Совмещаем рукоделие с материнством и домашними обязанностями. Часть 1. Общие советы

Совмещаем рукоделие с материнством и домашними обязанностями. Часть 1. Общие советы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Через три недели я стану опытной мамой. Это значит, что дальше счет пойдет уже на года, так уж принято, когда ребенку сравняется 12 месяцев.

Первый год — это очень ответственно, сложно и интересно. Предполагаю, что и дальше будет также, но все кругом с авторитетом заявляют, что дальше станет проще. За прошедший год я приобрела колоссальнейший опыт во многих вещах, одна из которых — все успеть и совместить. Хочe поделиться с вами. Я, как и многие-многие другие мамы, постоянно задаюсь вопросом: куда я раньше девала свободное время, когда его у меня было так много? Ответа нет. Можно погоревать по этому поводу, но на это времени тоже нет. Остается только подумать, что делать с таким маленьким количеством свободного времени, когда планов громадье, и как сделать так, чтобы времени стало больше.

Обсудим те вопросы, которые волнуют каждую маму, которая пытается заниматься одновременно ребенком, домом, собой, мужем и любимым делом.

Главный из них: «Как все успеть?».

Ответ на него прост до смешного: «Успокойтесь, никак».

 авторская публикация 2017, дашина шкатулка

 Правда, никак. Все успеть все равно не получится. Но можно постараться использовать быстротечные 24 часа максимально продуктивно. Поэтому:

  1. Расставляем приоритеты. Что для вас сейчас важнее всего?

«Конечно, мой малыш!» — скажет каждая мама и будет права. Поэтому договоримся, что интересы и безопасность ребенка превыше всего. Есть дела, которые никто за нас не сделает, но даже они могут подождать. Ребенок, как ни крути, на первом месте. Дальше — все остальное. Лично для меня важнее всего еда и сон — это то, в чем я себя ущемлять не стану. Но нужно приготовить обед на всю семью, постирать-погладить, сделать уборку. А еще собрать игрушки, испечь пирог, поболтать по телефону, хочется сделать маску на волосы, и кота тоже надо накормить. А как же свое, свободное время на то, чем по-настоящему хочется заниматься? От этого списка (а он также бесконечен) хочется взвыть, сложить руки и ныть «Я ничего не успеваю!». Здесь приходит на помощь такая вещь как

    2. Планирование.

Да, не все это любят. Но план — это основа организованности. А только организованность поможет справляться с делами и давать возможности для саморазвития. Я считаю, что планировать при наличии маленьких детей не только можно, но и нужно. План может быть составлен на день, неделю или даже месяц. Суть в том, что планирование должно быть гибким. Дела нужно разделять на категории по важности. Категорий может быть сколько угодно, но придерживайтесь правил: 1) Не старайтесь выполнить все за один день. 2) Не нагружайте себя невыполнимыми в настоящих реалиях делами. 3) Не требуйте от себя невозможного. 

тайм-менеджмент, советы мамам

В идеале, конечно, план стоит записать. Но чтобы не тратить время и не записывать такие дела, которые вы сделаете в любом случае (например, покормить ребенка и поесть самой), я предлагаю делить все дела всего на две категории: важные и обязательные. (Хотя, оговорюсь, если состояние ваших дел заставляет хвататься за голову, а у вас не хватает времени на удовлетворение базовых потребностей, записывайте все, и обязательно в порядке важности).

Итак, в моей иерархии важные — это те дела, которые нельзя не выполнить. Для меня это поход в поликлинику, стирка, ежедневная влажная уборка. Обязательные — это которые выполнить нужно, но от невыполнения никто не пострадает (кроме вашего чувства перфекционизма). Например, приготовление обеда — это важное дело, но если по каким-то причинам вы этого не сделали, уж разок можно поесть чего-то готового или ограничиться, например, творогом (все по вкусу).

 «Невидимая» категория моего плана (то есть, то, что я не записываю) — дела, необязательные для выполнения. Я их сделаю, но если будет время. Во второй части я подробно расскажу, как распределяю категории лично я и каким образом стараюсь придерживаться плана.

тайм-менеджмент для мам

Отдельно в моем плане есть такой пункт как «дела творческие». Это самое интересное, ради чего, собственно, планирование и затевается. Ведь их нужно куда-то в течение дня вставить! Эти дела тоже можно делить на категории. Чтобы было понятней, как это сделать, рекомендую для прочтения книгу Барбары Шер «Отказываюсь выбирать!». Она написана вовсе не специально для мамочек и посвящена не совсем тайм-менеджменту, но в ней можно найти практические советы, применимые для любой сферы жизни, когда вам не хватает организованности. В частности, для себя я сочла полезными модели распределения «Учитель» и «Врач».

