О шаблонах мышления индустриальной эпохи, или Блеск и нищета корпусной мебели

О шаблонах мышления индустриальной эпохи, или Блеск и нищета корпусной мебели | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Позвольте представить вам небольшой очерк на тему создания уюта в доме. Попытаюсь раскрыть значительную роль мебели в этом деле. Как и многие статьи, эта появилась в ответ на много раз заданные разными людьми одинаковые вопросы. В этой, первой, статье приведу некоторое обобщение размышлений на тему «как мы оказались в такой... ситуации». Речь идёт о засилье корпусной мебели и отсутствии альтернативы на мебельном рынке России, особенно за пределами столиц.

И первый шаг - осознание Проблемы.              
Помните народную мудрость про красивый фантик и подкачавший материал конфетки? Красота обертки не влияет на содержимое, поэтому конфету из чего попало не сделать. Вспоминаешь об этом когда сталкиваешься с «современной и модной» корпусной мебелью и «красотой» из кантиков-реек, зеркал и т.п., и понимаешь, что дизайнер, конечно, старался, но материал надежд не оправдал.

Довольно быстро сталкиваются обладатели «современной и модной» с такими особенностями, как вредное действие испаряющихся фенолформальдегидных смол, которые не то что содержатся, а составляют основу ЛДСП (ламинированных древесно-стружечных плит). Усугубляется проблема в случаях, когда производитель норовит сэкономить на скрытых от глаз  торцах и вовсе их не окромляет. Многие люди и не догадываются, что привычные головные боли, постоянный легкий насморк и вялость могут быть вызваны ЛДСП (фенол — яд и канцероген, формальдегид тоже). Поэтому в развитых странах этот материал не используется в жилых помещениях, а только в рабочих, бюджетных офисных и прочих местах кратковременного пребывания людей. При этом нельзя не упомянуть разницу в качестве плит европейского и российского производства.

Вторая особенность мебели ЛДСП — быстрое разрушение под воздействием таких неблагоприятных факторов как влажность, высокая температура и ультрафиолет.

авторская публикация 2017, здоровье, мебель из дерева

Дело в том, что от влаги и механических повреждений плиту защищает плёнка, повреди её — и ДСП «пухнет» и крошится. Кромки при экономии или небрежности при клейке отваливаются сами. У многих моих знакомых такая мебель разваливается от, например, небольшого потопа соседями сверху, или даже от влажной уборки, а то и просто хорошо политого стоящего рядом фикуса. Отзывы на мебель одной известной и популярной фабрики ломятся от сообщений о разбухших через год-два столешницах при весьма немаленьких ценах на их продукцию.

Следующая особенность присуща всей корпусной мебели, в том числе «элитной», из массива.        
Это Конструкция — она массивная и незыблемая — обычно выполненная как встроенная или просто огромная и тяжелая, даже потяжелей традиционной дубовой будет.

мебель, корпусная мебель

Как известно, от простейшего стола требуется только горизонтальная поверхность на комфортной высоте. У этого стола три с половиной полных столешницы и только одна — горизонтальная. Получаем вес, неудобство и тень.

уют в доме, мебель из массива

А вот совсем другой стол — легкий, приятный, свето- и воздухопроницаемый.

Немного остановлюсь на нише «элитной» корпусной мебели, подаваемой как мебель из массива дерева. Наконец-то! подумает счастливый покупатель мебели из массива, пока по прошествии 2-3 лет не выяснятся подробности: мебель сделана из обрезков — узких и коротких — массива сосны. Что приводит к конструктивной слабости элементов — они элементарно хорошо гнутся, не держат заданную прямую форму, что ограничивает их использование как несущих. Далее, для придание поверхности прочности и эстетичности, этот массив покрывается шпоном, например, дуба. Технология позволяет получить шпон очень тонкий, доли миллиметра. Производитель радуется экономии. Но грустит Пользователь. Такой шпон быстро изнашивается и трудно реставрируется. Снова в магазин? А ещё этот шпон, как правило, окрашен лаком. Особенно «везёт» обладателям мебели темных, «дороги» тонов. Тонкий слой распыленного лака быстро покрывается трещинами, сквозь который проглядывает светлая основа.

И напоследок самая маскируемая «блеском» часть «нищеты» корпусной мебели — она плоская. Эта «тайна» маскируется приёмом «нашлёпка». Глаз ищет радиусы, душа просит объема. Но мы же помним щитовую природу корпусной мебели. Поэтому натуральные филенчатые конструкции, обещающие нам долговечность, имитируются нашлепками рамок, а радиусные детали являются лепниной к плоскости, оставляя грани острыми. Даже фрезерованная резьба, в угоду сокращения технологического процесса, оставляется острой, ибо смягчать грани — ручная работа, а, значит, долгая, дорогая.

интерьер, дизайн интерьера

Весьма показательный образец. Какую функцию выполняют эти прилепленные рамы и рамки на дверцах? Ну, кроме визуальной имитации... Эффект 3D на плоскости :)

А есть ли альтернатива?             

В тех странах, где проблема осознана, подход к меблировке другой. Молодая семья, одинокая молодежь и прочий люд с ограниченными финансами часто начинают обстановку с IKEA. Да, дизайн технологичен (даже слишком), но есть у них мебель недорогая, экологически безопасная, из той же сосны. А уже потом, финансово окрепнув, приобретают настоящую мебель. Особенно если страна с традициями и достижениями в этом деле. Например, исторически сложилось, что часто мастера нашей, и не только, страны вдохновлялись образцами английской мебельной культуры. Сейчас на Британских островах со своим деревом туго, но есть традиции. Кстати, у них дизайн очень бережливый. Но на континенте Северной Америки дерева в достатке и мебельных дел муза перебралась в 20 веке туда. Рождаются на той земле новые стили, удивительные по красоте и функциональности. Переосмыслены принципы минимализма, на радость «среднему классу».

И снова о «красоте», теперь интерьера. Просто удивительно, как прижилась встроенная мебель в квартирах, нишами для неё не оборудованными. Я имею ввиду «стенки», перефразируя классику, ими хорошо дырки в обоях закрывать :)

В результате стена комнаты закрыта от пола до потолка. Чем это плохо?

Во-первых, исчезает пространство комнаты — воздушное, вентиляционное.  
Во-вторых, исчезает пространство комнаты световое — создается тень и поглощается свет.            
В-третьих, исчезает  психологическое пространство — комната кажется меньше.             
В-четвертых, исчезает полезная площадь стен — для размещения картин, фотографий, и прочих важных вещей для гармонии и позитива.

Ещё один популярный монстр эпохи индустриализации - шифоньер.          
 Придуман для гостиниц, апартаментов, потом общежитий и коммунальных квартир. Универсальный шкаф для компактного размещения всего набора вещей 1 человека.

Но довольно о грустном, сейчас многие люди, семьи имеют собственное отдельное жильё с несколькими комнатами, функционально разделенными:
 — спальная комната
— детская комната;
— гостиная комната (общая или зал);
— кухня, она же, зачастую, столовая;
— прихожая.

И вот здесь-то и есть где развернуться хозяевам. Простор для фантазии и возможности создания душевной обстановки. За столетия придумано множество способов создать уют в каждом из этих помещений. Благодаря наличию нескольких комнат, мебель можно создавать под задачу, без компромиссов и в наилучшем виде.

Конечно, если мы говорим об Уютном Доме, подразумеваем экологичную, эргономичную, эстетически завершенную мебель. Иначе наша радость от её использования будет не полной :)                   
К сожалению, промышленность, в силу естественных причин, не способна решить эту задачу. Во всём мире с этим успешно справляются небольшие мастерские и отдельные мастера. Вот и в нашей стране стал заметен процесс возрождения столярного искусства. А доступ к всемирной паутине Интернета, позволяет мастерам наверстать упущенное время и присоединиться к этому празднику творчества на благо людям. Как это часто бывает: Новое — хорошо забытое Старое :)

В следующих статьях будет подробнее рассказано о том, что имеют предложить мастера для уютной обстановки Вашего Дома.

Спасибо за внимание.

