Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Часть 2: Ода мастеру. Истоки книгопечатания. Техника обрезной ксилографии.

Часть 2: Ода мастеру. Истоки книгопечатания. Техника обрезной ксилографии.

Виды творчества:   Живопись и рисование
Часть 2: Ода мастеру. Истоки книгопечатания. Техника обрезной ксилографии. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Публикация вторая.Первая часть "Художник и мастер" здесь: https://www.livemaster.ru/topic/2428351-iz-istorii-starinnoj-pechatnoj-grafiki-hudozhnik-i-master?vr=1&inside=1

Изображение: В. А. Фаворский за работой. Линогравюра. 1961 г.

Может, кому-то представленная здесь информация покажется общеизвестной и очень доступной, ведь есть же интернет…  Буду этому даже рада. Но спасибо тем, кто меня поддерживает, ведь не просто так мне часто задают  вопросы типа: «Что такое "гравюра"?»; «А гравюра на стали — это «златоустовская»?, «Чем отличается один лист от другого?», «Литография — это гравюра?",  и "Почему столько?(стоимость)". Как мне кажется, вот допустим, мастер вяжет, и тот, кто у него приобретает изделие, имеет право на наивный вопрос: «А как это?». Вполне могу представить себе людей (Боже, какие мы все разные?!), которые ни капли не понимают, что за зверь такой «связанная в ручную вещь». Это тут контингент такой «рукодельный». Пример не совсем удачный, может быть, в виду других наших культурно-ментальных особенностей, но направление мысли, думаю, ясно.

Гравюра — многогранная очень трудоемкая техника, требующая большой любви и великого мастерства. Мастера часто пишут в своих публикациях, здесь на Ярмарке Мастеров, о любви к своему делу, вечном пути совершенствования и вдохновении. Гравировальных техник несколько, может, исчерпать эту тему невозможно, ввиду «вечного совершенствования» и индивидуального пути каждого истинного мастера, но основные типы, с их различиями и особенностями, постараюсь озвучить в этих публикациях. Например, буквально чуть более 100 лет назад не существовало линогравюры (Пример: Илл. Фаворский в заглавии публикации) — гравюры на линолеуме, которую изобрели, кстати, наши (русские мастера), и которая впоследствии стала отдельным видом декоративного искусства со своими шедеврами и именитыми мастерами. Но это уже 20-й век, а до этого был долгий сложный путь освоения Мастером техники гравирования...

Люди еще с древности стремились воспроизвести и сохранить уникальные памятники искусства. Разум и красота — что еще нас делает Человеком? (Вопрос риторический, понимать в широком, философском смысле:)) Еще в античном Риме копировались произведения греческой живописи и скульптуры. До изобретения печати все произведения кропотливо создавались и тиражировались (если это понятие можно применить к единичному ручному воспроизведению) вручную. Благодаря самоотверженному труду мастеров и художников развивалось и сохранялось наследие человеческой культуры. Ручное копирование требует очень больших затрат труда и времени, а дает только одно-единственное повторение оригинала. Как же восхитительны дошедшие до нас рукописи! Их единицы, и большая часть, естественно, хранится в музеях.

Пример рукописной книги:

техника

 Рукописная книга. Византийская миниатюра. 14 век.

обрезная ксилография

Славянская рукописная книга (Россиская Государственная библиотека).

Идея многократного воспроизведения  — репродуцирование —  в Европе смогла осуществиться только в эпоху Возрождения, после изобретения способа механически печатать художественное изображение посредством гравюры.

Самая первая ступень становления книгопечатания — гравюра на дереве, или ксилография, известная на Востоке уже более тысячи лет (история долгая и сложная, на самом деле никто не знает как давно), в Европе же появилась только в эпоху раннего Возрождения, в самом конце 14 века.

Пример ксилографии Востока:

гравюра на дереве

Китайский календарь 9 века.

 история

По реке в День поминовения усопших. Малый фрагмент свитка XII века. Чжан Цзэдуань (1085-1145) – придворный художник династии Сун.

И получила широкое распространение в 15-16 веках. Для печатания гравюр вместо пергамента стали теперь применять значительно менее дорогой, новый для Европы материал — бумагу. Трудно назвать материал, который для других видов изобразительного искусства имел бы столь же важное значение, как бумага для графики. В рисунках и в гравюрах цвет бумаги играет роль светоносной среды, активно участвуя в композиционной структуре листа и во многом предопределяя ее характер.  Гравюра впервые позволила печатать не только рисунок, но и текст. До тех пор, пока не получила повсеместное распространение гутенберговская техника набора из подвижных литер, текст каждой страницы вместе с иллюстрациями гравировался на одной деревянной доске.

мастер

Типография времен Гутенберга

Возможно ли сейчас представить такое? Каждая черточка, вырезанная терпеливым Мастером, несла просвещение человечеству. Можно не бояться преувеличить «времязатраты». Как говорится, называй больше — не ошибешься.  А брак? И это только одна страница, а на ней возможно еще изображение… Оттиски часто были рассчитаны на последующую ручную раскраску яркими локальными цветами. И «истирались» в процессе печати...

Пример ксилографии, выполненной в обрезной технике:

репродуцирование

Страница из ксилографической книги XV века «Песнь песней».

Собственно, о технике.

В начальный период своего развития гравюра на дереве располагала скромными техническими возможностями. Это была так называемая обрезная, или, иначе, продольная, ксилография. Она выполнялась на досках обычного типа (древесные волокна идут параллельно поверхности), из пород дерева средней твердости: груши, липы. На отшлифованную поверхность такой доски обычно пером наносился рисунок, каждая линия которого обрезалась ножом с обеих сторон. Затем ножами и долотцами различного сечения выдалбливались, углублялись все пробелы между штрихами, так что рельефно выступающими оставались только линии рисунка и получалась выпуклая печатная форма. Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник — резчик по дереву, старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение. Таким образом в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением. С другой стороны, если бы авторы-художники сами во всех случаях резали доски, вряд ли им удалось бы оставить такое большое ксилографическое наследие, как, например, Дюреру, у которого насчитывается около 190 гравюрных листов.

гравюра

А.Дюрер. Четыре всадника. Обрезная ксилография, 1498.

Первоначально ксилографии печатали притиранием бумаги к доске тряпкой или косточкой. С распространением книгопечатания оттиски с гравированных деревянных досок стали получать также в обычном типографском станке для высокой печати.

При выполнении обрезной гравюры возникают значительные трудности: нож резчика легко движется вдоль по упругим слоям дерева, но встречает сильное сопротивление в тех местах, где линии рисунка, особенно если они изогнуты, идут поперек или вкось. Отсюда известная примитивность ранних обрезных гравюр, которые носили обобщенно-линеарный характер, давая в основном схематичные контурные изображения, нередко по своему очень выразительные и изысканно стилистически найденные. Еще не были разработаны приемы для передачи тональных переходов. Значительно большими возможностями, как по передаче тональных градаций, так и мелких деталей изображений, располагала тонкая и изящная техника резцовой гравюры на меди.

Об этом читайте в следующей публикации. Спасибо за внимание, надеюсь, вам было интересно. Продолжение следует…

Дюрер. Ксилография «Носорог», 1515 г.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email