. Китацйская есессна.

Прессованная металлическая крошка? Звучит неожиданно. Может быть, это был какой-то неудачный (дешёвый) сплав?.. Гды Вы столкнулись с такой фурнитурой?

да, пресованая крошка, сейчас полно этой дряни

Надо же, не попадалось. Ладно, учтём и этот вариант в следующий раз {#}

Хорошая классификация и знание вопроса.

Спасибо {#} За время работы с фурнитурой накопился изрядный багаж полезной информации {#}

Впереди ещё статьи об инструментах, камнях, всякие хитрости и тонкости работы с украшениями, а ещё викторины и мастер-классы, добавляйтесь в круг {#}