Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хендмейд как бизнес > Стоимость почтовой доставки: 20 неудобных вопросов и 20 жестких ответов

Стоимость почтовой доставки: 20 неудобных вопросов и 20 жестких ответов

Победитель конкурса! Все участники >>
21.06.2017 11:34     Просмотров: 22992     Комментариев: 881     
Виды творчества:   Разные виды творчества

Тема почтовой доставки: какова должна быть ее честная стоимость, как сделать этот этап сделки выгодным для покупателя и неубыточным для мастера — бурно и многократно обсуждалась на нашем рукодельном портале. Копий было сломано немало, но к консенсусу, как водится в преимущественно дамском сообществе, не пришли, хотя комментарии и содержали почти все возможные разумные тезисы. На разнообразие и всесторонний охват проблемы не претендую, просто пытаюсь внятно и подробно представить все аспекты позиции, которая близка лично мне, и жизнеспособность которой подтверждается собственным опытом: 

почта, авторская публикация 2017

1.      Разве стоимость почтовой доставки не должна равняться почтовому тарифу?

Нет, не должна. Стоимость почтовой доставки может складываться из множества факторов, как то:

  • почтовый тариф — не обсуждаемо, ибо, «что выросло, то выросло»;
  • упаковка (коробка, пакет и др.) — без которой отправление не справится с обеими российскими бедами — дураками и дорогами;
  • полиэтиленовые пакеты — на случай «всемирного потопа» на пути следования;
  • наполнитель (пупырка, пенопласт, бумага, картон, распорки и пр.) и другие вспомогательные материалы (скотч, клей, скобы, скрепки, гвозди, саморезы) — для защиты от танцующих слонов (они точно водятся на нашей почте); 
  • времени на упаковку — те, кто хоть раз собирал в дорогу большую картину в багете, меня поймут; те, кто отправлял почтой большую картину под стеклом, наверное, умерли от разрыва сердца прежде, чем посылка дошла до адресата;
  • проезд (билет на маршрутку, бензин для авто, овес для Росинанта, аренда чартерного рейса) — «не каждая птица долетит…», не каждый мастер пешком по бездорожью и распутице доберется до почты (марафонские достижения наших рукодельников еще далеки от олимпийских стандартов);
  • время, потраченное на дорогу к почтовому отделению — это тоже не везде пятиминутная прогулка, а время, как известно, — деньги;
  • время, проведенное в очереди к заветному окошку — многим, конечно, удается и в этом случае заняться чем-нибудь полезным, но справедливости ради, книжку в сто раз приятнее читать в уютном домашнем кресле, а значит мастер тут не столько литературой наслаждается, сколько работает, а любой труд должен быть оплачен;
  • труд помощников (курьеров, упаковщиков, носильщиков, водителей) — обойтись своими силами может помешать специфика товара (вес, размер) или большое количество заказов;
  • страховка — на этом пункте можно сэкономить, только если мастер готов возмещать покупателю убытки в случае форс-мажора (утери, кражи, повреждения);
  • амортизация — обуви, одежды, нервов, мозгов (шутка);
  • моральный ущерб от осознания того, что все в жизни «суета сует» и места для высокого искусства остается не так уж много (грустная шутка).

почтовая доставка

2.      Выходит, мастер может выставлять цену за доставку почтой больше, чем указано в почтовой квитанции?

Может, так как для отправки посылки нужно не только почтовое отделение, но и многое из перечисленного выше. А покупатель всегда может отказаться от сделки, если какой-либо из пунктов ему не нравится.

3.      А если в чеке сумма окажется больше названной мастером, должен ли покупатель доплатить за доставку?

Только, если это было обговорено до принятия покупки. Многие хендмейдеры, у которых посылки более или менее одинаковы по весу, размеру и виду почтовой услуги, называют приблизительную усредненную цену.  Таким образом, для обеих сторон и переплата, и недостача оказываются несущественными. При этом отправитель скорее всего по итогам нескольких продаж выйдет в ноль, ну а получатель сыграет в лотерею: повезет — выиграет рублей десять (мелочь, а приятно), нет — невелика потеря. 

4.      Почему некоторые мастера после отправки возвращают разницу между предоплатой и почтовым чеком покупателю, а некоторые нет?

