Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле: убираем с пути несколько увесистых граблей

Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле: убираем с пути несколько увесистых граблей

Виды творчества:   Бижутерия своими руками
Флористика > Заготовки из природных материалов
Сухоцветы в ювелирной эпоксидной смоле: убираем с пути несколько увесистых граблей | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В данной статье я бы хотела представить методические советы и технические тонкости :)

Немного об истории моего увлечения. Вдохновить меня на рукоделие, как мне всегда казалось, не смогут никакие силы, но в один прекрасный день, подруга показала мне в одной из социальной сети работы украинской мастерицы (на Ярмарке Мастеров она не представлена), сказав, что хочет заказать себе эту красоту, а потом добавила, что сама хочет такое делать! Благо, кое-какой опыт рукоделия имела и раньше, да и с природными материалами работала. Мне же предложила сушить для нее гербарии. Сказать, что «тут-то я и пропала» не могу, так как прониклась до глубины души, но... смотри начало абзаца :) Было это где-то в августе, а уральское лето короткое, но гербарии я все же усердно сушила из того, что попадалось на глаза, в итоге, к сентябрю поняла, что отдать такое богатство в чьи-то руки уже не смогу, и «тут Остапа понесло» :) И несет до сих пор, благо природа не знает повторений, да и ценители нашлись! 

Однако я сразу же столкнулась в работе с несколькими проблемами и особенностями материалов, с которыми работают мастера, заливающие сухоцветы в эпоксидную смолу. Часть проблем удается преодолеть, о чем я буду писать ниже, с некоторыми же приходится мириться. Если кто-то знает, как их решить, буду рада почитать об этом, но, подозреваю, это ноу-хау, которым делиться захочет редкий мастер. Что же, я своими — готова!

Итак, приступим! Сразу оговорюсь, что писать полный мастер-класс по сушке растений для заливки не вижу смысла, их в сети достаточно (проверено на себе), правда, есть довольно бестолковые, но этого в эпоху всеобщей гласности не избежать. К тому же, собственный опыт — лучший учитель! Я дам лишь несколько дельных советов по сушке:

  1. Когда вы выдвигаетесь на сбор даров природы, будьте во всеоружии! Все необходимое должно быть при вас: книга с рыхлой (желтоватой) бумагой, ватные диски, маникюрные ножнички, резинка, чтобы книгу в конце перетянуть... да мало ли что еще! Поэтому вам еще и рюкзак понадобится :) Многие нежные цветочки (фиалки, лобелии, незабудки и тому подобное) не донести до дома в букете, они мнутся и вянут в течение нескольких минут после срезания, а кому нужны сморщенные комочки неопределенного цвета? Даже относительно плотные листики и лепестки в человеческих руках могут быстро получить «заломы» или порваться, поэтому — в книгу их!
  2. Не собирайте цветы после дождя! Оптимально — не менее суток, но при крайней необходимости, хотя бы дайте им хорошо обсохнуть после дождя или от росы. Избыточная влага приведет к изменению цвета во время сушки, к прилипанию к страницам книги и прочим неприятным эффектам. 

    эпоксидная смола

  3. Цветы для объемной сушки следует заготавливать с помощью осушителя: измельченного силикагеля, манки, кому что больше нравится. Но их тоже лучше закладывать в осушитель как можно быстрее, если они помнутся, то будут выглядеть не эстетично. Знаю, что есть «мастера», которые сушат цветы «в букете», то есть, просто оставляя их на воздухе, как есть. А потом эти мятые тряпочки заливают и гордятся! Но мы пойдем другим путем, мы хотим сохранить форму и цвет исходного материала! 

    сухоцветы                     

    Так должны выглядеть правильно высушенные в объеме цветы: практически, как свежие, разве что чуть менее сочно.

    цветы в смоле

  4. Цветы, имеющие разную толщину в разных участках, сушим только в ватных дисках! Это как «Отче наш», иначе — мятые скукоженные уродики :) Вот вам для примера фото неправильно и правильно засушенных анютиных глазок, ромашек и дельфиниума.

    работа с сухоцветами

    композиции из сухоцветов

    флорографика

    То же касается мясистых сочных лепестков (тюльпаны, орхидеи, ирисы), но уже по другой причине: для удаления из них влаги впитывающих способностей бумаги недостаточно, они станут коричневыми, сгниют. Для них еще и придется каждые 3-4 дня диски менять, очень осторожно, не помяв. Диски выбирайте с минимальным рельефом, иначе все квадратики и зигзаги в итоге отпечатаются на лепестках! 

    epoxy resin

  5. Приготовьтесь к тому, что цвет сохранить возможно не всегда, это нормально. Лучше всего сохраняют его фиолетовые, желтые, некоторые синие цветы и зеленые листья. Белый станет желтоватым (кроме лепестков орхидей), красный бордовым или коричневым (за исключением пеларгоний), оранжевый потемнеет, иногда до коричневого (исключение — лепестки настурций), синий часто вообще обесцвечивается. Всю радугу перечислила :)

Теперь кое-что о заливке:

  1. Многие лепестки цветов при заливке становятся «пятнистыми»: на участках небольших заломов или микродефектов, вдоль обрезанных краёв эпоксидка проникает в межклеточные пространства, создавая прозрачные участки, сквозь них будет просвечивать фон.

    flowers in resin

    сушка цветов

    конкурс

    Именно поэтому необходимо срывать и закладывать на сушку цветы и лепестки крайне бережно, чтобы не умножать природные дефекты их поверхности. Белые же цветы станут абсолютно прозрачными при заливке! Учитывайте это при составлении композиции и подборе фона, иначе разочарования не избежать!

    конкурс публикаций

    Единственное исключение — бутоны белых цветов (спирея, ландыш, яблоня), в которых лепестки еще лежат в несколько слоёв, они часто спасают положение. 

    авторская публикация 2017

  2. Обязательное условие для успешной заливки — низкая влажность и температура выше 20-22 градуса! Не знаю, у кого как, а у нас на Урале эти условия соблюдаются только в период работы центрального отопления, так что полноценно работать летом можно разве что в помещении, оборудованном кондиционером с функцией осушения. Самая жуть случается в мае и сентябре (или в такое лето, как нынче), когда и холодно еще / уже, и влажность высокая благодаря дождям. Эпоксидка не застывает, а цветы меняют цвет на зеленый... Почти все, особенно синий, фиолетовый, малиновый. Лучше в такие моменты вообще отложить свое хобби и заняться чем-то другим, иначе плакать захочется навзрыд! Жаль своего труда и испорченных материалов.

  3. О том, как готовить смолу, подробно написано в инструкции к ней, причем ваш успех напрямую зависит от точности исполнения инструкций! Это химия, господа. Это вам не кулинария, где можно смешать всё на глазок! Если написано: «тщательно перемешивать в течение 5 минут», советую именно так и сделать, да еще минутку добавить от себя, если в помещении холодно или объем смолы готовите большой.
  4. Всегда лучше недолить, чем перелить! Поверьте, сделать повторную заливку линзы быстрее и проще, чем отскребать от основы и окружающих предметов сбежавший избыток!

Теперь хочу написать кое-что об отдельных видах цветов, используя данные выше советы.

Мальвы. Бывают самых разных оттенков красного, желтого, розового, сиреневого, фиолетового цветов, всегда ближе к теплым.

У лепестков чудесное жилкование, радиально от основания лепестка, у большинства сортов — контрастного к основному цвета, что дает эффектную картинку.

Почти не утрачивают цвет после сушки, сушка просто в книгах, без особых приспособлений: главное — ровно уложить, не помяв. Почти всегда бывают гофрированными у края, так что высушить ровно цельными можно только самые молодые лепестки. Собирать лучше днем, когда цветы максимально раскрыты. Основная особенность — наличие мощного воскового слоя на всей поверхности, он обеспечивает ровный цвет после сушки и отсутствие прозрачных пятен при заливке, также можно вырезать фрагменты любой формы, края не будут пропитываться. Он же создает основную проблему — эпоксидка при первом покрытии сбегается к центру лепестка или вовсе стекает за края, так как совершенно не пристает к поверхности. Повторные заливки компенсируют это, но в дальнейшем при обтачивании или случайном падении слой смолы может с легкостью отслоиться, давая побеление и радужную вуаль.

Покупательницам обязательно нужно давать рекомендации по очень бережному обращению с изделиями. Вставки из лепестков в сеттингах смотрятся, как камни. 

Влажность при заливке дает эффект позеленения белых жилок, что зачастую куда эффектнее, фиолетовые лепестки могут позеленеть на свободных от эпоксидки участках (первая заливка) или даже целиком, иногда и в процессе носки изделия. 

Анютины глазки и лесные фиалки. Бывают всех оттенков радуги! С рисунком и без, размеры тоже варьируют от ногтя на мизинце до цветов величиной с ладонь.

Принцип сушки целых цветков, однако, у всех один: только в ватных дисках или между слоями! Это обусловлено разной толщиной цветка посередине и по краям: при плоской сушке без выравнивающей давление ваты утолщенный центр будет удерживать страницы на расстоянии своей высоты, а тонкие лепестки скукожатся и сползутся к центру, вместо красивого цветка получим убогую мятую фигню с лепестками разной длины и степени скукоженности :) Если есть желание засушить отдельные лепестки, это можно сделать в обычной книге, без всяких приспособлений. Мелкие цветки можно сушить в объеме, так они лучше сохраняют цвет и не дают эффекта прозрачных пятен при заливке (особенно желтые фиалочки), но чаще всего сушат в плоскости, так как в объеме цветки все же слегка скукоживаются.

Лесные фиалки нежно-голубого и сиреневого оттенка с красивым жилкованием просто очаровательны, но имеют тенденцию со временем терять цвет даже просто при хранении в дисках. Очень жаль, потому что они смотрятся даже лучше селекционных фиалок, они похожи на присевших отдохнуть мотыльков!

Влажность при заливке синих и фиолетовых цветков дает катастрофическое позеленение по всей площади, она — абсолютное противопоказание! Лучше не экспериментировать и с рыжими цветками, а также с белыми и голубыми, с разного цвета жилками. Результаты вас точно не порадуют, лучше дождаться отопления. При низкой влажности прекрасно сохраняют цвет и рисунок, но при плоской сушке светлых цветков лучше делать светлый фон, в лепестках могут образовываться прозрачные «окна». 

Георгины. Лепестки бывают самых разных оттенков, полосатые, с контрастным краем или жилками, округлые или удлиненные.

Чаще всего используются самые внешние лепестки соцветия, они наиболее ровные. Почти не утрачивают цвет после сушки (обычно темнеют), сушка просто в книгах, без особых приспособлений: главное — ровно уложить, не помяв. Гофрированные у основания лепестки можно уложить в диски, чтобы выровнять по всей поверхности.

Влажность влияет на синие и фиолетовые цвета при заливке обычным образом — позеленением, желтый не подвержен изменениям.

Есть один интересный эффект: у желтых лепестков с оранжеватыми жилками они окрашиваются в ярко-оранжевый оттенок, очень красивый! Единственный случай, когда влажность дала положительный эффект.

Альстромерии. Дивные по изяществу цветы самых разных оттенков, недостаток только один — приходится покупать :)

При выборе лучше предпочесть цветки яркой окраски, так как при сушке сильно теряют в цвете, однако очаровательные «веснушки», слава богу, никуда не пропадают!

Однако темно-бордовые лучше не брать, если хочется эффекта рябых лепестков-перышек, они будут совсем темными после сушки. Лепестки желательно сушить в дисках, так как они в основании толще, чем у кончиков, иначе будет эффект помятости. Засушенные лепестки очень хрупкие, бережнее с ними!  

Розы. Практически самые разнообразные по цвету плоды селекции цветоводов :) Сюда же относятся все виды шиповника. Всех цветов радуги, размеров, пестроты.

Небольшие бутоны можно сушить объемно, в силикагеле, отдельные лепестки сушат в книгах без всяких сложностей, только ровно разложить. Сложности могут быть с крупными сочными лепестками или шиповником, собранным после дождя, такие могут стать коричневыми, целиком или пятнами. При сушке обычно цвет сгущается, красный становится бордовым, а вот розовый сохраняется. Заливка часто приводит к появлению на лепестках прозрачных пятен самой разной величины, особенно если на лепестках были дефекты или заломы, если вы их царапнули или согнули. К сожалению, это почти неизбежно. Исключение — махровые розы с легким опушением, их можно легко распознать по контрастному оттенку лица и изнанки, их лепестки куда плотнее и, как следствие, практически не подвержены дефектам.

Розы в заливке очень прочно сцепляются со смолой, поэтому я никогда не видела отслоившейся от них эпоксидки.

Влажность катастрофична для шиповника и роз красных оттенков, розовые и желтые от нее не зависят. Белый шиповник становится желтоватым, как слоновая кость, независимо от влажности воздуха. 

Маки. Самые разные по величине и оттенкам цветы.

Сушат лепестки в книгах без особенностей, особенности начинаются после сушки: лепестки у маков имеют паутинную тонкость, поэтому при первой заливке часто просто рвутся под палочкой. Требуют предельной осторожности! Но зато становятся абсолютно прозрачными в заливке, поэтому выглядят драгоценными камнями чистой воды, я не преувеличиваю! Красные при сушке станут темно-бордовыми, оранжевые цвет сохранят. На этом фото оранжевый лепесток служит фоном.

Очень эффектно смотрятся «глазки» в основании лепестка.

Влажность влияет стандартно. Имеют восковой слой, поэтому эпоксидка может стекать вначале, при ударе возможно отслоение, то есть украшения требуют бережного обращения.

Разнообразие цветов в природе практически неисчерпаемо, поэтому написать о каждом жизни не хватит! Надеюсь, мои советы помогут начинающим и вдохновят профи на решение оставшихся проблем :) Всем вдохновения и успеха!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email