Модель «Учитель» предлагает заниматься определенным видом дел в определенное время дня. Нечто похожее на эту модель и сложилось в моем распорядке дня: утро я трачу на домашние дела, время до обеда на прогулку и игры с ребенком, послеобеденный сон малыша на свои личные дела, затем снова домашние обязанности, время для игр и снова «мое время».

Модель «Врач» предлагает то же самое, но разделить на дни. Вот такой принцип я выбрала для своих творческих дел. Это помогает мне заниматься всем, чем я хочу. Например, понедельник — день для поиска новых идей. Вторник и четверг — день для вязания. В среду и пятницу делаю развивающие игрушки сыну. Воскресенье — день «свободного полета» по велению души или отдыха. И то время в течение дня, которое я могу позволить себе уделить творческим делам, посвящено именно «делу дня».

Самое главное в нашем плане — его гибкость. Сначала можно попробовать составлять его буквально по часам, чтобы проконтролировать, какие в вашем времени черные дыры (проще говоря, куда время тратится впустую и безрезультатно — на телефонные ли разговоры, посиделки в интернете или просто слишком долгие сборы на прогулку). Дальше это вовсе не обязательно. Достаточно разделить, к примеру, на до обеда — после обеда — дневной сон (ребенка) — до ужина — после ужина — после «отбоя». Или просто на утро-день-вечер с определением временных рамок по собственному разумению. Однако, не стоит слишком строго определять место каждого дела в части плана. Не получилось погулять с ребенком утром, можно сделать это вечером. Главное, сделать, если это стоит в категории «важное», конечно.

мама

Однако, не нужно планировать слишком много важных дел. Определите для себя три важных дела на всю неделю (без привязки к конкретному дню и времени) и по три важных дела на каждый день. Пример: на этой неделе нужно съездить в налоговую, довязать скатерть и разобрать вещи в шкафу. В какой день это сделать — смотрите по обстоятельствам или делайте каждый день понемногу — как удобно и как позволяет время. В понедельник важные дела: поход на почту, влажная уборка и приготовление еды. Во вторник дела могут быть теми же самыми или другими, главное, их всего три по-настоящему важных. Совершенствуясь, постепенно можно увеличивать количество. Если уж очень хочется, можно ввести систему поощрений и наказаний, но лично мне это мешает. Смысл в том, чтобы не оставлять «хвостов». Не сделали важное дело — не делаете того, чего хочется. Убрали «хвосты» — занимайтесь чем угодно.

Так для чего все-таки нужен план? План нужен, чтобы увидеть, что не будет сделано без нашего участия на самом деле, а что необязательно делать (по крайней мере, именно сегодня). План поможет наладить режим дня, а для ребенка и его мамы — это очень важно. И с помощью плана можно структурировать дела таким образом, чтобы они занимали меньше времени. О своем личном опыте составления и выполнения плана я расскажу подробно во второй части.

  3. Следующим пунктом стоит задать вопрос: «Как облегчить свою жизнь, чтобы освободить время (руки, место)?»

Советов на эту тему масса. От домработниц и нянь, что недоступно многим, до величайших изобретений человечества как стиральная машинка-автомат, робот-пылесос, посудомойка, мультиварка и прочее. Выбрать можно на свой вкус и кошелек. Однако, питать надежды избавиться вовсе от домашних дел вряд ли стоит. Стиралку все-таки нужно загружать и разгружать, белье сортировать, пыль вытирать. Но если лично вам какой-либо бытовой прибор помогает — используйте его на полную катушку! Про себя скажу, что мультиварка, например, мне не большой помощник. Мне все равно приходится следить за приготовлением, помешивать и добавлять ингредиенты последовательно. Пылесосом я не пользуюсь, предпочитаю влажную уборку. На руку мне играет то, что убирать мне приходится небольшую площадь, и ковров у нас нет. Так что, здесь все индивидуально.

Отдельно для облегчения жизни стоит рассмотреть помощников. Тут уж исходим из их наличия. Если они есть — смело делегируем полномочия! Оставим себе три важных дела из плана, второстепенное могут сделать другие. Ну а если помощников нет, значит, нужно действительно строго пересмотреть свой режим, составить план, организовать день.