Потому, что первые включают часть расходов на упаковку и отправку в стоимость товаров, а вторые — нет. И те, и другие — в своем праве. Но и покупатель вправе знать, что нет на свете ничего бесплатного и все, что ему «подарили» он на самом деле уже оплатил, только из другого кармана. К тому же некоторые мастера небезосновательно считают, что увеличение вдвое количества платежей и переписки может оказаться весьма утомительным, чреватым оплошностями и предпочитают «не множить сущности без необходимости».

5.      Есть мастера, доставка у которых копеечная, и цены у них такие, что явно не включают доставку — так как же они достигают этого?

Честно? Не знаю. Но есть несколько версий:

  • рукоделие для такого мастера — хобби, и заработок ему не важен, потому что и он сам, и его «бизнес» существуют за счет других источников (папа — миллионер, богатый спонсор, другая работа, пенсия, рента и др.);
  • мастер — новичок и работает себе в убыток, в надежде, что «сегодня я работаю на свое имя, завтра имя будет работать на меня»

Оба способа имеют право на жизнь, но ожидать, что их выберут многие мастера, не стоит. В самом начале хендмейдерского пути, когда каждая продажа воспринимается как необыкновенный подарок судьбы, можно, конечно, под влиянием эндорфинов в придачу к покупке отписать долгожданному заказчику и собственную квартиру, однако если рукоделие не только средство самовыражения и хобби, но и способ заработка, и профессия, то и к любым расчетам нужно подходить профессионально — скрупулезно, точно, справедливо (по отношению к себе в том числе).

стоимость

6.      Почему не у всех мастеров сразу (в правилах, на странице товара) можно увидеть стоимость доставки?

Мастер заранее не может знать, в какой точке планеты найдется очередной любитель хендмейда. А если еще и товары сильно разнятся по весу и размеру, то, указывая цену заранее, можно очень легко последние штаны проторговать. В этом случае приходится для каждого заказа высчитывать стоимость доставки отдельно.

7.      Почему мастер включает расходы на поездку до почты в сумму доставки?

Потому что посылка сама в почтовое отделение не телепортируется, а у мастера всего две ноги (не всегда здоровые), одна жизнь и куча дел.

8.      Если мастер решит ездить к почтовому отделению на такси, покупатель должен платить и за это?

Да, если он хочет покупать именно у этого мастера. Если хендмейдер настолько эксклюзивен и неповторим, то, возможно, что в скором времени он забьет в расходы покупку и содержание Lamborghini. Но у покупателя всегда есть выбор — соглашаться или поискать того, кто не менее талантлив, но пока не столь популярен.

9.      Почему мастер крохоборничает и включает в стоимость доставки всякие мелочи вроде нескольких сантиметров скотча, одного-единственного пакетика?

Потому что мастер все это «богатство» не украл, не нашел на помойке, а купил. В интересах заказчика, чтобы он и впредь поступал именно так, ведь от этого зависит надежность упаковки, а, следовательно, сохранность товара.

10.  Но если мастер так успешен, у него много продаж, неужели он не может просто подарить эти 10-50-100 рублей покупателю?

Наверное, может, но за счет чего? Экономя на надежности упаковки? Снижая качество работ? День и ночь вкалывая за гроши? Отбирая кусок хлеба у собственного ребенка? Грабя банки в свободное от рукоделия время? 

стоимость доставки

11.  Но можно же включить стоимость доставки в цену товара?

Можно, но обрадуется ли тот, кто забирает товар самовывозом, если ему придется заплатить за услуги почты, которыми он не воспользовался?

12.  Стоимость доставки может превышать стоимость самого заказа?

Может. И еще как! Если мне нужны именно эти три «перламутровые пуговицы, то кому же еще оплачивать их путешествие из Владивостока в Москву? Собственно, ни для кого не новость, что «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз» и дистанционная покупка некоторых вещей (дешевых, например, или очень габаритных, тяжелых) может быть очень накладна.

13.  Почему некоторые мастера устанавливают так называемые «почтовые дни», а не отправляют посылку сразу после получения денег?

Чаще всего это сделано именно для того, чтобы меньше тратить времени и денег на почту, а значит доставка покупателю обойдется дешевле. Ну, и мастер же не только отправлятель посылок — в его жизни и работе наверняка есть множество вещей, которые тоже требуют времени и внимания.

14.  Почему мастер отказывается отправлять заказ обычной бандеролью?

Потому, что правилами Почты России товарные вложения запрещено отправлять обычной бандеролью, она предназначена только для бумажной корреспонденции и печатных изданий.