Всем уюта, тепла и света в доме :)

Комментарии (49)
Ольга ДороФея 02.07.2017
Какая хорошая статья! Спасибо!

Благодарю за отзыв, рад быть полезным :)

Дальше будет ещё интереснее... да и про хорошее писать легче :)

а какая альтернатива? Деревянная мебель?, но она очень дорогая, если вы только не живёте в Сибири, там лес сравнительно дешёвый, но и там наблюдается тенденция безжалостной вырубки на экспорт, а взамен присылается мдф.

Корпусная мебель действительно ерунда - за 4 года мы уже 2 раза заказывали новые фасады на кухню, т.к не понятно от чего полимерное покрытие отходит от плиты. Есть вариант заказать мебель из нат. дерева, но и тут есть предприимчивые бизнесмены которые делают из шпона т.е. вверху и внизу породы качественной древисины, а внутри вторсырьё, но как это проверить уже в готовом изделии?

В Сибири мебель из натурального материала нисколько не дешевле. Зато заборы на стройках у нас правда из чистого дерева{#}

Вы правы, мебель не дешевле. Древесина высокого класса выезжает мимо местных производителей. В Москве хорошую лиственницу проще найти, чем на Байкале...Пути Бизнеса - загадка ))

Если бы эти заборы еще и красили )

Сopperstyle 03.07.2017

Вот тоже всегда удивляюсь -на забор не жалко хорошей доски, а на мебель-стружка)))

Благодарю за Ваш интерес к теме. Вы знаете, я в своё время был весьма удивлен, насколько использование сосны дешевле и практичней любой, самой бюджетной корпусной мебели. Стоимость материала как раз выше у ЛДСП-мебели, хвойная древесина прилично дешевле. В стоимости деревянной мебели большую роль играет работа, её там просто больше. Предприимчивые бизнесмены это вообще беда какая-то. Обращаться лучше напрямую к мастеру, которому нравится его работа, такие люди работают за совесть. К тому же индивидуальные мастерские несут меньше накладных расходов и могут предложить изделия высокого качества и надежности из древесины ценной породы по цене даже меньшей, чем корпусная мебель из массива, покрытого шпоном. Сравнивал с изделиями известных фабрик "элитной" мебели Воронежа и Екатеринбурга. Где их найти, мастеров? Да на ЯМ, и в остальном Интернете. Конечно, для кухни надо искать мастера поближе, в своем городе. Ведь нужны замеры или хотя бы монтаж. Но именно столешница кухонная из дерева будет дороже, ведь нужно твердое дерево (из недорогих хотя бы лиственница, только не береза, она к влажности чувствительна) и хорошее покрытие (например Danish Oil - Датское масло). Как я заметил, тенденция наметилась и индивидуальные мастера - увлеченные личности, появляются повсеместно. Отличить набранный щит от цельного массива неопытному человеку правда сложно - по рисунку текстуры дерева. Но лучше знать заранее, как и с чем мастер работает. Посредники в век прямой коммуникации - устаревшее звено.

Закрыто 03.07.2017

Древесина для заборов, брус для стропил и древесина для изготовления мебели - три больших разницы. В зависимости от влажности древесины. Так вот процесс сушки древесины для производства мебели, в фабричных условиях - и определяет ее дороговизну.

Да, всё верно, с сухой доской бывают проблемы. Но это ещё полдела. Индивидуальному мастеру сушить можно и естественным путем, имея запас для работы. Я так делал, результат по влажности очень даже. Большую роль играет ещё диаметр ствола и соответственно место, с которого доска получена. Очень трудно найти "на местах" широкую доску, взятую с хорошего ствола. чтобы получить мебельный сорт. отсюда любовь цехов к столярным плитам. Куда ни глянь - всё из плит. И ни тебе природной красоты натурального абстракционизма, сплошной кубизм. Который только красить.

Поэтому хорошая цельная доска - дорого.

Кошкин дом 03.07.2017

Спасибо за статью! Полностью с Вами согласна, мебельиз сосны гораздо практичнее и по цене доступно. У меня кухня из сосны уже 3 года и находится в том же состоянии.

Показать все