материнство

Можно выделить час, два, для занятия любимым делом, но несколько раз в день по 10 минут — это тоже лучше, чем ничего. Важно, чтобы необходимые материалы были у вас под рукой. Стоит так организовать пространство вокруг себя, чтобы в любой момент была возможность взять что-то и сделать. Конечно, не каждую работу можно поместить в шкатулку и не все можно выполнять при ребенке. Но то, что можно сделать — нужно сделать. Попробуйте поместить нужные инструменты в коробки и просто разместить их в доступном для себя (но не для ребенка) месте. То, что может заинтересовать ребенка, но не должно быть все время для него доступно, тоже можно разложить подобным образом. Например, у нас в кухне на полке лежит закрытая коробка с карандашами и рядом бумага. Ребенок заскучал перебирать магниты на холодильнике — можно порисовать. У меня на окне стоит шкатулка с текущим вязанием. Пока малыш все там же, с магнитами и карандашами, у меня есть возможность немного повязать. Все это потом можно быстро убрать на места, чтобы потом также быстро снова взять. 

Про вовлечение ребенка в свой творческий процесс говорить не буду. Возможность этого каждый решает для себя сам.

С маленькими детьми можно и нужно развиваться, здесь, на «Ярмарке Мастеров», это подтвердит каждый. Они не забирают у нас возможности, они помогают открывать нам новые горизонты. И если вы не умеете планировать, вот шанс научиться. Главное, не забывать о своих желаниях и сохранять силы для того, что вам дорого и важно. Нужно изменить свое отношение к происходящему, не жалеть потраченного времени, но искать возможности тратить его с пользой.

рукоделие

Спасибо за внимание, буду рада, если вы сможете почерпнуть что-то для себя. 

Продолжение здесь>>

Комментарии (72)

Даша, спасибо за публикацию! Удачи!

{#}

Лада - куколка на счастье, спасибо)
Алеся магазин "Для девочек" , да,да примерно так и у нас,только третьему надо очень много внимания,когда он остается без старших брата и сестры,ему как раз год, мне пока не легче....просто он не может один, ему надо постоянно с кем то играть...мож период просто такой.

Даша, после года будет легче - это правда! Крепитесь!

А после второго ребёнка ещё легче!)

Это как в анекдоте:

"“Первый ребёнок - всё кипятим, стерилизуем, утюжим.

Второй ребёнок - иногда кипятим, не утюжим и следим, чтоб не ел с кошачьей миски.

Третий ребёнок - если кто-то съел кошачий корм, то это проблемы кота“

Алеся, спасибо!) на самом деле мне вовсе и не сложно, все в радость и с интересом))) а анекдот этот в последнее время в разных вариациях часто встречаю!)
........постоянно задаюсь вопросом: куда я раньше девала свободное время, когда его у меня было так много? ....... Я тоже ценю теперь каждый часик свободного времени для себя и это,кажется иногда,очень много по сравнению с днями ,когда и полчаса свободного нет..... Спасибо,Даша, за призыв к планированию, оно обязательно должно быть!!!
Спасибо, Ольга. И я рада, что Вы солидарны со мной) а этот вопрос... Он никогда, наверное, не отстанет!)))

Дарья, да, дальше будет легче... но не на много! шучу. полегче, конечно. {#}

самоорганизация -это важно, но я столкнулась с тем, что если высыпаться, то работа "стоит" . Если не спать, то просто не могу работать- так измотана. Что делать...

Инна, нам всегда приходится​ сталкиваться со множеством дилемм)

помню, как-то одна одна очень мудрая женщина сказала мне: "мы сами создаем себе трудности, а потом преодолеваем их с криками: "Ура!".

вот так кричим {#}

Инна, а как же жить, если не с чем работать)

ой, Дарья, это да. мне вообще надо все время что-то делать-делать. не могу сидеть просто так...

а потом всю работу переделать не могу {#}

Очень интересно. С удовольствием прочитала статью. Будем ждать второй части! Спасибо!
Спасибо)
925-serebro 22.06.2017

СУПЕР! *THUMBS UP*

Благодарю!)
luba 22.06.2017
Даша доброго дня! И я с удовольствием прочитала твою публикацию, буду с нетерпением ждать продолжения!..Проголосовала. Ты большая умничка и молодец, я, конечно, весьма далека от такого юного возраста, но и мне совсем не помешают твои советы, а уж для молодых мамочек , просто пособие к действию! Браво!

Любовь, спасибо большое!

Очень интересная публикация!!!!

Спасибо!)

здорово!!!{#}{#}{#}

Благодарю)

Очень полезно !!!!{#}

Очень полезно !!!!!{#}

Очень интересная, полезная статья! Удачи !{#}

Елена, спасибо!)
У Леночки 22.06.2017

Даша, у вас замечательная публикация!!! Очень много полезной информации. Как бы еще научиться действовать по плану? Ведь так хочется все время на что то отвлечься.{#}

Лена, спасибо) Иногда отвлекаться можно) а так - самоконтроль и дисциплина))) плюс режим дня. Во второй части попробую рассказать, как что получается у меня)

Даша, замечательная статья! Я была на 2 м курсе университета когда родила дочку. Спасибо ей большое, что она первые три месяца в основном ела и спала))) Я училась очно и ездила в перерывах между кормлением на пары (хорошо универ был близко). А по ночам я рисовала и занималась живописью, тк. училась на преподавателя ИЗО. Планирование - это очень важно. У меня день был распланирован очень четко, но я ниченго не записывала - план был в голове! Я интуитивно знала как и что мне нужно делать, чтобы все успеть.И самое главное - у меня были помощники, мама, муж, брат, отец. - помогали все) Так что я доучилась очно до 4 курса, а потом перешла на заочку. Творчеством я занималась и занимаюсь постоянно! Спасибо моим родным, что смогли поддержать меня...

Yalita Rose - Цветы из фоамирана, сама жизнь - вот наш главный учитель) и хорошо, когда есть поддержка, иногда без нее вообще никак!

Классно!!!! {#}

Спасибо)

Спасибо!!! Очень полезная статья!

Спасибо!)

Даша, спасибо, очень интересная статья! Вот уже совсем скоро совмещение материнства с домашними делами и творчеством для меня станет актуальным {#}.

Елена) Очень рада за Вас) Надеюсь, что Вы нашли для себя полезную информацию)

Дашенька, спасибо за статью. На мой взгляд все четко и понятно )) Я и сама всегда ставлю для себя цели и задачи, но вот не всегда удается все выполнить по плану. Дети часто болеют в определенный период их роста, особенно в садовском возрасте, а когда ребенок болен не хочется ничего, лишь бы выздоровел! Но когда все благоприятно в семье и есть поддержка близких к вашему творчеству, то с привеликим удовольствием можно заняться любимым делом! К сожалению в сутках всего 24 часа и тут нужно выбирать или здоровый сон, или творчество в моем случае, т.к. у меня полная загрузка по основной работе. Кстати, плотно рукоделием я начала заниматься именно в декрете )))

Спасибо)
Конечно, главное - это здоровье деток. Дети здоровы - и мама счастлива, а значит, счастливы и все остальные) Если, конечно, мама умеет планировать свое время и распределять силы))))
И все индивидуально. Я бы сказала, что преимущества планирования именно в том, что можно подстраивать все под себя, под свои нужды и приоритеты. Не спать я пока не умею) Выйду на работу, не исключено, что научусь)))

Замечательная статья!!! Спасибо!!!

Спасбио)

Даша, спасибо за публикацию))))

Благодарю)

Маруся М 22.06.2017

Дашенька, замечательная публикация!

Посоветую своей невестке почитать, она тоже с малышом (4 месяца) все старается успеть. В моих коллекциях есть ее работы (конверт, кармашки, бортики). Но со временем конечно цейтнот! Поэтому статья нам ой как нужна! С составлением плана я согласна! Особенно понравилось описание приоритетности и РОЛИ) Спасибо, Дашенька!

Спасибо)
Ой, с четырехмесячным малышом и все успеть)) Я только месяцам к шести стала более-менее разгребать свои дела{#} Но еще и детки все разные, да и раньше начнешь - быстрее получится)))

Поддерживаю. Вспоминаю как я выкраивала время для рукоделия. Это было мне необходимо.

Да, дети - это счастье, кто же спорит, но когда они превращаются (а они превращаются обязательно) в работу, то необходима отдушина) И если раньше рукоделие было способом просто расслабиться (ну, у меня так), то теперь это еще и медитация, восстановление сил, способ упорядочить мысли и проч. и проч.))

Даша, очень интересная и полезная публикация! Желаю удачи в конкурсе!

Большое спасибо)

Дашенька, молодец! {#}{#} Отличная публикация!))

Думаю, не только мамочки смогут извлечь полезные советы по самоорганизации и планированию личного времени... Огранизовать себя всегда сложно, но главное начать {#} А такая статья может стать прекрасным мотиватором!

В точку) Начать - это всегда непросто)

На эту тему, я мама 4 маленьких деток могу рассуждать бесконечно{#}. С годами наработанный график и режим жизни уже не требует планирования.. Еще один пунктик от меня к вашей статье- иногда можно забить на полы и пыль, выпить кофе с вкусняшкой и немного порукодельничать, восстановить так сказать, душевные силы)

Что правда, то правда - это про восстановление сил) Исключения должны быть, причем обязательно в свою пользу))
И, конечно, опыт тут важнее всего) 4 маленьких деток - я Вами восхищаюсь!!

Очень правильно написали, с появлением третьего малыша стала проще относиться к пыли и чистоте полов... Поддерживать порядок в доме практически невозможно.

Но очень стараюсь соблюдать еще такой пункт; два часа вязания или другого рукоделия в день - завожу секундомер и занимаюсь только этим. Если вынуждают обстоятельства прерваться - секундомер приостанавливаю, потом наверстываю...

Даша, с удовольствием прочитала. Очень актуальная для меня тема. Работая, я мечтала о декрете и думала, что у меня будет вагон свободного времени, но как же я ошибалась) ) Времени на любимое занятие оставалось тааак мало, что мне тоже пришлось строить планы, вести запись дел. Конечно, я разработала удобную для себя систему, не всегда все получается, но я стараюсь. Жду вторую часть, очень интересно!

Спасибо) Рада, что вызвала отклик)
Читаю комментарии и вижу, что здесь все очень даже организованные и целеустремленные люди) Умеют планировать и извлекать пользу даже из редких минут свободного времени)

Юлия (Belasla) 21.06.2017
Как полезно!!! Спасибо большое!!!:-):-):-)

Спасибо)

Даша, спасибо за публикацию! Ценная статья, думаю многим она напомнит ещё раз о планировании дел! Удачи в конкурсе:-)

Спасибо!)

Екатерина 21.06.2017
+27))

Спасибо))

ЕКатерина 21.06.2017

Даша!! Я сто процентно с вами согласна!! И не только молодым мамочкам! Всем полезна эта статья! А главное - малютка от этого выигрывает, так как мама спокойная, знает, что и для её дел время придет. И малыш тоже учится потихоньку уважать мамины занятия. Короче, базисные психологические и педагогические и, если хотите, бабушкины истины ! Но именно их почему то забывают! А ведь это лекарство от многих проблем!!

Согласна)
На самом деле, все уже давно придумано и изобретено) Нужно просто иногда себе напоминать, что кто-то уже ходил по этим граблям и можно воспользоваться опытом))

Ох, какая своевременная статья... Пошла по аналогичному пути - на неделю планирую не больше трех больших дел (как правило если они не привязаны к определенному сроку и не связаны с малышом, то делаю их в выходные, когда с ребенком могут посидеть бабушки), а на каждый день по одному небольшому - не считая стирки, уборки и готовки, мое время для рукоделия с 9 до 11 часов вечера - бисер пока ограничен этими часами, когда малыш уложен, а муж накормлен + в детской коробка с вязанием - там я кардиган себе вяжу на осень (такими темпами как раз к осени и свяжу).

Вот-вот. Пожалуй, это оптимально.
А время перед сном, когда дети уже спят - вообще "золотое"))

Оно и до сих пор "золотое", когда вся семья с котами вместе укладываются спать и в доме тишина! Никогда не могла заснуть днем (как врачи рекомендовали - спит ребенок и вы отдыхайте), в то время, когда дети-младенцы засыпали: жалко времени было на сон!

Да, у меня тоже в основном так.) Исключение только когда ночью поспать толком не удалось))

Даша, согласна с Вами: правильная самоорганизация - один из важнейших факторов при достижении поставленных задач! Но, думаю многие мамы меня поддержат, как ни планируй дела, время на себя и свое творчество появляется далеко "после отбоя"{#}

Удачи в конкурсе!

Ну, по большому счету, конечно, так и есть. Но допускаю, что даже "после отбоя" время находят не все. Почему? Потому что не смогли организоваться в течение дня))

Интер-Предмет 21.06.2017

Чудесно, полезно, спасибо!!!

Спасибо)