15.  Но маленькую вещь можно же замаскировать под толстое письмо, например?

Можно. Но не каждый мастер на голубом глазу сумеет соврать на вопрос оператора о составе отправления. А мастера обычно не берутся за то, чего не умеют.

наложенный платеж

16.  Мастер хочет отправить заказ 1-м классом. Зачем мне это?

Отправления 1-го класса перевозят в пластиковых контейнерах, отдельно от остальных посылок, что, по идее, должно способствовать их сохранности. И хотя тут все-таки стопроцентной гарантии нет, по собственному опыту могу сказать, что приходящие ко мне желтые коробки выглядят менее «усталыми». Если вес отправления невелик, то пересылка 1-м классом может оказаться даже выгоднее, чем простая посылка. И еще один бонус: в некоторых городах отправления 1-го класса приносят на дом бесплатно.

17.  Почему некоторые мастера настаивают на полной оценке стоимости посылки, ведь это делает доставку дороже и невыгоднее для покупателя?

Дороже. Но выгоднее ли покупателю потерять всю сумму заказа в случае, если в пути посылка будет утеряна/украдена/повреждена?

18.  А почему же тогда немалое количество мастеров отправляет заказы вообще без оценки?

Часто об этом просят покупатели и мастера идут им навстречу. Если же хендмейдер сам принимает такое решение, то делает это обычно в том случае, когда работа не очень дорогая, не слишком долгая в изготовлении. В случае форс-мажора (которые, надо признаться, происходят не так часто) мастер возмещает ущерб покупателю (новой работой или деньгами) из собственного «страхового фонда». 

19.  Если посылка пропала на почте, должен ли мастер вернуть покупателю деньги?

Да, если покупателем была оплачена страховка на полную стоимость вложения или отправитель по собственной инициативе ее не оплачивал/оплачивал частично. Также, если есть такая техническая возможность, то обычно с мастером можно договориться об изготовлении повтора утраченной вещи.  Если покупатель сам не захотел тратиться на полную оценку и был предупрежден о возможных рисках, то, по справедливости, и мастер ему ничего не должен. Однако, рукодельники нередко и тут идут покупателю навстречу. Но это только при «взаимном непротивлении сторон».

20.  Почему мастера так не любят наложенный платеж?

Потому, что им, видимо, уже встречались люди, у которых движения пальцев по клавиатуре компьютера хаотичны и плохо контролируемы головным мозгом. Такие забывчивые/недобросовестные/ветреные/внезапно поиздержавшиеся, с позволения сказать, «покупатели» имеют свойство заказывать много и активно, но забирать собираются далеко не все. А мастер, вместо денег, спустя полтора-два месяца имеет на руках: потраченное время, вынутые из оборота деньги и товар, два чека за путешествие посылки «туда» и «обратно» + затраты на упаковку, страховку и прочие «удовольствия». Расходы — налицо, а работа не продана. Крупные интернет-магазины такие расходы «проглатывают» достаточно легко за счет больших объемов продаж, но для того, кто зарабатывает своими руками, такие убытки слишком велики. Добросовестные покупатели ценят наложенный платеж за возможность платить не сразу (за время, пока заветная коробочка добирается до пункта назначения, можно успеть получить зарплату, наследство, нобелевскую премию, убить старушку-процентщицу). Однако совершенно не учитывают, что при этом переплачивают. И от недобросовестных продавцов наложенный платеж — плохая защита, так как выяснить, на каком этапе доставки китайская ваза эпохи Мин (по описи — «белая ваза в синий цветочек, б/у») превратилась в фаянс с современных шанхайских развалов, получится, видимо, только в суде.  

доставка

Так сколько же может стоить честная доставка почтой?

Наверное, столько, сколько вы согласились оплатить.

Мы все разные — по-разному видим мир, по-разному живем, по-разному работаем, выбираем разные пути. Поэтому и с покупателями общаемся и рассчитываемся так, как умеем, как понимаем, как считаем нужным. А покупатель соглашается. Или нет. Каждый из нас свободен в своем выборе и имеет право дорожить честно заработанной копейкой, гривной, пиастром. 

От души желаю:

мастерам — творческих свершений и успешных продаж,

покупателям — удачных покупок,

всем нам — взаимопонимания!

У всех, кто осилил этот «эпос», прошу прощения за многабукаф 

платеж

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade